В одном из красивейших мест Ельцин Центра – зале Свободы, обычно завершающем экскурсионный маршрут по Музею Бориса Ельцина, 7 сентября состоялся танцевальный перформанс.
О том, уместен ли танцевальный формат в таком строгом, академичном и отчасти мемориальном месте, было много дискуссий. Время и место показали: уместен. Да и где же рассуждать о свободе, как не в самом зале Свободы.
«Свобода. (М)не комфортно» – танцевальный перформанс, подготовленный и показанный MINOGA dance company – внутреннее размышление участников действия или, как их называют теоретики танца, «перформеров» – на тему свободы и отношения к ней. Танцоры находились в невербальном диалоге с людьми, оставившими свои высказывания о свободе и независимости во время посещения музея. Эти видеозаписи транслировались на интерактивные колонны, где обычно звучат монологи о свободе известных политиков, общественных деятелей, звезд спорта, театра и кино. В этой вербально-невербальной дискуссии участвовали пять танцовщиков – в белых одеждах, спортивные, загорелые, сосредоточенные на себе.
Действие разворачивалось без музыки, под монологи самых обычных людей, на фоне вечерней зари и освещенного последними лучами солнца городского ландшафта. Панорамное остекление зала Свободы позволяло воспринимать перформанс и закат солнца как единое действие. По замыслу хореографа-постановщика Ильи Манылова исполнители пытались осмыслить тему свободы через движение и диалог.
«Свобода. (М)не комфортно». Танцевальный перформанс в Ельцин Центре
Видео: Александр Поляков
Иногда движения кажутся спонтанными, хаотичными, иногда тщательно отрепетированными и механическими, но это все-таки диалог: то внутренний, то выплескивающийся наружу. Пять частных историй о своем личном понимании свободы, которое даже в танце так многогранно, что возникает ощущение, что не только свобода, но и несвобода становится участником действия. Слишком часто танцовщиками демонстрируются путы, цепи, скованные движения, попытки вырваться из замкнутого пространства.
Зрители, которых было достаточно много, расположились по периметру зала Свободы, часто перемещались вслед за действием перформанса, которое тоже перемещалось. Оно было активным – то централизованным, то распадалось на пять отдельных действий по числу танцовщиков.
Самыми выразительными казались действия на фоне знаменитой картины Эрика Булатова «Свобода». Белые одежды танцовщиков великолепно контрастировали с пронзительной синевой неба в картине мастера. Они стали частью картины, частью свободы – этим и завершился перформанс. Впечатления зрителей были неоднозначными: кому-то не хватило музыкального сопровождения, кому-то продолжительности действия, которое длилось около часа, кто-то привык к более традиционному исполнению.
Для музея это эксперимент. И как эксперимент, он завершился удачно – был ярким, зрелищным, провокативным, запоминающимся. Обсуждения перформанса продолжились и на следующий день. Директор музея Дина Сорокина оценила подобный опыт как позитивный, интересный, требующий продолжения. Она отметила, что следовало бы более внимательно отнестись к содержанию монологов, транслируемых на интерактивные колонны в зале Свободы – они были слишком однотипными, хотелось бы большего разнообразия в образах и высказываниях авторов.