Фильм «Теснота» молодого режиссера Кантемира Балагова представили 5 июля в Ельцин Центре в Екатеринбурге. Со зрителями встретились актеры Ольга Драгунова и Артем Цыпин, а также продюсер фильма Николай Янкин.
Фильм «Теснота» вовсю собирает призы: Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ Каннского фестиваля, «За лучший дебют» киноведов и кинокритиков России им. Даниила Дондурея Кинотавра, гран-при кинофестиваля «Зеркало».
Нальчик 1998-го. Маленькая и обособленная еврейская община бережно сохраняет традиции в мусульманской среде. Главная героиня фильма Ила идет наперекор условностям, ей тесно в мире родителей. Она занимается отнюдь неженским делом – чинит автомобили, демонстративно отказывается выходить замуж за сына раввина, ведет свободный образ жизни, встречается с молодым человеком «из местных», сопротивляется любым проявлениям несправедливости и игнорирует попытки пуританки-матери сделать ее такой же, как все. Так что «Теснота» – это отчасти попытка рассказать о пресловутом конфликте «отцов и детей» языком современного кинематографа.
В тесный мир общины врывается жестокая реальность Кавказа 90-х: неизвестные похищают брата главной героини и его невесту. Чтобы спасти похищенных, семья идет на большие жертвы, но сохранить чувство собственного достоинства в критической ситуации удается далеко не всем. А мир вне общины, как это удается выявить опытным путем мятущейся героине, оказывается таким же тесным, как и атмосфера внутри того круга, к которому она привыкла с детства. Однако «Джульетта из 90-х», в отличие от шекспировской героини, попросту из нее вырастает и отправляется вместе с родителями в Россию, в новую жизнь.
Фильм «Теснота» передает «аромат 90-х»: в нем есть крепкие парни в спортивных костюмах, сентиментальные песни в исполнении Татьяны Булановой и потрясшие благополучного каннского зрителя сцены насилия. Яркая особенность фильма – мастерски переданная атмосфера тесноты. Пространство в «Тесноте» предельно сжато, настолько, что кажется, персонажам фильма трудно дышать: тесные комнаты, тесные коридоры, стиснутая горами местность, где герои обитают и ведут немногословные диалоги. Возможно, сюжет «Тесноты», с темой похищения, выкупа и описанием сурового быта 90-х, мог бы стать информационным поводом, к примеру, для серии репортажей криминальной хроники, если бы не одно «но» – в фильме точно выбрана интонация. И это неизбежно подводит к мысли, что молодой режиссер «стоял на плечах гигантов».
Как выясняется, режиссер Кантемир Балагов снимал «Тесноту» именно с помощью некоммерческого фонда Александра Сокурова «Пример интонации», да и без творческого влияния мастера также не обошлось. А еще выяснилось, что свою лепту в картину, если можно так сказать, внес и Екатеринбург, откуда родом ее сценарист Антон Яруш.
– Антон Яруш учился в УрГУ на кафедре эстетики философского факультета, – открыла встречу со зрителями ее ведущая, кандидат философских наук, директор Международного фестиваля-практикума киношкол «Кинопроба» Лилия Немченко. – Яруш писал курсовую по творчеству режиссера Ларса фон Триера, а потом стал сценаристом.
– Мы стараемся не вмешиваться в работу режиссера, чтобы он максимально сказал то, что хотел», – говорит продюсер фильма «Теснота» Николай Янкин. – Фильм снят с использованием длинных планов. Первоначально хронометраж фильма составлял почти два с половиной часа, однако за это время зритель устает, и пришлось произвести сокращения. Режиссеру было трудно расставаться с каждой минутой фильма, но ни одной сюжетной линии вырезано не было.
Отвечая на вопросы аудитории, Николай Янкин пояснил, что «Теснота» во многом основана на реальной истории взаимоотношений режиссера и его любимой девушки, а также дает уникальную возможность заглянуть в жизнь еврейской общины, которой уже не существует.
– Главная трагедия в фильме – девушки, которая является чужой даже для своей семьи. Вы с этим согласны?
– Для меня это история взросления, – ответил актер Артём Цыпин, исполнитель роли отца главной героини. – Это всегда мучительно – превращение девочки во взрослую девушку, «куколки» в бабочку. Непросто быть взрослым, нести ответственность, бороться за себя, пытаться при этом соблюсти семейные и национальные традиции и оставаться свободной.
