Ельцин Центр в Екатеринбурге выступил партнером проекта и принял на своих площадках фестиваль-школу современного искусства «Территория». С 28 ноября по 3 декабря «Территорию Ельцин Центра» посетили не только актеры, режиссеры, критики и студенты театрального института, но и театралы, завсегдатаи Театральной платформы «В Центре».

Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория» проходит при поддержке Министерства культуры РФ и Департамента культуры Москвы. В Арт-дирекцию фестиваля входят Евгений Миронов,Чулпан Хаматова, Роман Должанский, Кирилл Серебренников, Теодор Курентзис, Андрей Ураев, Василий Церетели. Штаб-квартира фестиваля расположилась в Театре Наций. Стратегическим партнером выступил Московский музей современного искусства.

«Территория Ельцин Центра» – это специальный проект международного фестиваля-школы современного искусства в Екатеринбурге. Он состоялся спустя месяц после прошедшего с аншлагом 12-го фестиваля в Москве. И тоже с большим успехом. В программу дочернего проекта вошли спектакли, мастер-классы от ведущих практиков актуального театра, лекции театральных критиков и обозревателей культуры. Арт-директор фестиваля «Территория», куратор фестиваля «Территория в Ельцин Центре» Роман Должанский отметил, что сотрудничество с Ельцин Центром – задача особенная. Потому что сама идея свободы творчества и личной свободы, которая лежит в основе фестиваля, в новейшей истории страны неразрывно связана с именем первого президента России Бориса Ельцина.

Фестиваль стартовал пресс-конференцией, в которой приняли участие Екатерина Якимова, директор фестиваля-школы современного искусства «Территория» Дмитрий Брусникин, участник фестиваля «Территория в Ельцин Центре»; режиссер, профессор Школы-студии МХАТ и руководитель театрального направления в Ельцин Центре Наталья Санникова.

В театральную часть программы вошли три спектакля, которые наглядно демонстрируют разнообразие современного театрального ландшафта: документальный спектакль в нетеатральном пространстве, иммерсивный спектакль-квест и свидетельский танцевальный перформанс.

Дмитрий Брусникин рассказал о спектакле «До и после». Это один из социальных проектов Фестиваля-школы современного искусства «Территория». Премьера спектакля состоялась на «Территории – 2016». В течение года спектакль игрался в Новом пространстве Театра наций с неизменными аншлагами. В спектакле в Екатеринбурге участвовали студенты мастерской Дмитрия Брусникина. Действо являет собой ярчайший пример иммерсивного театра, где нет сцены и зрительного зала, актеры и зрители перемешаны, и вместе передвигаются в сценическом пространстве.

К спектаклю «До и после» в репетиционном пространстве театральной платформы «В Центре» были выстроены декорации в виде крошечных комнатушек коммунальной квартиры, на дверях которой два-три-четыре звонка. Прямо с пресс-конференции ее участники отправились в аудиторию 501 в Ельцин Центре, в центре которой был установлен стол, накрытый для чаепития. В основе драматургического материала – реальные биографии пожилых московских артистов. Трогательные повествования не очень счастливых и совсем не состоятельных людей. В максимальном приближении к зрителю, на расстоянии вытянутой руки, они рассказывают свои нехитрые истории жизни, завоевывая внимание простыми человеческими эмоциями.

На таком спектакле не может быть много зрителей. В комнатушки набивается по пять-шесть человек. За время спектакля зрители успевают попробовать вишневый пирог, посетить четыре-пять комнат и ввязаться в будто бы случайный разговор за столом, где пьют чай. Во время беседы вы не сразу поймете, что разговариваете с актером, а не просто с уставшим, одиноким, пожилым человеком, нуждающимся во внимании и участии.

Второй спектакль из театральной программы фестиваля игрался за пределами Ельцин Центра в жилых квартирах обычных екатеринбуржцев. Зрителей, участвующих в спектакле-квесте «В гостях Европа» не должно было быть более пятнадцати человек, – ровно столько, сколько помещается в средних размеров гостиную. Создатели спектакля – компания «Римини Протокол» предложили зрителям поразмышлять о европейском сообществе, разобраться с границами – как политическими, так и своими собственными. В спектакле каждый зритель начинал участие с собственной истории. Например, с историей знакомства старших членов семьи. Небольшой шифровальный аппарат выдавал задания, распечатанные на чековой ленте: участники по кругу должны были читать тексты, задавать друг другу неудобные и неожиданные вопросы, выполнять задания заметные и незаметные для других участников. Так, в одной группе присутствие человека с неизлечимым диагнозом существенно изменило внутреннюю драматургию спектакля. Два часа напряженного действия завершаются чаепитием с яблочным пирогом. Тем самым, который сначала в виде теста стоит в центре стола, затем торжественно отправляется в духовку. Внимание участников постоянно акцентируется на том, что пирог «доходит». Он уже «обалденно» пахнет и вот-вот будет готов. Последние действия проходят буквально в ожидании пирога. В ходе спектакля участники энергично спорят по самым разным поводам, остаются при своем мнении, разделяются на фракции, соревнуются, выигрывают и проигрывают, передают привет участникам других групп, из других стран в режиме реального времени. Организаторы признают, что проект напоминает одно большое, социологическое исследование, а каждый, отдельно взятый, квест-квартирник, реальную фокус-группу. Зрители обменялись контактами.

