Татьяна Юмашева: Пора уже покончить с этими мифами о «лихих 90-х»

22 октября 2015 г.
Татьяна Юмашева: Пора уже покончить с этими мифами о «лихих 90-х»

В преддверии открытия Президентского центра Бориса Ельцина в Екатеринбурге журнал Interview публикует разговор с дочерью первого президента России Татьяной Юмашевой.

Главный редактор Interview Алёна Долецкая выяснила у Татьяны Юмашевой, каково это — в России 2015-го открывать честный «музей девяностых».

Дочь первого президента РФ со своей командой открывает в Екатеринбурге Центр, который объяснит, как появилась новая Россия. Ельцин Центр будет объектом мирового класса, а Екатеринбург — новой точкой притяжения», — уверена директор Фонда Ельцина, дочь первого президента страны Татьяна Юмашева. Новому центру на Урале предстоит стать уникальным культурно-историческим комплексом и вместе с тем благотворительной площадкой, где молодые таланты смогут найти поддержку. Уже находят — например, к редизайну музейного пространства Юмашева привлекала автора первого здания в иннограде Сколково, архитектора Бориса Бернаскони.

ДОЛЕЦКАЯ: Таня, почему Ельцин Центр открывается все же не в Москве? Ведь именно здесь Борис Николаевич правил, строил, рисковал всем. Его политический взлет в первую очередь засвидетельствовала Москва. Отсюда шли во все стороны лучи его власти.

ЮМАШЕВА: Решение о создании президентского центра было принято уже после смерти папы.

Но я думаю, если бы он сам выбирал, где его открывать, то выбрал бы родной Екатеринбург. А Москва, если честно, уже перекормлена музеями, площадками, событиями — всем.

ДОЛЕЦКАЯ: А тогда почему — только сейчас?

ЮМАШЕВА: Президентский центр Ельцина создается в соответствии с законом, который был принят в 2008 году. По нему каждый президент РФ после окончания своих полномочий обязан создать центр, который расскажет о его президентском сроке, его личности, об истории страны в этот период. Центр должен состоять из музея, архива и библиотеки. Это грандиозная работа, которую мы ведем уже четыре года, и вот только сейчас, к счастью, подходим к финалу.

ДОЛЕЦКАЯ: Такой большой срок подготовки связан с объемами или с юридическими вопросами?

ЮМАШЕВА: И с тем и с другим. Папа был первым президентом России, и его Центр, естественно, тоже является первым. Мы своего рода первопроходцы. Следующим президентам будет уже легче. Кроме того, Ельцин руководил страной в 90-е. Это было напряженное время — много драматичных событий, переломных ситуаций, сложнейших решений. Соединить все это вместе в рамках одного музея, который будет интересен современному посетителю, — непростая задача. Но именно сейчас такой музей необходим. Чтобы правдиво рассказать о событиях, которые (на самом деле не так уж и давно) произошли в российской истории. Почему президентом принимались те или иные решения? Какие реформы были проведены в 90-е? Молодому поколению вообще надо все заново рассказывать. И пора уже покончить с этими мифами о «лихих 90-х». Поэтому в создании музея заняты многие папины соратники, участники тех событий.

ДОЛЕЦКАЯ: Расскажи про своих главных помощников на этом проекте. Кому ты доверяла больше всего?

ЮМАШЕВА: Нам помогали талантливые люди — историки, архивисты, журналисты, писатели, научные редакторы, дизайнеры, специалисты по медиа. И в первую очередь я благодарна американской компании музейного проектирования Ральфа Аппельбаума RAA. Именно они выиграли международный конкурс на создание нашего музея. И, конечно, весь коллектив президентского центра работал сутки напролет.

ДОЛЕЦКАЯ: Знаю, что вам и Павел Лунгин помогал, и Боря Бернаскони участвовал. Ты собрала команду людей всех возрастов и поколений (тому же Бернаскони в 90-х было не больше пятнадцати). Как считаешь, это дало какой-то дополнительный драйв вашему проекту?

ЮМАШЕВА: Начиная работать, мы понимали, что кроме современных технологий, которые привнесут в музей американские специалисты, нам нужен особый, человеческий взгляд на это музейное пространство. И тогда мы решили пригласить замечательного режиссера Павла Лунгина в наш проект. Посетители музея — как зрители в кино. Только они не сидят на одном месте, а идут по залам и испытывают похожие чувства — удивление, восхищение, волнение. До них нужно визуально точно донести образы, эмоции, ощущения 90-х. Павел Семенович придумал несколько блестящих, точных идей, которые объединили все залы музея в одно пространство. А Борис Бернаскони помог нам изменить дизайн уже существующего обычного, стандартного недостроенного здания, которое нам выделили под президентский центр. Теперь оно выглядит легким, ярким, современным. И ты права — у нас тут чувствуется энергия, драйв молодых.

Видеопрезентация Президентского центра и музея Бориса Ельцина в Екатеринбурге

Президентский центр Б.Н. Ельцина

ДОЛЕЦКАЯ: Я знаю, что художник Эрик Булатов, еще одна приглашенная вами звезда, родом из Екатеринбурга. Но ведь это была не единственная причина, правда?

