Татьяна Круглова о «нечеловеческом» в искусстве «оттепели»

27 декабря 2023 г.Михаил Лузин
Татьяна Круглова о «нечеловеческом» в искусстве «оттепели»

«Оттепель» — период советской истории, который остался в памяти поколений как время надежд и высоких ожиданий. Уровень симпатии к нему чрезвычайно высок даже в ХХI веке, и многие уверены, что тогда наша страна показала всему миру человеческое лицо инновационного социального проекта — социализма.

В то же время значительный пласт новаций не вписывается в схему «социализма с человеческим лицом». В этот же период на первые роли во всех областях художественной культуры выходят адепты научно-технического прогресса — «физики». Об их споре с «лириками» и повороте к «нечеловеческому» в искусстве — абстрактной живописи и графике, а также сотрудничестве в технике, эстетике, архитектуре и многом другом рассказала в Ельцин Центре Татьяна Круглова — доктор философских наук, профессор кафедры истории философии, философской антропологии, эстетики и теории культуры департамента философии Уральского федерального университета им. России Б. Н. Ельцина, специалист по советской культуре.

Её лекция состоялась 13 декабря в рамках программы выставки «О-Сеть. Экспериментальная эстетика и новые медиа в СССР».

«Лирики» «оттепели»

— «Оттепели» как периоду советской истории повезло — о ней написано чрезвычайно много, и с огромной симпатией и любовью. Это довольно короткое время — приблизительно с 1955 по 1964 год, но эти десять лет дали чрезвычайно мощный всплеск культуры. Главная характеристика времени — поворот к человеку, — рассказала Татьяна Круглова.

В этом контексте чаще всего вспоминают советский кинематограф, однако значительные трансформации произошли и в литературе. Например, в военной: в сталинское послевоенное десятилетие рассказ о Великой Отечественной шёл от лица генералов и маршалов. А на период «оттепели» пришёлся расцвет «лейтенантской», или «окопной» литературы, которая показала взгляд на войну с позиции солдата.

Режиссёры эпохи — молодой Василий Шукшин или Марлен Хуциев — стали показывать жизнь обыкновенных людей. Стало казаться, что социалистический проект наконец повернулся к человеку лицом, стал ему соразмерен. Таким образом, «оттепель» — это про появление человеческого измерения в искусстве, — говорит эксперт.

Однако культура всегда развивается на противоречиях, и в недрах 1960-х вызревал другой проект, который Татьяна Круглова назвала «постгуманистическим», «трансгуманистическим» или «новым гуманизмом». Это линия, связанная с наукой, техникой, космосом, и она предполагает отказ от человеческого измерения.

Перефразируя известное высказывание о споре физиков и лириков, лектор назвала этот вектор «линией физиков». Если культура «оттепели», во многом оттолкнувшись от реалий сталинского времени, стремилась к искренности и правде, эта «линия физиков» концентрировалась на технократическом, сайентистском видении мира.

«Культура 1» и «Культура 2»

В 1980-е историк архитектуры Владимир Паперный, исследуя советское зодчество, вывел новую концепцию цикличности отечественной культуры: в ней «Культура 1» неизбежно сменяется «Культурой 2».

Что это за понятия? «Культура 2» — это возвратное движение, ретро, консервативный поворот, традиционалистские и даже архаизирующие тенденции. Такой была архитектура сталинского времени. А «Культура 1» — это движение вперёд, поиск новых смыслов и следование им. Таким был советский авангард, один из самых радикальных новаторских проектов в мире. В период «оттепели» страна снова переключилась в эту стадию.

Действительно, отметила Татьяна Круглова, если заглянуть в «оттепель» сразу после последнего сталинского десятилетия, мы будем поражены, будто попали в совершенно другой мир. Пафос и героика уступают место приватному, дружелюбному уютному миру советской идиллии. Или, по крайней мере, вниманию к жизни конкретного советского человека.

В архитектуре происходит поворот от историчности к модернизму — и в этой сфере СССР идёт нога в ногу с остальным миром, включившись в универсальный технократический интернациональный проект. Речь идёт о функциональности, новых технологиях и способах организации пространства. То есть о вещах, которые можно измерить и которые в силу этого обстоятельства «как бы» лишены идеологии.