Третий спектакль театральной программы фестиваля, так называемый «свидетельский танцевальный перформанс» «the_Marusya» от костромской танцевальной компании «Диалог данс» – пионеров и авангардистов российского современного танца. Следует отметить, что спектакль – обладатель «Специальной премии жюри» фестиваля «Золотая маска-2017», номинированный на премии «Лучший спектакль в современном танце» и «Лучшая женская роль». Кстати, единственная вообще и единственная женская роль в спектакле.

«the_Marusya» – моно-спектакль, спектакль-шутка, спектакль-притча и спектакль-признание в любви всем, кто делает возможным существование театра и никогда не выходит на поклоны. Героиня, девушка весомых достоинств, совсем не танцовщица. Она не имеет танцевальных данных, просто любит и хочет танцевать. Молодая женщина самозабвенно выражает себя посредством танца. Ее неловкие неуклюжие движения завораживают. Иногда вызывают хохот, но не оставляют равнодушным зрителя. В зале аншлаг.

Важной частью театральной программы фестиваля стала видео-ретроспектива легендарных спектаклей, показанных на фестивале в разные годы. Это и посвящение Игорю Стравинскому, спектакль «ITMOI (In the Mind of Igor)», «Враг народа», «Шекспир. Лабиринт» и «Rausch».

ITMOI – спектакль-посвящение Игорю Стравинскому («iTMOi» расшифровывается как «in the mind of Igor» – «в сознании Игоря») поставил британский хореограф Акрам Хан к столетию премьеры «Весна священная». Он удивительным образом преобразует индийский стиль катхак, танец дервишей, испанское фламенко и современный японский танец «буто» в единое действие. «Весна священная» представляется как «метабалет», обобщение мирового опыта не только танца, но и ритуала. Он был представлен в рамках «Территории» в 2014 году.

Следующий видео-спектакль «Враг народа», поставленный Томасом Остермайером в берлинском театре «Шаубюн». Спектакль по пьесе Генрика Ибсена адаптирован Флорианом Борхмейером. Теперь это история не почтенного доктора, а про яппи – молодого профессионала, у которого недавно родился первенец. Во время спектакля в Москве случилось уникальное событие: в поддержку главного героя в момент кульминации на сцену вышла почти половина зрительного зала. Премьера проходила в Театре наций. После такого комментария зрители смотрели постановку с особым интересом.

Просмотр видео-спектакля «Шекспир Лабиринт» собрал немало поклонников, как шекспировской драматургии, так и Театра наций. Это масштабный спецпроект к юбилею Шекспира, отчасти предвосхитивший бум иммерсивного театра в Москве. В нем ведущие представители современного театра и других жанров искусства, среди которых режиссеры Филипп Григорьян, Дмитрий Волкострелов и Тимофей Кулябин, художник Ирина Корина и группа «Еликука», предложили свои интерпретации произведений Шекспира. Спектакли и инсталляции, опера, танец, кукольный театр, мультимедиа-перформанс охватили все пространство театра – от основной сцены до буфета и гардероба. Перемещаясь вслед за актерами по театру, зрители путешествовали по жанрам, историческим эпохам и эстетическим системам. «Шекспир Лабиринт» – также часть программы фестиваля «Территория» 2014 года.

Немецкий междисциплинарный спектакль «Rausch», поставленный в театре «Шаушпильхаус» и показанный на фестивале «Территория» в 2013 году, существует на стыке современного танца, музыки и новой драмы от режиссера и драматурга Фалька Рихтера, который изучает человеческое сознание в эпоху соцсетей.

Еще один шедевр из копилки фестиваля – спектакль «VSPRS» современного бельгийского хореографа Алана Плателя и главное событие Авиньонского фестиваля 2006 года. В 2007 году он был показан на фестивале «Территория» в Москве. Авангардный кинематографический стиль, близкий к сюрреализму, соединил на сцене вокал, музыку, драму и цирк. Десять танцоров, живой оркестр, певица-сопрано Кристина Заваллони и современная аранжировка Монтеверди – все это залог успеха у современного, весьма искушенного зрителя. Конечно, видео не передает всей полноты ощущений от хореографии Алана Плателя. Но оценить масштаб события, его новизну и целостность вполне возможно.

