Терменвокс: от изобретения к искусству будущего

14 февраля 2025 г.Михаил Лузин
Терменвокс: от изобретения к искусству будущего

Терменвокс — уникальный бесконтактный музыкальный инструмент, который был изобретен в 1919 году Львом Сергеевичем Терменом. Это устройство, управляемое движениями рук в электромагнитном поле, стало революционным явлением в истории музыки и технологий.

Правнук изобретателя Пётр Термен прочитал в Ельцин Центре в Екатеринбурге 23 января лекцию об истории создания инструмента, принципах его работы, влиянии на музыкальную культуру и перспективах развития. Лекция сопровождалась исполнением на терменвоксе популярных музыкальных произведений — например, Summertime Джорджа Гершвина.

Происхождение и принцип работы

Лев Термен открыл принцип работы терменвокса в 1918 году, занимаясь радиосвязью. Он заметил, что приближение руки к радиоантенне изменяет высоту звука, и это привело его к идее создания бесконтактного музыкального инструмента.

Первый прототип терменвокса представлял собой небольшую коробку с одной антенной, управляющей высотой звука, и педалью громкости. Позже была добавлена вторая антенна для управления динамикой, что дало исполнителю широкие выразительные возможности, рассказал Пётр Термен.

— Эта инновация позволила управлять динамикой звука с беспрецедентной точностью — впервые в истории музыки громкость зависела от лёгкого движения руки в пространстве.

Основной принцип работы терменвокса основан на взаимодействии двух высокочастотных генераторов. Один из них фиксирован, а другой изменяется в зависимости от положения руки исполнителя, что создаёт разницу частот и определяет высоту звучания. Инструмент не имеет клавиш, струн или механических деталей — звук формируется движениями в воздушном пространстве.

Ленин и популяризация терменвокса

Один из первых публичных слушателей терменвокса — Владимир Ленин. По воспоминаниям Льва Термена, в апреле 1922 года он продемонстрировал новый инструмент в Кремле. После исполнения нескольких произведений, включая романс Михаила Глинки «Жаворонок», Ленин выразил желание попробовать сыграть сам.

Термен встал позади вождя мирового пролетариата, направляя его руки, и вместе они исполнили «Жаворонка». Позже академик Абрам Иоффе пошутил, что Лев Термен — единственный человек, который управлял Лениным.

— После этой встречи Лев Термен получил возможность совершить масштабное турне по Советскому Союзу, представив свой инструмент более чем в 150 городах. Это способствовало популяризации изобретения. В 1928 году журнал «Радио всем» опубликовал инструкцию по самостоятельной сборке терменвокса, что сделало его первым DIY-инструментом в истории, — рассказал Пётр Термен.

На Западе терменвокс стал первым коммерчески доступным электромузыкальным инструментом. В 1929 году его начали серийно выпускать в США, что способствовало его популяризации в Голливуде и в академической музыке. В 1920–1930-х годах инструмент вошёл в академическую музыкальную традицию. Такие композиторы, как Иосиф Шиллингер, писали для него оригинальные произведения, а выдающиеся исполнители, включая ученицу Льва Термена Клару Рокмор, довели технику игры до виртуозного уровня.

Использование в кино и поп-культуре

Терменвокс широко использовался в саундтреках к фильмам. Он стал символом научной фантастики и мистической атмосферы, создавая неземные и тревожные звуки в таких картинах, как «День, когда Земля остановилась» (1951), «Заворожённый» (1945) и «Оно пришло из космоса» (1953). В рок-музыке инструмент популяризировал Джимми Пейдж из Led Zeppelin, использовав его в концертных шоу.

Советская поп-культура также обратила внимание на терменвокс. Ансамбль Вячеслава Мещерина использовал его в записях для кино и мультфильмов, а также в исполнении фантастической и экспериментальной музыки. Терменвокс можно услышать в фильме «Большое космическое путешествие» (1975) с музыкой Алексея Рыбникова.

Эволюция и современные технологии

За сто лет терменвокс практически не изменился. Однако в XXI веке появились цифровые версии инструмента, позволяющие изменять параметры звука и интегрировать его с MIDI-интерфейсами. Современные электронные музыканты, такие как Жан-Мишель Жарр, продолжают использовать терменвокс в своих выступлениях.

Одним из перспективных направлений развития является объединение терменвокса с системами управления движением и искусственным интеллектом, считает Пётр Термен. Тем более, что бесконтактное взаимодействие с техникой, поражавшее слушателей терменвокса сто лет назад, сегодня становится повседневностью — от VR-очков до музыкальных интерфейсов будущего.

По словам правнука изобретателя, терменвокс — не просто инструмент, а целая философия звука. Он стирает границы между исполнителем и музыкой, создавая ощущение «поющего воздуха». Несмотря на сложность в освоении, он остаётся символом музыкального авангарда и вдохновляет новые поколения исследователей и артистов. Пётр Термен надеется, что в будущем терменвокс сможет занять более значимое место в музыкальном искусстве, став инструментом новой эры звукового творчества.

Другие новости

Выставка

«Равнодушие средней полосы»: негромкое эхо

«Равнодушие средней полосы»: негромкое эхо
В Филиале Ельцин Центра в Москве 14 февраля открылась художественная выставка «Равнодушие средней полосы». Она представляет собой графические и живописные работы, а также инсталляции художников Екатер…
17 февраля 2025 г.
История сталинизма

XVII Международная научная конференция «История сталинизма»

XVII Международная научная конференция «История сталинизма»
В Ельцин Центре в Екатеринбурге 19–22 июня 2025 года пройдёт XVII Международная научная конференция из цикла «История сталинизма». Тема конференции: «Государственное управление в СССР в годы Второй ми…
11 февраля 2025 г.
Лекция

Почему научная медицина не лечит здорового человека

Почему научная медицина не лечит здорового человека
Гомеопатия, хиропрактика, натуропатия и другие направления, которые принято называть альтернативной медициной, — это лишь набор методов, не имеющих научного обоснования. Однако многие люди отрицают до…
10 февраля 2025 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.