ЮМАШЕВА: Я помню, мы сидели несколько дней вместе с Лунгиным и мучились — какой должна быть финальная точка в экспозиции музея. Все, что предлагали дизайнеры, было скучно, вяло, неинтересно. И Павел Семенович вдруг сказал: «Я знаю, что делать. Нам нужен Эрик Булатов!» К слову, я и сама люблю творчество Булатова: его воздушные, при этом энергичные, полные жизни картины всегда меня завораживали. Он, без преувеличения, выдающийся художник. В зале «Свобода» у нас есть большая стена, и я отправила письмо Эрику Владимировичу в Париж, где он сейчас живет, с просьбой написать на этом огромном пространстве картину. К счастью для нас, Булатов согласился. Прилетел в Екатеринбург, попросил, чтобы ему приготовили белый стол, прямо на нем стал замешивать краски. И тут буквально у нас на глазах стал появляться его знаменитый насыщенный синий цвет. Уверена, те, кто ценит творчество художника Булатова, а таких много во всем мире, будут специально приезжать в наш Центр, только за тем, чтобы увидеть его новое полотно «Свобода». Настолько мощное впечатление оно производит!

ДОЛЕЦКАЯ: Таня, никогда не спрашивала тебя о личном: президентская дочка — как это? Страшно? Трудно? Весело? Утомительно?

ЮМАШЕВА: В первую очередь ответственно. Есть внутреннее понимание, что я не принадлежу самой себе. Что бы я ни делала, меня всегда оценивают, на меня смотрят как на дочь президента. Когда папа ушел в отставку, нам всем казалось (и маме, и сестре, и нашим детям), что теперь эта ноша нас миновала. Но оказалось, нет. Как мама была Наиной Иосифовной Ельциной, женой первого президента России, так ею и осталась. И с нами тоже всегда будет эта ответственность. С одной стороны, почетно, с другой — тяжело, конечно.

ДОЛЕЦКАЯ: Но любой девочке хочется иногда вытянуть ноги, плюнуть на все и забыть об этих бесконечных ответственностях и тяжестях. Как тебе удается расслабиться и отдохнуть?

ЮМАШЕВА: Да я как-то привыкла уже за долгие годы. И не могу сказать, что вот прямо круглыми сутками страдаю от этой невыносимой тяжести. (Смеется.) Отдыхаю я вполне обычно: занимаюсь спортом, хожу в гости, путешествую, когда есть время. Но, конечно, вот сейчас, в связи с этим огромным проектом, личные планы были порушены. Все брошено на создание музея.

ДОЛЕЦКАЯ: Могу себе представить, какое тебя ждет облегчение в день открытия Центра.

ЮМАШЕВА: Для меня пока главное — пережить эту дату. Мы должны открыться в первой половине ноября. Но мне кажется, что и после открытия Центр потребует внимания с моей стороны. Я уже сейчас беспокоюсь за все, что там будет происходить. Хочется, чтобы он притягивал людей разных профессий и возрастов, чтобы каждый находил в Центре что-то для себя интересное.

ДОЛЕЦКАЯ: Твой Фонд Ельцина на протяжении 15 лет занимается поддержкой юных талантов. Кто в последнее время из молодых тебя зацепил? Не важно, в какой сфере.

ЮМАШЕВА: Таких было много. Возьмем конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко. Талантливые исполнители съезжаются из Новосибирска, Барнаула, из самых разных городов России и из-за рубежа. И когда потом мы с лауреатами конкурса выезжаем на гастроли, например в Париж, и зал рукоплещет им — в эти моменты я чувствую гордость за этих молодых ребят и за страну, и за наш конкурс.

ДОЛЕЦКАЯ: Ты сама на фортепиано играешь?

ЮМАШЕВА: Увы, нет. Хотела бы научиться. Может, еще и научусь! Но возвращаясь к твоему вопросу про молодых. Еще один проект мы ведем с 2005-го: помогаем юным теннисистам до 18 лет, пока их еще не начали поддерживать большие спонсоры. Теперь многие из них — это наши отечественные звезды. Они выступают за страну, их игрой наслаждается весь мир. Папа же всегда очень любил...

ДОЛЕЦКАЯ: ...играть в теннис, конечно.

ЮМАШЕВА: Да, и любил теннис, и активно развивал его. Он часто общался с молодыми теннисистами, ему было интересно с ними. Я думаю, во многом именно благодаря ему российский теннис достиг таких высот.

ДОЛЕЦКАЯ: Скажи, в музее будет место Ельцину как отцу, мужу, другу?

ЮМАШЕВА: Несомненно. Наш музей рассказывает не только о президенте Борисе Николаевиче Ельцине, о реформах, которые он проводил в девяностые годы, но и о том, каким он был человеком. У нас есть специальная экспозиция, которая так и называется — «Частная жизнь». Там очень много необычных, неизвестных публике и интересных артефактов.

ДОЛЕЦКАЯ: Ждем момента, когда все это можно будет увидеть. А мама уже была там, я полагаю.

ЮМАШЕВА: В здании Центра — да, в самом начале. И видела, конечно, презентацию музея. Но я хотела бы, чтобы она оценила все уже полностью готовым. Делаю ей сюрприз, если хочешь. У мамы наверняка будет масса эмоций. Ведь вся жизнь прошла рядом с одним любимым человеком — родители прожили вместе 51 год! Наверное, временами ей в музее даже будет не по себе: слышать папин голос, видеть записи, где он был еще совсем молодым, и другую хронику, когда уже стал президентом России, а семья перебралась в Москву. Думаю, непросто ей будет заново прокрутить перед глазами и свою и его жизнь, еще раз пережить все эти события.

ДОЛЕЦКАЯ: Снова, как говорится, вместе. Знаешь, многие тебе сейчас наверняка по-хорошему завидуют. Потому что этот проект с твоей стороны и грандиозное везение, и подвиг — сделать маме при жизни такой... даже слово «подарок» тут не подходит. То, что ты создала со своей командой — настоящая машина времени. Только убедись, что, когда она переступит порог Центра, ты сможешь увидеть ее лицо и глаза.

ЮМАШЕВА: Надеюсь, что смогу. Запишу на камеру ее первый проход по музею.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.