Модернизм предполагает открытость, и в это время, как ни в какое другое, происходят очень тесные контакты между советскими и зарубежными мастерами. Нормальной становится учёба на Западе. Многие советские идеи в архитектуре даже опережали зарубежные, и в западном архитектурном мире это вполне признавали.

Таким образом, в неизобразительных пластических искусствах мы видим союз с наукой и техникой. Сайентизм становился предпочтительным способом взаимодействия с миром, поскольку он развивал рациональное и критическое мышление и позволял менять мир, в то же время не вступая в союз с идеологией.

По словам Татьяны Кругловой, наука и техника со времён «оттепели» были нейтральны и совсем не опирались ни на какую идеологию. По крайней мере, одним из завоеваний эпохи было то, что никакая лысенковщина стала не возможна: страна была максимально заинтересована в том, чтобы вписаться в научно-техническую революцию, которая шла во всём мире полным ходом.

Кроме того, за очень короткий период с 1957 года по начало шестидесятых в Советском Союзе случилось сразу несколько крупных культурных событий чрезвычайной важности: Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, а также приезд двух великих деятелей эмиграции — Марка Шагала и Игоря Стравинского. Такие новости очень влияли на формирование атмосферы открытости.

Архитектура советского модернизма

— Архитектура советского модернизма абсолютно релевантна тому, что строилось во всём мире: США, Канаде, Великобритании, Гонконге, — продолжает Татьяна Круглова. — Она поворачивается к человеку совершенно под другим углом: через понятие функциональности, то есть полезности и удобства. Но при этом полностью игнорирует укоренённость человека в какой-либо почве или среде. Это архитектура линий и форм, без символизма, — да, там может быть мозаичное панно с сюжетами на социалистические темы, но сама конструкция здания не имеет отсылки к чему-то специфически социалистическому. Качество и ценность работы измеряются умением справляться с объёмами и находить оригинальные пластические решения. Важно также освоение новых фактур и материалов.

В качестве примера Татьяна Круглова привела Парк Горького. Его центральная арка, фонтаны и другие сооружения — это сталинская архитектура, но в шестидесятые годы здесь построили модернистское здание кафе «Времена года», одновременно служившее танцевальным залом (сейчас оно перестроено в Центр современного искусства «Гараж», — ред.). Индустриальный стиль этого здания, лишённый каких-либо исторических и традиционных деталей, сделал его уникальным местом в Москве.

В этом же «нейтральном» стиле, который не несёт никакой повествовательной или идеологической нагрузки, разве что символизируют прогресс, построены кинотеатр «Звёздный» или Московский инженерно-строительный институт. Отдельно Татьяна Круглова остановилась на Останкинской телебашне. Это безусловный технический шедевр своего времени. Она была самой высокой в мире, а в её устремлённой ввысь строгой функциональной структуре непроизвольно считывался сюжет о полёте в космос.

Свобода через абстрактное

На стыке «оттепели» и «застоя» на первый план выходит новое понимание науки и техники — это то, что может изменить мир. Пространства космоса и структуры невидимого микромира входят в искусство. Например, в светомузыкальных композициях Булата Галеева — центральной фигуры выставки «О-Сеть. Экспериментальная эстетика и новые медиа в СССР» — нам предстаёт метафизический мир, максимально удалённый от повседневности и социальной действительности.

Этот подход можно назвать эскапизмом, и отчасти так оно и было, считает эксперт, потому что так в творчестве можно было находить способы ухода от идеологии и её диктата. И если всё словесное так или иначе ограничено большим нарративом «Революция — история Коммунистической партии», то пластические искусства и смежные жанры жестко контролировать сверху было невозможно. Именно по этой причине, уверена Татьяна Круглова, многие художники того времени пытались нащупать отход от человеческого через использование научно-технического инструментария. Так называемые формалисты и абстракционисты начали полемизировать с художниками реалистического мира. Чем дальше художники уходили от реализма и повседневности, тем больше они могли выразить свою свободу через абстрактное искусство. Интересно, что эта стратегия абсолютно противоположна тому, что была принята в кинематографе того времени.

Не только в живописи, но и в скульптуре отмечается деструкция человеческого: образ разбирают на элементы, чтобы затем собрать его в новую, более обобщённую форму. Благодаря такому подходу узнаваемые советские образы — гуляющие девушки, маляры, рабочие-высотники — обретают лица как будто из вечности, но теряют черты живого человека.

