Тофик Шахвердиев: «Искусство всегда говорит о тривиальных вещах»

30 июля 2019 г.Михаил Лузин
Тофик Шахвердиев: «Искусство всегда говорит о тривиальных вещах»

Режиссёр Тофик Шахвердиев 25 июля представил в Ельцин Центре свой новый фильм «Моё село Рябина». Показ прошёл в рамках цикла публичных диалогов с журналистом Валерием Выжутовичем «Другой разговор».

Фильм вызвал у екатеринбуржцев острую дискуссию, поскольку затрагивает одну из самых актуальных тем — отношения между Украиной и Россией. Мастер также рассказал об упадке неигрового кино, Екатеринбурге, Ельцине и 90-х.

— Да у вас герой в кадре постоянно выпивает!

— И вообще, зачем сравнивать Украину и Россию?

— Нам это чуждо!

— Как это в России народ ничего не решает? Возьмите последний пример со сквером в Екатеринбурге: народ встал!

Такие реплики звучали в зале после показа фильма. «Моё село Рябина» был снят в одном из украинских сёл у границы с РФ. Здесь работает и живёт простой крестьянской жизнью 80-летний писатель и корреспондент радио «Свобода» Анатолий Стреляный. В основе фильма —монолог Стреляного о том, что есть Украина, что есть Россия, почему между ними сегодня такие отношения. Чем украинцы отличаются от русских, что есть демократия и почему власти любой страны хотели бы от нее избавиться. Писатель отмечает тонкие различия в культурном коде двух народов:

«Власть в России никому не запрещает держать сто гусей, но желающих меньше, чем в Украине»

«Русский человек чуть более беззаботный, чем украинский»

«Украинцы более мещанский, буржуазный, хозяйственный народ, и это роковым образом сказывается на их судьбе. Украинец сдержан и в конфликтной ситуации всегда думает: а что будет с хозяйством?»

«В Украине почти так же, как в России, но чуть больше свободы», — говорит герой фильма.

Монолог Анатолия Стреляного перемежался кадрами сельской жизни и короткими репликами односельчан. Кто-то из них регулярно нелегальными тропами пересекает границу с РФ ради заработка, кто-то воевал в АТО, кто-то работает, кто-то выпивает. По разбитым улицам ходят гуси, на сцене перед местным ДК поёт под фонограмму детский ансамбль в вышиванках. Камера Тофика Шахвердиева беспристрастно фиксирует происходящее и погружает зрителя в реальность далекой украинской деревни.

Тофика Шахвердиева называют гением неигрового кино. Он признанный мастер со своим неповторимым почерком. Режиссёру, как и герою его фильма, 80 лет, и он продолжает активную творческую и преподавательскую деятельность. Работы Шахвердиева неоднократно удостаивались отечественных и зарубежных наград.

По мнению Тофика, неигровое кино — это всегда исследование, попытка понять, что там внутри. «Снимая видимое, покажи невидимое. То, что лежит на поверхности, покажут и без тебя, — учит он студентов киношколы. — Фильм, если это кино, а не телевизионный репортаж или журналистское повествование с картинками, должен быть понятен без авторского комментария. Закадровые пояснения свидетельствуют о том, что ты не умеешь делать кино».

Именно таким вышел фильм «Мое село Рябина»: беспристрастным наблюдением с погружением внутрь. Полемику, возникшую по окончании фильма, Тофик Шахвердиев воспринял с олимпийским спокойствием, как должное. «Если кино не заставляет смеяться, плакать, переживать, сочувствовать, какие бы там умные слова не произносились, оно становиться неумным и ненужным изделием», — сказал он потом в интервью корреспонденту Ельцин Центра.

Кто-то из зрителей обвинял режиссёра и его героя в однобокости и лукавстве, кто-то продолжал рассуждения о качествах русского и украинского народов, оппонируя Анатолию Стреляному или с ним соглашаясь, кто-то пытался найти примирительные слова. Равнодушным не остался никто. Один из зрителей призвал Тофика Шахвердиева ради соблюдения баланса снять аналогичный фильм в русской деревне. Режиссёр ответил, что такой фильм он уже снял несколько лет назад в Ивановской области – «Два мальчика, которые не пьют».

