Ведущий киноклуба в Ельцин Центре, киновед, кинокритик Вячеслав Шмыров 27 октября открыл новый цикл лекций о женщинах-режиссёрах в кино. Очередная встреча под названием «Железная леди отечественного кино» посвящена Татьяне Лиозновой.
Юридическое равенство еще не означает равенства фактического, а права не гарантируют возможности. Казалось бы, молодое Советское государство дало равные возможности всем, но гендерное неравенство процветало в отечественном и зарубежном кино, меняясь очень медленно на протяжении ХХ века. Могла ли Татьяна Лиознова стать советской Лени Рифеншталь? На примере культовых, любимых зрителем фильмов — «Три тополя на Плющихе», «Семнадцать мгновений весны», «Карнавал» — ведущий проанализировал особенности характера, гендерные возможности внутри профессии и ту цену, которую заплатила Лиознова за желание состояться в ней.
Конечно, Лиознова не единственная женщина-режиссёр в истории кино. Ведущий подробно остановился на её выдающихся предшественницах и тех трудностях, с которыми они сталкивались в освоении мужских профессий: Алис Ги-Блаше — француженка, первая в истории кино женщина-режиссёр; Алла Назимова — модельер, фотомодель, актриса, режиссёр; Ольга Преображенская — актриса, кинорежиссёр, сценарист, педагог; Маргарита Барская — актриса, сценарист, кинорежиссёр; Татьяна Лукашевич — сценарист, кинорежиссёр; Надежда Кошеверова — кинорежиссёр. Женщина-режиссёр или женщина-оператор, подчеркнул Вячеслав Шмыров, — это прежде всего характер. Когда он познакомился с Лиозновой, она ему сказала: «Тебе повезло, ты общаешься с половиной Лиозновой», имея ввиду, что общение происходит не на съёмочной площадке или в прежние времена.
— Но мне и этой половины хватило! Мы познакомились прежде, чем я узнал, что у неё тяжёлый характер. Всё-таки не зря коллеги называли её «железная леди советского кино», — пошутил Шмыров.
Они приятельствовали около пятнадцати лет. Чтобы более предметно обрисовать её характер, ведущий рассказал историю, связанную со сценарием «Семнадцати мгновений весны». Лиознова прочла книгу Юлиана Семёнова и захотела поставить по ней фильм. Ей сказали, что сценарий, рассчитанный на две серии, куплен «Ленфильмом» и уже назначен режиссёр. Фильм находится в стадии подготовки. Она употребила всё своё влияние, чтобы получить сценарий и запуститься с ним. Более того — не на две, а на двенадцать серий.
Лиознову искренне обижало отношение к «Семнадцати мгновениям весны» как к жанровому кино, которое в Советском Союзе всегда считалось второсортным. Ситуацию в корне изменил Брежнев. У себя на даче, несколько лет спустя после выхода сериала, он посмотрел все двенадцать серий, не мог оторваться, и ему понравилось. Вот тут всё и началось: вспомнили о Лиозновой, о Тихонове, всех наградили. Татьяну Михайловну — орденом Октябрьской революции. Тихонову присвоили звание Героя Социалистического Труда.
Лекция Вячеслава Шмырова «Железная леди отечественного кино», посвящена Татьяне Лиозновой.
Татьяна Лиознова родилась в Москве в районе трёх вокзалов. Сейчас трудно представить, но в 20-е годы прошлого столетия он считался окраиной Москвы. Родители девочки не имели отношения к искусству. Отец, Моисей Александрович, был бухгалтером. В 1941 году погиб в ополчении. Мать, Ида Израилевна, хоть и имела три класса образования, однако держала мастерскую кройки и шитья. В войну она потеряла не только мужа, но и трёх братьев. Лиознова всю жизнь прожила с матерью. Часто советовалась с ней в профессиональных вопросах и очень ценила её замечания. Даже её коллеги и друзья, в основном мужчины, спрашивали, что сказала Ида Израилевна по тому или иному поводу. Отношениям с матерью она посвятила «Карнавал», называя его самым личным среди своих фильмов.
Только после смерти матери Татьяна Лиознова решила сменить место проживания, хотя «Семнадцать мгновений весны» дали ей возможность позволить себе квартиру хоть на улице Горького. У неё не было подруг, она тяжело переживала уход матери. Проститься с ней пришли Роберт Рождественский, Григорий Бритиков, Станислав Ростоцкий, Иосиф Кобзон. Ни одного актёра, ни один из них не входил в ближний круг. Лиознова не была замужем. Она целиком и полностью посвятила себя работе.
Окончила режиссёрский факультет с красным дипломом, но начались гонения на космополитов, и её без всякого объяснения уволили с киностудии. Десять лет она работала ассистентом то у Ростоцкого, то у своего учителя Сергея Герасимова в его театральных постановках, писала пьесы, ставила спектакли, помогала маме шить и продавать вещи. Не гнушалась никакой работой. В 1953 году её восстановили на студии Горького в качестве художественного руководителя Объединения юношеских фильмов, но ещё семь лет не давали снимать.
