Татьяна Круглова — о свободе прозрений

1 марта 2019 г.Денис Каменщиков
Татьяна Круглова — о свободе прозрений

Можно ли считать кинофильм полноценным подлинным документом эпохи? Можно ли доверять такому произведению искусства как свидетелю исторических событий? Как разделить художественный вымысел и документальные свидетельства? На эти вопросы в своей авторской экскурсии 22 февраля в Музее Ельцина попыталась ответить доктор философских наук Татьяна Круглова.

Посетители музея ещё на входе узнают, что написавший для экспозиции «сценарий» режиссёр Павел Лунгин задумал её как фильм — чтобы попавший внутрь человек как бы скользил вдоль киноленты, где сюжет не отпускает от начала и до конца. А потому Татьяна Круглова предложила поговорить о кинематографе внутри музейного пространства. Её экскурсия началась на входе в «Лабиринт», где друг напротив друга установлены стенды, посвящённые Первой мировой войне и событиям 1917 года. И где, по словам Татьяны Кругловой, возникает первое противоречие: документы говорят об октябрьском перевороте как о катастрофе, а кино показывает революцию глазами победителей — в рамках советского историко-революционного канона, который трактует её как прорыв к свободе.

— Но ведь понятие свободы у всех разное, — заметила Татьяна Круглова, — И здесь важно разобраться — что такое свобода в музее политической истории? Мне кажется, это свобода прозрений, к которым приходят непосредственные участники тех событий — люди, принимавшие исторические решения. Политики, которые несли и несут за них ответственность. Они здесь главные герои. В том числе и в кино.

Точно такое же противоречие кинематографа и документа, по её словам, на стенде про Гражданскую войну. А вот о культе личности и репрессиях рассказывается с абсолютно разных позиций: во всех кинокартинах мы видим величие и власть Сталина, но Сталин в фильме Михаила Чиаурели «Клятва» 1946 года и Сталин в «Утомлённых солнцем» Никиты Михалкова, снятом в 1994 году, — это совершенно разные персонажи. Период оттепели представлен как новый стиль жизни, но если в документах есть размышления о политике, то показанная в кино свобода вовсе лишена политического измерения. Перестройка здесь представлена дважды – как конец одной и начало другой эпохи. Но после этого, отметила Татьяна Круглова, кино исчезает из экспозиции, проигрывая другим репрезентативным способам, в частности — телевидению и воспоминаниям непосредственных участников событий. Из «Лабиринта» она предложила подняться к «Стене Цоя».

— Для себя я назвала её мемориальной, — сказала Татьяна Круглова, — то, как она сделана, как представлены здесь материалы, напоминает мне колумбарий. Последние вскрики Перестройки. И я сначала не понимала, при чём здесь Виктор Цой. А потом поняла, что Цой с его гибельной эстетикой и ранней трагической смертью как никто другой подходит для разговора о конце перестроечной эпохи.

От «Стены Цоя» участники экскурсии прошли вслед за её автором сразу на «баррикады» у Белого дома в 1991 году. Здесь Татьяна Круглова вновь указала на то, что киноискусство ушло из экспозиции, на этот раз уступив место инсталляции.

— Вы оказываетесь внутри замкнутой, по выражению художника Ильи Кабакова, тотальной инсталляции. Вы втянуты в неё как участник. И уклониться от этого невозможно. При этом нет никакой другой стороны, кроме как защитники Белого дома и вы — один из них. Расстрел Белого дома в 1993 году также представлен в виде инсталляции, но здесь вы уже не участник, а зритель. Даже телезритель. И если в событиях 1991 года много личных воспоминаний и биографий, то в 93-м личного фактора практически нет, как нет и комментариев представителей власти. Только телевизор. В следующих залах мы получаем ещё больше экранов, больше воспоминаний, «комментаторский план» прибывает. И это очень интересно, потому что музей без этого уже не может. Кино «ушло», а документы «не справляются».

Завершая свой рассказ, Татьяна Круглова отметила, что в музее политической истории, каким безусловно является Музей Бориса Ельцина, во всём представленном здесь многоголосии ей не хватило голоса общества — людей, которые понимали бы историю не только как политику.

Экскурсия доктора философских наук Татьяны Кругловой прошла в рамках специального проекта «Museum / Media. Понимание медиа в музее» — цикла авторских лекций и экскурсий от экспертов в области различных медиа.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.