ТВ в эпоху перемен

7 декабря 2021 г.Татьяна Филиппова
ТВ в эпоху перемен

В Музее Бориса Ельцина 21 ноября, во Всемирный день телевидения состоялась пятая, финальная экскурсия из цикла «Российская пресса между пропагандой и независимостью», посвящённая телевидению в эпоху 90-х.

Сам цикл экскурсий стал результатом многочисленных встреч с известными журналистами и главными редакторами российских СМИ, благодаря которым формировалась новая российская журналистика.

Экскурсии адресованы школьникам, выбирающим профессию, студентам журфаков и начинающим журналистам. Впрочем, интерес к циклу проявили и преподаватели вузов. Первые четыре экскурсии были посвящены таким непростым и злободневным темам, как «Пресса и власть», «Пресса и война», Пресса и деньги», Пресса и читатели».

Все экскурсии подготовили и провели руководитель научного отдела Музея Бориса Ельцина Евгений Емельянов и сотрудник пресс-службы Ельцин Центра Елена Володарская.

Экскурсия началась в «Лабиринте истории ХХ века». Ведущие рассказали о появлении телевидения как технического изобретения. В России этим занимался профессор Розинг — русский физик, учёный, педагог, изобретатель телевидения, автор первых опытов по телевидению, за которые Русское техническое общество в 1912 году присудило ему золотую медаль и премию Сименса. Он создал более 120 схем и систем телевизионных устройств. «Способ электрической передачи изображений на расстояние» был запатентован в Англии и Германии в 1909 году. Научные планы Розинга прервала сначала Октябрьская революция, а после Гражданская война. Работу над совершенствованием электронной передачи изображения успешно продолжил его ученик Владимир Зворыкин, эмигрировавший в Америку в 1920 году. В России научная работа была приостановлена. Борис Розинг в 1931 году был арестован по «делу академиков» и выслан в Архангельск, где скончался спустя три года.

Владимир Зворыкин в 1923 году в США получил патент на телевещание, осуществляемое электронным принципом. В 1928 году его пригласили возглавить лабораторию электроники RCA (Американской вещательной компании, англ. Radio Corporation of America — ред.), и в Россию электронное телевидение пришло уже в 1938 году с оборудованием RCA, хотя было скорее техническим аттракционом, чем средством передачи информации. В российском информационном поле доминировали печатные издания и радио. Кроме того, качество картинки оставляло желать лучшего. Может быть, поэтому мы не имеем ни одного телевизионного изображения Сталина.

Новый виток развития отечественного телевидения начинается в период оттепели — в середине 50-х годов прошлого столетия. В крупных городах появляются телецентры. В Свердловске телевидение начало свои трансляции 6 ноября 1955 года. А в середине 60-х прочно вошло в дома горожан и сельских жителей. Первые телеприёмники: «КВН», «Радий», «Рассвет», «Рекорд», «Горизонт». Сначала с чёрно-белым, а к концу 70-х и цветным изображением.

Первым генеральным секретарём, обратившимся к гражданам по телевидению, был Леонид Брежнев. Обращения не были прямым эфиром, они давались в записи. Конечно, Брежнев читал по бумажке, в то время не было телесуфлёров, но тем не менее, само по себе телевизионное обращение к гражданам страны станет важным маркером в процессе развития телевидения. Появляются новостные передачи, такие как «Новости» и «Время». Развлекательные: «КВН», «А ну-ка, девушки», «Алло, мы ищем таланты!», «Кабачок „13 стульев“», «Клуб путешественников», «В мире животных», «Кинопанорама». Детские: «Будильник», «В гостях у сказки», «Весёлые старты». И серьёзные аналитические программы— «Международная панорама», «Человек и закон», «Очевидное-невероятное».

В начале 80-х в течении трёх лет друг за другом уходят из жизни генеральные секретари Брежнев, Андропов, Черненко. В 1985 году к власти приходит Михаил Горбачев, сравнительно молодой политик (54 года — ред.). Он последний генеральный секретарь ЦК КПСС, первый и единственный президент Советского Союза. Вместе с ним приходит перестроечное телевидение. Оно становится более прогрессивным и реформаторским, чем сама власть.

Борис Ельцин, будучи ещё региональным руководителем, активно использовал телевидение. Он не только записывал обращения к уральцам, но и инициировал прямые эфиры, во время которых зрители могли позвонить в студию и задать первому лицу области свой вопрос. Это было задолго перестройки.

