В зале Свободы Музея Бориса Ельцина прошёл паблик-ток, посвящённый 30-летию выхода на российские телеэкраны культового сериала 90-х «Твин Пикс», а также концерт по мотивам музыки из любимого сериала.
«Твин Пикс» вышел на телевизионные экраны страны 4 ноября 1993 года, и сразу завладел вниманием телезрителей. Непривычно яркий, мистический, не то детектив, не то хоррор, не то драма, пронизанный тревожной музыкой, он оказал огромное влияние на массовую культуру эпохи 90-х.
Тридцать лет назад поклонники сериала обсуждали каждую серию, записывали сюжетные ходы, делали ставки и приглашали гостей на очередную серию. Очень скоро телезрители поняли, что всё в сериале, а не только совы – «не то, чем кажутся». Его особая атмосфера и эстетика никого не оставили равнодушным. Сериал стал символом новой эпохи, реалии которой стремительно менялись каждый день.
Превратившийся в отдельный контекстуальный феномен, который повлиял не только на кино и литературу, но и культуру в целом, фильм-мираж объединил поклонников, которые искренне полагали, что «тот, кто видел это, никогда не станет прежним, а с тем, кто не видел, не о чем говорить». В 2019 году журнал Rolling Stone назвал «Твин Пикс» самым страшным сериалом в истории кино.
Поговорить о «Твин Пикс» в день 30-летия выхода на экраны страны пришло много поклонников. Музей пригласил специалистов из самых разных областей, чтобы объяснить феномен неослабевающей популярности фильма. Так, Александр Дерябин, историк кино, рассказал о Дэвиде Линче и истории появления сериала, об актёрах, их героях и о том, как сериал повлиял на жизнь каждого из них.
Михаил Витушко, философ, младший научный сотрудник Института философии и права проанализировал сакральные и культурные символы, и философские течения, вплетённые в ткань повествования. Тимофей Чаплюк, музыковед, культуролог отдал должное музыке Анджело Бадаламенти и главной музыкальной теме сериала – песне Falling, текст к которой написал сам Дэвид Линч. Марина Степанова, стилист, исследователь в сфере моды убедила всех собравшихся в том, что костюмы, которые носили герои сериала, не только дополняли их самих, повлияли на коллекции ведущих модных домов эпохи 90-х, но и остаются абсолютно актуальными сегодня.
Вёл паблик-ток Иван Эрднев, специалист по экскурсионным и специальным программам Музея Бориса Ельцина.
О тех, кто снял «Твин Пикс», рассказаны сотни историй. Известно, что Дэвид Линч, режиссёр и продюсер сериала ещё до «Твин Пикс» снимал странное, ни на что не похожее кино. Однако у Линча две Золотых пальмовых ветви – за «Диких сердцем» и «Малхолланд Драйв». Также он снимает клипы, записывает музыкальные альбомы, сочиняет концепции для художественных выставок, увлекается трансцедентальной медитацией и даже написал об этом книгу «Поймать большую рыбу». Словом, неординарный человек, как и все его фильмы. Четырежды женат, отец четверых детей. Живёт в Лос-Анджелесе и, как агент Купер, обожает кофе – даже запустил собственную линейку органических кофейных зёрен.
Сценарист Марк Фрост до «Твин Пикс» отметился работой над полицейской драмой «Блюз Хилл-стрит» и над сценарием фильма «Фантастическая четвёрка». Кроме того, он писал детективы, фэнтэзи и книги об истории гольфа. Российский читатель знаком с его романами «Список семи» и «Шесть мессий» о следователе Конан Дойле. На съёмочной площадке «Твин Пикса» частенько замещал Линча, когда тот отвлекался на «Диких сердцем». Уоррен Фрост, отец сценариста, сыграл в «Твин Пиксе» доктора Уилла Хейорда.
Композитор Анджело Бадаламенти познакомился с Линчем в 1986 году на съёмках фильма «Синий бархат», куда был приглашён как учитель пения для Изабеллы Росселини. Кстати, написал для неё песню на стихи Линча, сыграл в фильме пианиста-аккомпаниатора и очень скоро стал любимым композитором режиссёра. После он много и плодотворно сотрудничал с Линчем, написал музыку для «Твин Пикс», «Диких сердцем», «Малхолланд Драйв», «Шоссе в никуда» и «Простой истории». Получил премию «Грэмми» за главную музыкальную тему в «Твин Пикс». А кроме того работал со звёздами первой величины – Дэвидом Боуи, Полом Маккартни, Майклом Джексоном, Ниной Симон. Написал музыку для фильма «Сталинград» Фёдора Бондарчука.
