Лаборатория для людей старшего поколения 55+ под руководством Софьи Содерберг и Евгения Кутергина завершилась выставкой «Ткань времени», которая открылась 28 февраля в Образовательном центре. Картины напоминают листы отрывного календаря, выполненные в технике ковроткачества и дополненные личными воспоминаниями.
На занятиях участницы изучали разные способы работы с текстилем. Выбрали ковроткачество и создали свои текстильные картины с памятными сюжетами. Не у всех получилось. Кто-то продолжил воплощать идею личного календаря при помощи вязания крючком. Важно то, что каждая работа в экспозиции связана с определённой датой, имеющей особое значение для автора: для кого-то Новый год или день рождения, годовщина свадьбы или утрата близкого человека. Эти значимые события становились поводом для обсуждения во время встреч, а кропотливый процесс создания ковра помогал оживить в памяти моменты прошлого и запечатлеть их в арт-объекте. Следуя за тактильными ощущениями от разных фактур, которые сами по себе являются терапевтическими, авторы выбирали цвета и сюжеты для будущих картин. На открытие пришли и авторы, и те, кто посещал лабораторию, но работу ещё не закончил и намерен продолжать. Дамы сдружились и продолжают общение за пределами Ельцин Центра. В их жизни появились новые смыслы, которые ждут воплощения в новых работах.
Выставку открыла куратор проекта Софья Содерберг. Её работа также представлена в экспозиции под названием «2 января».
— Когда Евгений предложил мне поучаствовать в зимней лаборатории для старших, у меня возникла идея заняться чем-то тактильным. Изначально идея была очень простая — попробовать формат ковра. Это нечто объёмное, фактурное и требует от исполнителя особого внимания. Потом уже возникла мысль поработать с воспоминаниями, традициями, праздниками, что мне показалось удачной идеей для выставки. Мне нравится, что все работы объединены единой формой описания, где указаны даты, и мы буквально можем видеть календарь, который люди используют в жизни, который сам по себе важнее всех устоявшихся праздников, где события становятся не просто обыденностью, а монументальной ценностью. Мне кажется, это важно, — подчеркнула Софья, — относиться к своей истории и тому, что мы любим, как к чему-то, что мы можем запечатлеть навсегда.
Евгений Кутергин обратил внимание, что сам процесс был сложным, трудоёмким для всех — и для участников, и для кураторов, которые также принимали участие в создании картин.
— Это большая, трудоёмкая работа. Не всем удалось довести её до конца, но сказать «спасибо» хочется всем за то, что доверились нам и попробовали свои силы. То, что не получилось, это не так важно. Важно то, что мы собирались и делились воспоминаниями, впечатлениями, подбирали даты и одновременно проживали те события, которые потом фиксировали в материальном объекте. Да, процесс был сложным, но как может быть по-другому с такими объёмными темами? Спасибо всем, кто был с нами, дошёл или не дошёл до конца, но сегодня вы здесь, и это лучшее, что могло с нами произойти.
Евгений пригласил участниц выставки присоединиться к следующим лабораториям и продолжать самовыражаться при помощи искусства.
Все работы сопровождаются небольшими эссе, краткими и трогательными одновременно:
«Позади 1-й и 6-й классы у нас с братом. Моя семья впервые вместе на море! Оно солёное и живое. Море так нам радо !!!»
«Накануне Нового года. Зажигаем бенгальские огни в честь рождения моей единственной дочери и ожидания чудесного праздника. Она для меня ясное Солнышко!».
«Мой день рождения был единственным праздником, когда у нас дома собирались все родственники — и по маминой, и по папиной линии. Не всегда одновременно и конкретно в эту дату, но все старались нас навестить. На память оставались фото на фоне настенного ковра и небольшие подарочки — чаще конфеты или книги».
«Эта работа посвящена девочкам и мальчикам, которые родились под Новый год и у которых два праздника сливаются в один. У меня так вышло, что в конце декабря собрались все самые главные праздники: дни рождения — мой и мужа, — годовщина свадьбы, День энергетика. И зачастую на сам Новый год уже не остаётся сил».
Во время открытия выставки впечатлениями делились и участницы зимней лаборатории для старших 55+.
— Я пришла, когда у всех вас уже были эскизы, и сразу поняла, что надо делать. Показала свой эскиз Евгению. Он сказал: «Нормально». Начинаю делать — не получается. Пробую иголкой — не выходит. И тогда меня осенило: можно же крючком. Так я и связала весь ковёр крючком. Пришла домой, распустила. Связала снова, но уже с учётом всех ошибок. Я научилась вытягивать петлю, а потом научила так вязать девочек из своего кружка, который я веду уже третий год. И у них тоже получилось. Так мы освоили ковровую технику, — поведала Светлана Соловьёва.
— Я говорю не только как участник, но и самый обычный зритель: очень хорошая выставка. Всё так замечательно оформлено. Все работы настолько позитивные. Цвета душу радуют. Это так важно для всех нас сегодня, как и та атмосфера, которая была у нас на занятиях, — поделилась Наталья Татлина.
— Я хочу сказать огромное спасибо нашим кураторам Жене и Соне. Они поддерживали нас и вселяли в нас уверенность. Эта техника сама по себе довольно сложная и меня поначалу вгоняла в ступор. Работа не клеилась. Соня очень мягко помогала по цвету. Женя подходил и направлял. Говорил: «Что мы имеем?» Вместо канвы строительная сетка. Вроде ковёр здесь ни при чём. И все вокруг подсказывают. Но твои собственные воспоминания говорят: «Это не то лицо, не тот человек, сделай его другим». Здесь столько нюансов заложено, что боишься ошибиться. Хочется быть точным. Спасибо, что собрали нас всех, что терпеливо помогали нам и работали вместе с нами, — рассказала Людмила Колтушкина.
Это действительно так, работа Евгения Кутергина также присутствует в экспозиции выставки.
Открытие завершилось чаепитием, которое ещё раз напомнило участницам о тёплой, дружеской атмосфере, царящей на занятиях лаборатории.
Выставка «Ткань времени» продлится до 24 марта.