В качестве примеров Татьяна Круглова продемонстрировала работы Льва Кропивницкого, Юрия Злотникова, Павла Никонова, Дмитрия Краснопевцева и других представителей неофициального искусства, которые выставлялись в СССР в 1962–1964 годах. Современникам их произведения казались отталкивающими, содержащими издевательство над человеком, нелюбовь к нему и вообще отказ от человеческого, — «метафизикой мёртвых вещей».

Дело в том, что жители СССР того времени смотрели на мир невероятно оптимистично: «Советский человек смотрит вперёд, он уже завоевал космос, а к восьмидесятому году построит коммунизм». Многие были готовы охотно в это поверить, потому что в шестидесятые годы мир действительно очень быстро менялся с технической точки зрения. Была разрядки мировой напряжённости, и казалось, что вот-вот наступит счастье.

— И вдруг мы видим такие картины, которые как бы смотрят не из человеческого мира вовне, в космос, а из него на нас. И этот взгляд совсем не оптимистичный. Это радикально новый взгляд, и он гораздо больше прозревает будущее, которое ждало не только Советский Союз, но и всю мировую культуру, пошедшую по пути стремительного научно-технического прогресса.

Неудивительно, что «неантропное» искусство «оттепели» не было принято народом. «Простой советский человек» плевался в сторону «дегенеративных художников» совершенно дружно с первым секретарём ЦК Никитой Хрущёвым, в 1962 году заклеймившим в нецензурных выражениях выставку авангардистов в московском Манеже.

Корни неантропного искусства «оттепели»

По мнению Татьяны Кругловой, экспериментальная модернистика «оттепели» выросла не только из научно-технического прогресса, но и из идей русских авангардистов 1920-х — Павла Филонова, Василия Кандинского, Роберта Фалька и других. В 1960-х это наследие было вновь актуализировано (вспомним «Культуру 1»), хотя обнаружить его было трудно — оно было децентрализовано, убрано в подвалы провинциальных музеев и в спецфонды.

— Между авангардом 1920-х и модернизмом 1960-х есть очень сильное отличие, — говорит лектор. — Русский авангард был полностью идеологическим проектом по созданию нового человека и социалистического нового искусства. Он был пронизан пафосом — нужно как можно дальше уходить от буржуазного миметического (подражающего реальности) искусства. Революции, считали художники, нужен новый человек, с новым мышлением, с новой чувственностью, с новыми навыками, привычками, движением. Они сами были идеологами и даже хотели руководить партией, но у власти был заказ на другое искусство.

По мнению Татьяны Кругловой, искусство «оттепели» — новый всплеск этого вектора. Но в отличие от авангарда, оно было очень сильно дистанцировано от любой социальной утопии, хотя у художников сохранялась идея о том, что искусство может преобразовать мир, внести вклад в развитие социалистического проекта.

Многие из них смогли сыграть с властью в эту игру, а власть довольно долго шла им навстречу и разрешала разные эксперименты, поскольку это создавало СССР современное лицо, которое можно представить Западу: имидж, с которым можно участвовать в каких-то форматах взаимодействия, показывая миру, что в Советском Союзе всё активно развивается.

Союз с властью распался, поскольку художникам он был нужен чисто прагматически — чтобы где-то выставляться и зарабатывать, но по сути никакой общности цели и идей не было, в отличие от советских авангардистов двадцатых годов.

«Мы космос осваиваем, невозможно же его очеловечить»

Можем ли мы сделать общий, синтетический вывод о культуре «оттепели» и двух её полюсах — гуманистическом и неантропном? По мнению Татьяны Кругловой, художники эпохи исходили из веры в то, человек может быть изменён с помощью правки социальных обстоятельств.

Общий фон эпохи был оптимистическим и благоприятным. Была проведена экономическая реформа с ликвидацией совнархозов, крестьянам дали паспорта, людей начали переселять в хорошее массовое жильё. У внешнего наблюдателя могло сложиться максимально благоприятное впечатление о способностях советской «социальной инженерии» сделать человека счастливым.

В 1960-х годах Запад был охвачен демонстрациями и конфликтами, а в Советском Союзе в хрущёвское время жизнь действительно становилась лучше, комфортнее, удобнее. Само представление о человеке «просветилось» — как о существе изначально хорошем. В то время как западное искусство после Второй мировой войны и ужасов Холокоста было исполнено колоссального скепсиса относительно человеческой природы.