Видеопоказы комментировала театральный критик Елена Смородинова.

В образовательную программу фестиваля вошли лекции и мастер-классы.

Открыл фестиваль мастер-класс Дмитрия Брусникина, профессора школы-студии МХАТ, и его подопечных – актеров мастерской Брусникина. В нем участвовали актеры екатеринбургских театров. Обогатить свой профессиональный опыт пришли коллеги Дмитрия – преподаватели ЕТИ.

Фрагмент. Мастер-класс. Дмитрий Брусникин и актеры мастерской Брусникина

Хореографические мастер-классы провели хореографы Евгений Кулагин и Александр Андрияшкин.

Евгений Кулагин – актер, хореограф, режиссер, один из создателей компании современного танца «Диалог Данс» активно сотрудничает с ведущими танцевальными компаниями Германии, Нидерландов, России, США, ЮАР. Последняя громкая премьера с его участием – «Маленькие трагедии» Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре». Он работает в жанре физического театра.

Александр Андрияшкин – режиссер, хореограф, педагог по contemporary в школе «Цех», проводит занятия по перформансу в Школе-студии МХАТ. Свой мастер-класс он посвятил современному танцу.

Лекции о современном театре прочли художник Ксения Перетрухина, театральный критик Елена Смородинова, театральный обозреватель Алексей Киселев и арт-директор фестиваля Роман Должанский.

Лекция художника Ксении Перетрухиной

Ксения Перетрухина – обладатель «Золотой маски», постоянный соавтор таких режиссеров-новаторов, как Дмитрий Волкострелов, Марат Гацалов, Семен Александровский, – рассказала, как вместе с ними занималась поиском ответа на вопрос: какое место занимает художник в современном театре, где проходят границы художественного пространства, существуют ли они. В своей лекции «Нужный театр» она рассказала о своем опыте знакомства и вхождения в театр.

Лекция Елены Смородиновой – журналиста, театрального критика, обозревателя «Русского репортера», постоянного автора журнала «Театр» и газеты «Ведомости» была посвящена реальности, как источнику театральности. Елена подробно остановилась на технике вербатим. Рассуждая вместе со слушателями, она провела границу между вербатимом и интервью. Рассказала, как сделать вербатим актуальным. Уделила внимание тому, как работают современные режиссеры и драматурги с документами, что является документом, как художники протоколируют реальность. Привела примеры того, как стандартные задания для студентов первого и второго курса актерского факультета «наблюдение за героем» становятся отправной точкой для спектаклей.

Роман Должанский – театральный критик, член жюри Международной премии Ибсена, Арт-директор фестиваля TERRITORIA прочел лекцию «Новые театральные термины».

Роман рассказал, какие виды театра появились в последние десятилетия, какие термины нужно знать, чтобы обсуждать современный театр, чтобы писать о нем. Проанализировал состояние критики в современной культуре. На примерах советского и европейского театра показал преемственность современных театральных практик. Кое-что из нового – это хорошо забытое старое. Кроме того, сам театр существенно расширил свои границы. Слушатели, театралы, педагоги попросили Романа сформулировать, что же такое современный театр. Наиболее оригинальной и максимально точно описывающей современный театр оказалась версия одного из слушателей. Театр – это любое зрелище, за которое ты готов платить деньги.

Алексей Киселев – театровед, критик, театральный обозреватель «Афиши». Автор изданий «Афиша Daily», «Ведомости», Esquire, «Театр.», КРОТ, член экспертного совета фестиваля «Золотая маска» обозначил тему лекции как «Иммерсивный театр. Новые правила игры». Он представил российский опыт, предшествующий иммерсивному театру, в котором люди надевают маски, ходят по комнатам, гоняются за персонажами, оказываются с завязанными глазами в чужой постели, или надевают наушники и отправляются в путешествие по улицам города. В качестве истоков жанра он привел опыт раннего авангарда, первые образцы симультанной режиссуры и интерактивного театра, сделал обзор главных иммерсивных спектаклей в России и мире, актуальных сегодня.

По мнению спикеров и экспертов фестиваля, российский театр переживает сегодня свои лучшие времена. Театральное искусство востребовано и доступно. Интерес к новым формам и экспериментам в театре со стороны общества огромен. Об этом свидетельствует не только прошедший фестиваль «Территория в Ельцин Центре», но и аншлаги на спектаклях Театральной платформы «В Центре», которая за год выпустила несколько громких премьер, две из которых отмечены театральными экспертами, специальными премиями и жюри «Золотой маски», «Браво», «Прорыв».