После фильма «Моё село Рябина» Тофик Шахвердиев показал ещё два своих фильма: пятиминутную музыкальную зарисовку без слов, снятую в центре Киева, и точно такую же зарисовку, снятую в Москве на Красной площади. И тем самым мастерски снял накал страстей в зале.

— Я в ваших фильмах увидела любовь к людям, ко всем, — резюмировала увиденное одна из зрительниц.

Затем Тофик Шахвердиев дал интервью для сайта Ельцин Центра.

Встреча с Тофиком Шахвердиевым

О профессии

  • Телевидение начисто убило неигровое кино, и те люди, которые называют себя режиссёрами-документалистами, выполняют функцию журналистов. Взять Парфёнова, Млечина, еще кого-то. Это очень интересные передачи, но это передачи, а не кино.
  • Надо выхватить то, что из человека выскочило. Вот эти искренние проявления и есть то, ради чего стоит снимать, и из чего строится портрет. А так посадили, повесили микрофон, включили — на телевидении быстро лишнее уберут, остальное сложат.
  • Умные слова легко заставить произнести персонажа или диктора. А надо, чтобы истина проснулась в душе зрителя сама. Вследствие того, что он увидел, был потрясен, прочувствовал и понял эту простую мысль.
  • Искусство всегда говорит о тривиальных вещах: надо быть добрым, щедрым, храбрым, надо спасать слабых и так далее. Но если ты говоришь так с экрана впрямую, это мимо. Точно так же детей учат в школе: будь благородным, будь честным, будь добрым. Дети это слушают и охотно повторят, если их спросишь. Надо добиться того, чтобы зритель смотрел, был взволнован, и у него это проснулось как собственное открытие: это он сейчас познал, что надо быть не скотиной, а человеком, и относиться ко всему живому вокруг по-человечески.

О Екатеринбурге, Борисе Ельцине, музее и 90-х

  • У меня сложилось представление о Екатеринбурге по тем фестивалям, на которые я приезжал. Я приезжал поездом, от вокзала недалеко Дом кино, и круг моих впечатлений о городе был замкнутым: казалось, что это что-то такое, ушедшее в прошлое. А сейчас мы ехали в такси, и у меня возникло ощущение, что это мощный город, очень сильный. Когда видишь, что растёт из земли и какого оно качества, ты понимаешь, что это может произойти только там, где есть экономика, где есть промышленность и сильные люди.
  • Для меня Борис Николаевич и тогда, в перестроечное время, и сейчас — это национальный герой, ванька-встанька, непотопляемый, перебороть его нельзя. Сколько раз мощное государство его давило, опрокидывало, а он всё равно поднимался. Это из русской мифологии фигура.
  • Посетив музей, я подумал, что было бы полезно нашим гражданам поголовно побывать здесь. И не просто погулять по этажам, а вникнуть в то, что произошло тогда, и в то, что происходит сегодня со страной. Когда ходишь по музею, наблюдаешь последовательность поступков и событий, понимаешь, что Борис Ельцин — это очень-очень значимая фигура в истории страны. Когда он уходил с поста, он попросил прощения. Попросил прощения и этим подтвердил, что он не мелкотравчатая, злобная, мстительная политическая фигура. Это был действительно очень большой человек. И он простил тех врагов, которые делали все, чтоб его задавить.
  • Однажды я был у Бориса Ельцина в кабинете. Он ещё не был тогда президентом, но в преддверии. И видел его потом пару раз в Доме кино на собраниях демократов. Мне бросилось в глаза то, чего не увидишь в его телевизионном изображении: он мне показался внешне элегантным человеком. Походка, пластика. При всей его громадности, росте, крупности, он был красив в движениях. И еще в нем была необычайная физическая опрятность: прическа, сорочка. Это тоже качество, которое свидетельствует, пусть косвенно, о каком-то человеческом благородстве.
  • В 90-е всё перевернулось вверх тормашками. Было предчувствие изменений, но тем не менее, мы предчувствовали совершенно другое, не то, что сегодня происходит. Мы были на пороге восхитительной смены в лучшую сторону, и это происходило на наших глазах. Несмотря на все перипетии, стрельбу, митинги, ссоры, тюрьмы, танки и так далее, было ощущение, что это всё не зря. Какая-то энергия всеобщая вела на баррикады. Мы все понимали, что если эту гидру подавить, мы очистимся, и всё будет хорошо. Это ощущение исчезло, и сейчас мы в растерянности...

Другие новости

Спектакль

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.