И наконец, Кайл Маклахлан, актёр, без которого «Твин Пикс» был бы невозможен. Он стал знаменит благодаря фильму Линча «Дюна». Агента ФБР впервые сыграл в фантастическом триллере «Скрытый враг». За роль Купера получил «Золотой глобус». Исчез из большого кино после ссоры с Линчем, но без работы не остался. Отчасти благодаря жене, телевизионному продюсеру Дезире Грубер, снялся в сериалах «Отчаянные домохозяйки», «Секс в большом городе», «Как я встретил вашу маму», «Агенты Щ.И.Т.». Подолгу живёт в родном штате Вашингтон, где занимается виноделием. Маклахлан родом практически из окрестностей Твин Пикс.
Александр Дерябин, историк кино, обратил внимание, что среди фанатов сериала существует такое мнение, будто настоящий линчевский «Твин Пикс» – это только первый сезон. Второй сезон делали разные режиссёры. А третий и вовсе покатился не туда.
– На самом деле это не так, – не согласился Александр. – И в первом сезоне Дэвид Линч снял только две серии, но он и Фрост определяли всю сюжетную канву фильма. Он остаётся главным автором этой картины. Соглашусь лишь с тем, что уже во втором сезоне сериал развернулся куда-то не туда. Стало больше фриков, натужного пародийного комикования. И всё же, если смотреть все серии подряд, то складывается впечатление, что это один большой фильм, который задумывался Линчем изначально. Различия между сезонами есть, но не настолько существенные. Самый первый я бы сравнил с рыбалкой, вроде что-то начинает происходить, но ничего не происходит, только разжигается аппетит телезрителей. И в какой-то момент главный вопрос, кто же убил Лору Палмер, отходит на второй план, становится несущественным по сравнению с тем, что открывается зрителю, и что происходит в этом городке.
Во втором сезоне ритм сбивается, но это не значит, что это не линчевская продукция. Изначально Линч не хотел раскрывать имя убийцы, он хотел сохранить его в тайне. И в первом сезоне ему это удалось. Во втором сезоне продюсеры настояли на том, чтобы он назвал убийцу. Исчадье ада Боб вселяется в Лиланда Палмера и убивает Лору. А в творческой группе случается разлад. В третьем сезоне действие из замкнутых интерьеров Твин Пикс переходит в большой лес. И уже не маленький городок, в поле зрения появился весь мир.
Александр напомнил, что в американской кино- и телеиндустрии не существует никакой авторской свободы, поэтому и не стоит вопрос – линчевский или не линчевский сезон. Процессом руководят продюсеры. Снимается пилотная серия, показывается зрителю и уже потом принимается решение – снимать или не снимать сериал, а если снимать, то сколько серий. Линчу на съёмке пилота неслыханно повезло. Во втором сезоне потребовали раскрыть имя убийцы. Линч сопротивлялся. На него давили. Может быть, поэтому сезон оказался слабее.
«Твин Пикс» не совсем обычный горизонтальный сериал. У него нет сюжетных крючков в первой серии, где завязывается сюжет, и развязка происходит не в конце сериала, а едва ли не в каждой серии. Сериал сломал жанровые схемы, может быть, в этом его новизна. Потом так начали снимать многие сериалы. Например, Lost, который не было никакой необходимости растягивать на шесть сезонов. Но пока есть интерес, сценаристы будут скармливать зрителю миллионы версий, и потом профессионалы как-нибудь сведут концы с концами в завершении сериала. Александр проанализировал слабые стороны «Твин Пикс». Это и ослабление сюжетных линий, характерное для всех фильмов Линча, и отсутствие сколько-нибудь достоверной мифологии в отношении индейского этноса. И то, что главный герой сериала агент ФБР Купер, по сути альтер эго самого Линча, никак не развивается от серии к серии. Он всё также любит кофе и вишнёвый пирог, как и сам Линч, но даже самые страшные события никак не меняют его ни внешне, ни психологически. Кроме того, Александр обратил внимание на множество сюжетных пересечений со Стивеном Кингом в изображении природы зла.
Сегодня, в отличие от 90-х, участники киноклуба в Ельцин Центре могут сравнивать и Линча, и Кинга, благодаря ретроспективным показам их фильмов. И иметь собственное мнение. Однако, по мнению киноманов, это никак не умаляет заслугу и влияние сериала «Твин Пикс» на культуру в целом.
Встречу поклонников сериала завершил музыкальный перформанс – импровизация, вдохновлённая музыкой и отражением сериала «Твин Пикс» в медиа 90-х.
Паблик-ток, газетные заметки критиков о сериале или анонсы выхода новых серий на телевидении из 90-х – это документы эпохи, передающие дух времени, которое сегодня может показаться затонувшей Атлантидой, и свидетельствующие о том, как видели «Твин Пикс» люди в России 90-х. В то же время интересно наблюдать за тем, как сказанное в этих документах звучит сегодня. Оно по-прежнему призрачно присутствует в нашей жизни.
В перформансе участвовали музыканты Антон Зубарев (клавишные), Юрий Нечаев (кларнет), Данила Матросов (электрогитара, семплирование, куратор концертной программы).