Лиознова умела дружить, и её друзья-мужчины платили ей тем же, несмотря на её очень непростой характер. Ведущий рассказал удивительную историю о том, как Татьяна Михайловна умела настоять на своём. Как режиссёру ей во время съёмочного периода полагался персональный водитель. У Лиозновой был такой — «свой в доску» Иван Иванович. Руководство студии, чтобы пресечь ненужные разговоры, решило водителя поменять. Однажды утром Лиознова выходит из подъезда и видит, что водитель другой. Спокойно проходит мимо в сторону метро. И так всю неделю. Ни жалоб, ни скандалов, ни выяснения отношений. Через неделю Ивана Ивановича вернули.
Он, судя по всему, тоже был человек непростой. Случилась с ним однажды показательная история. Никто из водителей не хотел возить артистку Доронину. Она капризничала, закатывала скандалы, заставляла себя ждать подолгу, и водителям приходилось жечь бензин, что вызывало перерасход и недовольство начальства. Поехал как-то за ней Иван Иванович. Она, как всегда, опаздывала. Он бензин жечь не стал, открыл окна у автомобиля. Скоро в нём стало так же холодно, как на улице, примерно -25. Доронина вышла, оценила ситуацию, скандалить не стала, приняла вызов и села в машину. На студию приехала как Снежная королева, отпаивали её чаем и коньяком. Но больше она себе такого не позволяла.
Снималась Доронина у Лиозновой в фильме «Три тополя на Плющихе» по рассказу Александра Борщаговского. Лиознова прочла рассказ, и внутренне он в ней совпал с песней «Нежность». На пробах Лиознова попросила Доронину спеть эту песню и спросила, сколько времени ей надо на подготовку: день, два. И Доронина ответила: «Нисколько». Она сходу уловила задачу и спела «Нежность» так, как нужно было Лиозновой — душевно, просто, по-деревенски. Много лет спустя Шмыров спросил у Лиозновой, что было бы, если бы она не нашла Доронину. Лиознова ответила так: «Я бы записала, как поёт эту песню Нонка (однокурсница Лиозновой Нонна Мордюкова — ред.), и научила бы так петь другую актрису». Конечно, сразу же возник вопрос, почему бы сразу Мордюковой не играть эту роль. Лиознова сказала: «Да разве под неё мужика-то найдёшь!». Как человек она могла не разбираться в отношениях, но как режиссёр очень глубоко чувствовала природу мужского и женского.
Ведущий показал участникам киноклуба редкие фотокадры со съёмок «Семнадцати мгновений весны»: Лиознова с Броневым, с Тихоновым, с Пляттом. Что-то обсуждает. Ставит задачу. У всех сосредоточенные лица.
Шмыров обратил внимание на ещё один феномен фильма: не просто суперсценарий, не только точное попадание в образы, крупные планы, филигранная работа с хроникой, запоминающиеся фразы. Фильм — рекордсмен по количеству анекдотов, связанных с его героями. Ну разве что великий «Чапаев» может в этом соперничать с ним.
Для Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» — фильм, прежде всего, про отношения с Родиной. Ведь и у неё отношения с Родиной не были простыми. Неслучайно она доверила писать «Песню о далёкой Родине» другу и очень близкому человеку — Роберту Рождественскому. Она понимала, что текст будет сокровенным, и ей нужен был именно такой — очень глубокий, пронзительный, понятный каждому человеку. Лиознова любила Муслима Магомаева и хотела, чтобы он исполнил эту песню, которая стала лейтмотивом ко всему фильму. Но Магомаев интонационно не попадал, был слишком самодостаточен, замкнут на себя. Кроме того, он должен был ехать на гастроли в Италию. И он уехал. Пригласили Кобзона. Когда Татьяна Михайловна ставила ему задачу, она сказала: «Ты должен забыть, что ты Кобзон!» Она отдавалась работе целиком, жила своим фильмом и от всех остальных тоже требовала полной отдачи.
Микаэл Таривердиев был очень светским человеком и доверил первое исполнение «Песни о далёкой Родине» Валентине Толкуновой. Хоть и случилось это на закрытой вечеринке, Лиознова была в ярости. Во-первых, через фильм она уже «присвоила» эту песню себе. Во-вторых, её, конечно, не могла исполнять женщина. Это был мужской мир, и каждый женский образ в нём был филигранно отточен. Ни Габи, ни фрау Заурих изначально не было у Семёнова. Их придумала Лиознова и относилась к ним чрезвычайно трепетно. Она хотела пригласить на роль хозяйки кафе Фаину Раневскую, но поняла, что её будет слишком много и она непременно начнёт домысливать роль и отвоёвывать себе пространство. В сцене вечеринки в доме Штирлица, когда он пригласил Габи и фрау Заурих на ветчину, нет ни одного лишнего слова, всё математически выверено. Да, он танцует с Габи, но романа у них не будет, потому что «больше всего на свете он любит стариков и детей».
У неё не было своих детей, но была названная дочь — Людмила Лисина, психолог по образованию, дочь близкого друга Татьяны Лиозновой лётчика Василия Колошенко.
За многими женщинами-режиссёрами зачастую стояли влиятельные мужчины. У Татьяны Михайловны не было покровителей, но были друзья-мужчины. Она обладала совершенно мужским характером — сильным, волевым, решительным, что безусловно помогало ей быть не только женщиной-режиссёром, но и режиссёром культовых картин отечественного кинематографа.
Участники киноклуба признались, что фильм Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» они могут смотреть сколько угодно раз, с какого угодно места и предпочтут его многим другим фильмам про войну.
Следующую встречу о женщинах-режиссёрах Вячеслав Шмыров предложил посвятить Ларисе Шепитько.