Программа «Взгляд», появившаяся в 1987 году, полностью изменила представление граждан СССР о телевидении. Она шла в прямом эфире. Риторика передачи, которая выходила каждую пятницу, была не официозной, а скорее общечеловеческой и доверительной. Её ведущие — Олег Вакуловский, Дмитрий Захаров, Александр Политковский, Владислав Листьев и Александр Любимов — выглядели очень неформально в свитерах, джинсах, футболках и клетчатых рубашках. Содержание передач — буквально все сферы жизни: от политики до музыки, и казалось, для молодых журналистов нет запретных тем. Музейные медиа-программы позволяют увидеть отдельные сюжеты и выпуски передачи «Взгляд». Здесь же представлены новаторские для того времени передачи ленинградского телевидения.

Говоря о перестроечном телевидении, ведущие не могли не упомянуть о телемостахв прямом эфире между Россией и Америкой, которые вели Фил Донахью и Владимир Познер. Это были первые ток-шоу на российском телевидении, которые потом получили широкое распространение.

Появлялись новые телевизионные каналы, где было много музыки, анимации, развлекательных программ и зарубежных фильмов. Они составляли альтернативу государственным каналам.

В памятный день 19 августа 1991 года зрители увидели на телеэкранах «Лебединое озеро», прерывавшееся официальными сообщениями от ГКЧП о болезни Горбачёва и временном отстранении его от руководства страной. Чудом прорвался в эфир программы «Время» сюжет журналиста Сергея Медведева о том, что происходит на улицах Москвы. За этот репортаж Медведев был сначала уволен, а затем восстановлен. Со временем он стал ведущим обозревателем Информационного телевизионного агентства Российской государственной телерадиовещательной компании «Останкино», главным интервьюером первых лиц государства и автором собственных программ.

Пресс-конференция с «гекачепистами» также шла в прямом эфире. В музейной экспозиции экскурсантам продемонстрировали тот фрагмент, где журналистка Татьяна Малкина задаёт заговорщикам крайне неудобный вопрос: «Понимаете ли вы, что сегодня ночью совершили государственный переворот?» и предлагает самим выбрать аналогию — с 1917 годом, когда свершился Октябрьский переворот, или с 1964 годом, когда сместили Никиту Хрущёва. Следует отметить, что Татьяну Малкину позже пригласили войти в президентский пул Бориса Ельцина.

Новой России были необходимы новая пресса и новое телевидение. В этом смысле уникальна история появления НТВ, о чём рассказывают экскурсоводы. Следующая страница музейной экспозиции — конституционный кризис, расстрел Белого дома и штурм «Останкино».

Возле экспозиции передачи «Куклы» ведущие рассказывают, что Ельцин спокойно воспринимал критику в свой адрес. Однажды Виктор Черномырдин пожаловался Ельцину на то, что «Куклы» совсем распоясались. Ельцин ответил ему довольно категорично: «Я терплю, и ты терпи». Борис Ельцин поддерживал независимые СМИ и свободу слова.

Однако телевидение уже нельзя назвать независимым. Оно всё больше зависит от рекламы и частного капитала. Из-за попытки упорядочить рынок рекламы на телевидении 1 марта 1995 года в подъезде собственного дома погибает журналист, телеведущий, генеральный директор ОРТ Владислав Листьев. Убийцы не найдены до сих пор. Это огромная потеря для телевидения. Вместе с «Останкино» тогда скорбила вся страна.

Едена Володарская и Евгений Емельянов подробно рассказывают о том, как освещались журналистами военные действия в Чечне. Это время, когда журналистская профессия становится опасной. Чего стоит интервью Елены Масюк с Шамилем Басаевым в лагере боевиков на территории Чечни. 10 мая 1997 года Елена Масюк была похищена боевиками вместе с оператором Ильёй Мордюковым и звукооператором Дмитрием Ольчевым. Через месяц в Чечне похитили журналистов телепрограммы «Взгляд» Владислава Черняева и Ильяса Богатырёва. Все пятеро были освобождены 17 августа 1997 года. Выкуп в размере 1,5 млн долларов США за журналистов выплатил банк Владимира Гусинского.

Следующий сюжет в экскурсии — выборы 1996 года, когда все демократические силы в стране, и в том числе многие журналисты, сплотились вокруг президента. Как утверждают зарубежные наблюдатели, это была беспрецедентная предвыборная кампания, предпринятая с единственной целью — не допустить возвращения к власти коммунистической партии во главе с Геннадием Зюгановым.

Экскурсия завершилась в президентском кабинете рассказом о том, как записывалось последнее обращение Бориса Ельцина к гражданам страны. Оно записывалось дважды. Все члены телевизионной группы, вспоминает режиссёр Калерия Кислова, осознавали, что присутствуют при историческом моменте.

Наперекор прогнозам, телевидение продолжает занимать значительное место в жизни россиян. К нему добавился интернет с его безграничными возможностями. Он подарил шанс каждому попробовать себя в роли журналиста. Однако даже самые широкие возможности Сети не отменяют профессиональной журналистики. Окружённая ореолом романтики, она до сих пор остаётся одной из самых востребованных профессий.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.