В рамках программы киноклуба 23 декабря в Ельцин Центре в Екатеринбурге состоялась встреча с режиссёром Александром Коттом – автором нашумевшего сериала «Троцкий».
В разговоре приняли участие редактор сайта журнала «Искусство кино» кинокритик Евгений Майзель и старший преподаватель Высшей школы экономики, кандидат исторических наук, автор и составитель книг о Льве Троцком Александр Резник.
Мировая премьера многосерийного фильма «Троцкий» с успехом прошла на основной площадке знаменитого Каннского кинофестиваля – в «Гранд театре Люмьер». Лента вызвала интерес за рубежом не только у рядового зрителя, но и у кинопрокатчиков, которые хотели узнать, как российский кинематограф отрефлексирует столетие Русской революции. Историческую драму представил Первый канал. Главную роль в фильме сыграл Константин Хабенский. Александр Котт подчеркнул, что роль писалась специально для него. Если бы актер отказался, проект не состоялся бы вообще.
Сам Хабенский в многочисленных интервью говорит, что личность Троцкого ему крайне несимпатична. Свою актерскую задачу он видел в том, чтобы показать, как Троцкий превращается в революционера и террориста, как набирает популярность в массах, как пьянеет от собственной безнаказанности, как становится пешкой мировой политики.
Александр Котт, наоборот, признался, что не мог не любить своего героя и, соответственно, оправдывает его. По мере погружения в материал он понимал, что Троцкий был заложником идеи всемирной революции. И часто просто не мог поступать иначе.
Создатели фильма крайне деликатно обходились с историческим материалом, несмотря на то, что перед ними не стояла задача максимально точно воспроизводить все подробности биографии Троцкого. Их больше интересовала драматургия образа, его эмоциональная составляющая.
Сюжет сериала развивается вокруг интервью Троцкого канадскому журналисту Фрэнку Джексону (1940 год). Фрэнк Джексон – вымышленное имя Рамона Меркадера, который родился в семье испанской коммунистки, агента советской разведки Каридад Меркадер. Удивительно, что именно мать в 1937 году помогла НКВД СССР завербовать сына и благословила его на убийство Льва Троцкого.
Меркадер был идеальным кандидатом на роль убийцы ненавистного Сталину Троцкого. Он обладал фотографической памятью, быстрой реакцией, способностью ориентироваться в темноте, разбирать и собирать «маузер» за три минуты.
В сериале Лев Троцкий, потерявший за годы изгнания всех близких, понимает, что Сталин будет преследовать его до конца дней. Он принимает вызов, но теперь его оружием становятся не пули, а слова. По сути, он наговаривает политическое завещание, впервые искренне рассказывая о том, как бедный еврейский юноша, присвоив фамилию своего тюремщика, смог стать пророком нового мира. Для записи воспоминаний он приглашает молодого журналиста. Джексон – не послушный секретарь. Он идейный противник и задает Троцкому неудобные вопросы, которые заставляют того обратиться к тем страницам жизни, о которых хотелось бы забыть.
Некоторые из зрителей, пришедших поговорить с режиссером о фильме, признавались, что с первых серий фигура Троцкого вызывала у них отторжение и неприятие – настолько убедительной она была в исполнении Хабенского. И только историческая справедливость и тот факт, что личность Троцкого была намеренно предана коммунистической партией забвению, вернули их к просмотру фильма.
Многое в фильме разнится с официальной версией истории Октябрьской революции, которую в советское время преподавали в школе. И это тоже вызвало определенный интерес у зрителя.
Режиссер подчеркнул, что сериал «Троцкий» не документальный, а именно художественный. У его создателей не было задачи рассказать всю правду о революции. Гораздо важнее показать, к чему приводят опасные идеи.
Так, преувеличенной показалась версия о том, что Троцкий один руководил восстанием. Якобы он бы решил сделать себе подарок ко дню рождения 25 октября (по старому стилю – ред.) и, воспользовавшись отсутствием Ленина в Петрограде, дал сигнал к восстанию. Понимая, что в России человек с еврейскими кровями не может быть вождем революции, Троцкий передает лавры победителя Ленину.
С этой версией не согласился историк Александр Резник. Он предложил свою версию развития событий – более научную и академическую. Как биограф Троцкого, он работал не только с частными воспоминаниями, которые зачастую слишком субъективны, но и с документами, которые при изучении сухо, но достоверно воссоздают другую картину далекого прошлого. Это уже не область интерпретаций, а территория конкретного исторического знания. Хотя истории известны случаи, когда и документы подделывались в угоду идеологии и пропаганде.
Александр Резник, в свою очередь, адресовал режиссеру и вопрос коллеги из Принстона, профессора антропологии Сергея Ушакина (Princeton University – частный исследовательский университет, один из старейших и самых престижных вузов США – ред.) – какими критериями пользовались создатели сериала в отборе фактического материала, и где проходила та грань, когда они готовы были сохранять объективные факты, а когда идти на искажение в угоду художественному образу?
Александр Котт еще раз подтвердил, что сериал не о Троцком, а об образе Троцкого. Существует такое понятие – «по мотивам». Это дает художнику определенную свободу в интерпретации материала. Иногда создатели шли намеренно на искажение материала в крупном плане, но в мелочах, наоборот, старались быть достоверными.
Участникам обсуждения показали редкие кадры хроники с историческими личностями – героями сериала «Троцкий»: Лениным, Сталиным, Троцким, Крупской, Бухариным, Каменевым, Зиновьевым, а также российские и зарубежные художественные фильмы и спектакли, посвященные Троцкому.
Евгений Майзель подвел черту под обсуждением сериала: фильм состоялся, если вызывает столько горячих споров и желание самостоятельно погрузиться в материал и разобраться в том, какой на самом деле была историческая реальность, какую роль сыграли в ней те исторические личности, о которых повествует сериал.
Незадолго до обсуждения Александр Котт посетил Музей первого президента России Бориса Ельцина. Он поделился своими впечатлениями и посетовал на то, что не было достаточно времени, чтобы изучить экспозицию подробно.
– Это, правда, невероятно. Я сел в троллейбус, и сработал эффект погружения: вспомнил всё, вплоть до ощущений того времени. В 1991 году я был еще школьником, но все события помню, как будто они происходили вчера, – сказал Александр. – Здорово, что есть такой музей. Я понял: здесь можно ходить целый день с утра до вечера. И здесь куча народа. Главное – не оценивать то время понятиями «плохо» или «хорошо». Главное – его помнить. Мне это очень понравилось. 90-е – моя молодость. Это время, когда ничего не было и все-таки было всё. Не было денег, негде было жить, нечего есть, но мы тогда думали не об этом. Подарки друзьям были не куплены, а сделаны своими руками. Я не про то, что то время было замечательным, хотя оно было замечательным. Просто мы иначе жили, иначе дышали. И главной ценностью были друзья, а не машины, дома или квартиры. И всё же в те времена я возвращаться не хочу.