– Ольга, вы театральная актриса, играли в спектаклях «Чайка» и «Три сестры». Я смотрела на вас – и вспоминала Ию Саввину в фильме «Романс о влюбленных». На что опирался ваш образа матери?
– У меня маленькие дети – мальчик и девочка – и я могу только интуитивно представить, какие проблемы могут возникнуть со взрослыми детьми, – ответила актриса Ольга Драгунова, исполнительница роли матери главной героини. – Трагедия моей героини – в ее эгоистической материнской любви.
Зрители благодарили членов съемочной группы за фильм, охарактеризовав его как человечный и искренний, радовались успеху «Тесноты» в Каннах. Участники же встречи рассказали, что съемочный период занял около 30 дней, причем 25 дней съемок прошли отнюдь не на Северном Кавказе, а в поселке под Санкт-Петербургом. Дом, где происходят основные события фильма, принадлежит реальной семье, хозяйка жилища во время творческого процесса даже не покидала его. Несколько дней съемочная группа провела в Нальчике, где осуществлялись натурные съемки. Съемочный день длился с пяти утра до часу ночи, поэтому местные достопримечательности актеры изучить не успели.
Члены творческой группы ответили на ряд вопросов для сайта Президентского центра Б.Н. Ельцина.
– Работалось с режиссером Кантемиром Балаговым замечательно, собралась профессиональная команда, – поделилась впечатлениями от съемок актриса Ольга Драгунова. – Атмосфера на съемочной площадке была домашней, Кантемиру удалось ее создать. Его работа с нами, актерами, вызывала уважение, режиссер точно знал, чего он хочет.
– У меня тоже остались хорошие впечатления, – продолжил актер Артём Цыпин. – Есть режиссеры-манипуляторы, которые ищут у актера больное место, на которое можно надавить. Кантемир Балагов же, несмотря на то, что кино было непростым с психологической точки зрения, пытался доходчиво объяснить, что именно ему нужно. На площадке работали однокурсники Кантемира с режиссерского курса Александра Сокурова, костюмеры, реквизиторы, помощники оператора. Это была команда молодых профессионалов, одержимых одной идеей.
– Вскоре после Каннского кинофестиваля в Президентском центре Б.Н. Ельцина режиссер Андрей Звягинцев представил фильм «Нелюбовь». После этого прошел показ фильма «Аустерлиц» другого героя Канн – режиссера Сергея Лозницы, который представил на фестивале фильм «Кроткая». Критики утверждают, оба фильма неизбежно выходят на уровень социального обобщения, ставят своего рода «диагноз» обществу. Можно ли поставить фильм «Теснота» в тот же ряд – или фильм рассказывает о другом?
– Мне кажется, фильм в первую очередь все-таки о семье, – отметила Ольга Драгунова. – Думаю, Кантемир Балагов ставил перед собой задачу показать мир семьи, взаимоотношений в ней. И выбрал для этого экстраординарную ситуацию.
– Несмотря на перипетии сюжета, мучения, через которые проходят герои, кино получилось светлы, – добавил Артём Цыпин. - Это частная семейная драма, если она дорастает до обобщений – это хорошо.
– Кантемир Балагов говорит, что для него очень важно, как используется в фильме цвет, по большому счету, цветопись. Режиссер утверждает, что цвет – особая драматургия, и у каждого героя он свой. Как это проявлялось во время съемок, и какой цвет был у вас?
– Конечно, это ощущалось, – рассказала Ольга Драгунова. – Мы еще не приступили к съемкам, а мне уже сообщили, что мой цвет теплый, коричневый, оранжевый, рыжий. Это «родительский» цвет в картине. Кстати, в ходе картины мой цвет меняется. А у Иланы, главной героини, цвет синий. Меня обрадовало, что режиссер задумался о значении цвета. Раньше я с таким не сталкивалась.
– По сценарию у нас, родителей, идет борьба с дочерью, которая выступает за свободу и за синий цвет, – дополнил Артем Цыпин. – К слову, у моего персонажа на фоне коричневых пиджаков и свитеров вдруг появилась синяя «олимпийка». И когда я спросил, почему, то мне объяснили, что это дочь героя так на него повлияла. Помимо цвета хочется отметить работу с экранным изображением, формат фильма 4:3, что подразумевает квадратный, а не широкоформатный экран, так что артистам было как будто тесно в кадре, и возникало ощущение тесноты.
