Терменвокс — уникальный бесконтактный музыкальный инструмент, который был изобретен в 1919 году Львом Сергеевичем Терменом. Это устройство, управляемое движениями рук в электромагнитном поле, стало революционным явлением в истории музыки и технологий.
Правнук изобретателя Пётр Термен прочитал в Ельцин Центре в Екатеринбурге 23 января лекцию об истории создания инструмента, принципах его работы, влиянии на музыкальную культуру и перспективах развития. Лекция сопровождалась исполнением на терменвоксе популярных музыкальных произведений — например, Summertime Джорджа Гершвина.
Происхождение и принцип работы
Лев Термен открыл принцип работы терменвокса в 1918 году, занимаясь радиосвязью. Он заметил, что приближение руки к радиоантенне изменяет высоту звука, и это привело его к идее создания бесконтактного музыкального инструмента.
Первый прототип терменвокса представлял собой небольшую коробку с одной антенной, управляющей высотой звука, и педалью громкости. Позже была добавлена вторая антенна для управления динамикой, что дало исполнителю широкие выразительные возможности, рассказал Пётр Термен.
— Эта инновация позволила управлять динамикой звука с беспрецедентной точностью — впервые в истории музыки громкость зависела от лёгкого движения руки в пространстве.
Основной принцип работы терменвокса основан на взаимодействии двух высокочастотных генераторов. Один из них фиксирован, а другой изменяется в зависимости от положения руки исполнителя, что создаёт разницу частот и определяет высоту звучания. Инструмент не имеет клавиш, струн или механических деталей — звук формируется движениями в воздушном пространстве.
Ленин и популяризация терменвокса
Один из первых публичных слушателей терменвокса — Владимир Ленин. По воспоминаниям Льва Термена, в апреле 1922 года он продемонстрировал новый инструмент в Кремле. После исполнения нескольких произведений, включая романс Михаила Глинки «Жаворонок», Ленин выразил желание попробовать сыграть сам.
Термен встал позади вождя мирового пролетариата, направляя его руки, и вместе они исполнили «Жаворонка». Позже академик Абрам Иоффе пошутил, что Лев Термен — единственный человек, который управлял Лениным.
— После этой встречи Лев Термен получил возможность совершить масштабное турне по Советскому Союзу, представив свой инструмент более чем в 150 городах. Это способствовало популяризации изобретения. В 1928 году журнал «Радио всем» опубликовал инструкцию по самостоятельной сборке терменвокса, что сделало его первым DIY-инструментом в истории, — рассказал Пётр Термен.
На Западе терменвокс стал первым коммерчески доступным электромузыкальным инструментом. В 1929 году его начали серийно выпускать в США, что способствовало его популяризации в Голливуде и в академической музыке. В 1920–1930-х годах инструмент вошёл в академическую музыкальную традицию. Такие композиторы, как Иосиф Шиллингер, писали для него оригинальные произведения, а выдающиеся исполнители, включая ученицу Льва Термена Клару Рокмор, довели технику игры до виртуозного уровня.
Использование в кино и поп-культуре
Терменвокс широко использовался в саундтреках к фильмам. Он стал символом научной фантастики и мистической атмосферы, создавая неземные и тревожные звуки в таких картинах, как «День, когда Земля остановилась» (1951), «Заворожённый» (1945) и «Оно пришло из космоса» (1953). В рок-музыке инструмент популяризировал Джимми Пейдж из Led Zeppelin, использовав его в концертных шоу.
Советская поп-культура также обратила внимание на терменвокс. Ансамбль Вячеслава Мещерина использовал его в записях для кино и мультфильмов, а также в исполнении фантастической и экспериментальной музыки. Терменвокс можно услышать в фильме «Большое космическое путешествие» (1975) с музыкой Алексея Рыбникова.
Эволюция и современные технологии
За сто лет терменвокс практически не изменился. Однако в XXI веке появились цифровые версии инструмента, позволяющие изменять параметры звука и интегрировать его с MIDI-интерфейсами. Современные электронные музыканты, такие как Жан-Мишель Жарр, продолжают использовать терменвокс в своих выступлениях.
Одним из перспективных направлений развития является объединение терменвокса с системами управления движением и искусственным интеллектом, считает Пётр Термен. Тем более, что бесконтактное взаимодействие с техникой, поражавшее слушателей терменвокса сто лет назад, сегодня становится повседневностью — от VR-очков до музыкальных интерфейсов будущего.
По словам правнука изобретателя, терменвокс — не просто инструмент, а целая философия звука. Он стирает границы между исполнителем и музыкой, создавая ощущение «поющего воздуха». Несмотря на сложность в освоении, он остаётся символом музыкального авангарда и вдохновляет новые поколения исследователей и артистов. Пётр Термен надеется, что в будущем терменвокс сможет занять более значимое место в музыкальном искусстве, став инструментом новой эры звукового творчества.