— Вместе с тем, искусство «оттепели» будто «соскочило» с тяжёлых, сложных проблем, став «неантропным», — подытожила Татьяна Круглова. — Оно как бы говорило: мы не можем сделать человека лучше, поэтому давайте сделаем его жизнь функциональнее и комфортнее. Литература и искусство фантазировали о новых мирах на других планетах, но ответ на вопрос «что за человек полетит в космос?» поначалу не очень интересовал даже фантастов: «Мы космос осваиваем, невозможно же его очеловечить».

Люди на всей планете балансировали между страхом перед ядерной войной и надеждой на то, что человечество наконец нашло путь к благоденствию и миру без конфликтов, — рассказывает Татьяна Круглова. — Это нашло отражение и в искусстве. После 1968–1969 года мир стал просто жить, люди как бы забыли про великие идеологии, кончилось время конкуренции проектов. Условно говоря, все себе сказали: будем просто жить потихонечку, комфортно, строить города, рожать детей, развлекаться, искать новые впечатления.

Это, собственно, и есть модернизм, — комментирует эксперт. — Даже если посмотреть на современную живопись — как будто бы нет больше никаких инновационных техник и подходов. В каком-то смысле человечество развивается теперь поверхностно: один гаджет сменяет другой, техника меняет марки, но нововведений по самому существу жизни человека не происходит. Про эту остановку в развитии начали писать уже в начале семидесятых годов. Футурологи того времени предугадали современность: люди будут больше путешествовать, больше общаться, потому что появятся более совершенные устройства для этого, и так далее. Такая улучшенная версия настоящего, а какое будет общество и идеология — не очень понятно.

СКБ «Прометей»: от тотального искусства до дискотеки

Центральный сюжет выставки «О-Сеть. Экспериментальная эстетика и новые медиа в СССР», в рамках публичной программы которой состоялась лекция Татьяны Кругловой, — история студенческого конструкторского бюро «Прометей». Бюро выросло вокруг Булата Галеева, физика, эстетика и медиа-теоретика. Команда художников и физиков под его руководством занималась светомузыкальными проектами в области искусства, архитектуры и дизайна и стала пионером медиа- и видеоарта в СССР.

Комментируя эту историю, Татьяна Круглова отметила, что в каком-то смысле, замысел работы казанских студентов идёт от Александра Скрябина — великий композитор считал, что, объединив свет и музыку, можно создать тотальное произведение искусства, которое способно вызывать эйфорию.

Однако когда эпический пафос к концу эпохи «оттепели» полностью ушёл даже из авангардных проектов, они выхолостились в техническое обслуживание. Не миновала эта чаша и работу Булата Галеева — он был мыслитель и философ, и вряд ли замышлял свои технические приспособления как приборы для дискотек.

— Смотрите: как только мы не претендуем на улучшение человека, а просто занимаемся светомузыкой — у нас появляется не тотальное произведение искусства, а оборудование для дискотеки и городского освещения.

По мнению Татьяны Кругловой, в искусстве СКБ «Прометей», как и у других художников эпохи, нет человеческого измерения. При этом оно изначально было пронизано пафосом оптимистической веры в утопическое: что научно-техническая революция раскрепостит человека, откроет в нём новые клапаны чувствительности, создаст новые нервные связи, как-то его перестроит.

Вся палитра синестезии звука — это вера в то, что человека можно заставить смотреть на мир шире, — говорит эксперт. — К сожалению, этого не получилось, и проект постигла судьба других подобных проектов: задуманные очень амбициозно, они в конечном итоге тонут в социальной действительности.

Вместе с тем, Татьяна Круглова очень рекомендовала слушателям лекции посмотреть выставку.

— Выставка — про то, как вообще было возможно заниматься в Советском Союзе творчеством не по приказу сверху. Она очень поучительна и рассказывает, как не в самых простых условиях отсутствия свободы людям всё равно удавалось творчески развиваться, реализовать свои идеи. По крупицам собрано, как на протяжении длительного времени кто, как и с кем устанавливал контакт, под какой маркой что-то «пробивалось», под какой идеей доказывалась власти необходимость того или иного действия. Это было сделано с огромной виртуозностью, и люди оставили нам уникальное наследие.

Другие новости

Детям

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.