По словам артистов, в Каннах фильм был принят овациями, зрители реагировали на картину очень эмоционально. Продюсер «Тесноты» Николай Янкин пояснил, что объяснить секрет успеха фильма сложно.
– Какое участие в создании фильма принял Александр Сокуров?
– Александр Николаевич на съемках был нечасто, но с Кантемиром они очень много работали, – пояснил Николай Янкин. – Роль Сокурова в работе над фильмом была большой.
– Когда Александр Сокуров был в Ельцин Центре, он предлагал открыть как можно больше кино- и телестудий для поддержки молодых талантов, способных создавать свои сюжеты и драматургию. Насколько перспективна эта идея?
– Идея абсолютно правильная, – ответил Николай Янкин. – Если мы не будем давать молодым людям творить, то как мы узнаем об их талантах? Можно, конечно, доверить киносъемки представителям режиссерских семей или династий, но это не знак качества. Кино сегодня снимают многие, но дебютантов среди них не так много. В Нальчике вот нашелся талантливый режиссер... Вообще в России не хватает смелых режиссеров, которые не боялись бы говорить о том, о чем говорить не принято.
– А как вы рискнули продюссировать начинающего режиссера, да еще и авторское кино? Ведь зритель привык к совсем другому кино, массовому и развлекательному?
– А на кого делать ставку? На Никиту Михалкова или Алексея Учителя? Нужно делать ставки на молодых. У нашего фонда нет цели сделать имя или заработать много денег. И нам рисковать проще, потому что нечем. Но даже если было бы, то выигрыш гораздо приятнее, когда ставишь на «темную лошадку», а она приходит первой.
Поделились гости и впечатлениями от посещения Музея Б.Н. Ельцина.
– Музей потрясает и погружает в воспоминания об эпохе 90-х, – рассказала Ольга Драгунова. – Помню, году в 1992-м мы пришли в гости к тете, потом побежали по магазинам. Я встала в очередь, стою час, другой – и мне бросают две банки кильки в томатном соусе. И я подумала, что я потратила два часа на две банки кильки. А что было делать? Также, помню, мои родители решали, продавать ли свои кольца, чтобы купить мне зимние сапоги.
– Я сравниваю Музей Ельцина с музеями за рубежом – он сделан на очень высоком уровне, все мощно, – добавил Артём Цыпин. – В музее я несколько раз прослезился, ведь в эпоху 90-х родились мои дети. А еще там невольно задумываешься, по тому ли пути ты шел все это время. Помню, в 1990 году я поступил в ЛГИТМиК им. Н.К. Черкасова на актерско-режиссерский курс Льва Додина. Когда мы закончили первый курс, то поехали в Лондон на гастроли. Я подумал: боже мой, мир, Лондон, Биг-Бен! Это был июнь 1991-го. А в августе случился путч. И когда мы собрались на занятие к Додину, то не понимали, что будет: ведь казалось, только что открыли дверь – и вот уже ее закрыли. Это было очень остро, и вспомнилось в зале, посвященном путчу. А с 1990 по 1995 годы я объездил с Додиным и его Академическим малым драматическим театром весь мир. Из поездок я привозил сапоги маме, сестре, жене. В Париже, помню, продавались наборы конфет по сто франков, мы бросились их покупать, а в России сдали в магазин и месяцами жили на эти деньги. Из Нью-Йорка я привез книгу про породы котов, в голодное время ее пришлось сдать в букинистический магазин, этих денег хватило на месяц или два.
– Ельцин Центр очень красивый, а Музей Ельцина замечательный, – подытожил Николай Янкин. – Вспоминается личность Бориса Ельцина. Человека, который был бы способен извиниться перед страной, еще не было. Конечно, когда Борис Ельцин стал президентом России, никто понятия не имел, как жить по-новому, это сейчас мы все такие умные. Людей масштаба Ельцина сейчас нет. Музей Ельцина – музей, посвященный человеку, который не только смог сказать слово «свобода», но и попытаться что-то сделать и поступить так, как мало кто способен поступать. Ощущение свободы у меня есть и сегодня, но я понимаю, что возможно без эпохи 90-х этого ощущения не было бы.
Фильм «Теснота» 3 августа выйдет в российский прокат. Кроме того, фильм будет показан как минимум в восьми странах.