В рамках публичной программы к выставке «Пугало стояло в центре вспаханного поля» уральской художницы Алисы Горшениной 6 августа состоялся мастер-класс «Теневая сторона» на русском жестовом языке для слабослышащих и глухих посетителей Арт-галереи.
В афише Ельцин Центра мероприятие обозначено как «Инклюзивное событие», в нём могут принять участие все желающие.
Мастер-класс проходил прямо в экспозиции выставки, среди образов, инсталляций и картин Алисы Горшениной, которая представляет новое поколение уральских художников. И конечно, участники мастер-класса, находясь в непосредственной близости от арт-объектов, вдохновлялись её творчеством, связанным с историей и культурой Урала.
Любопытно, что название выставки — «Пугало стояло в центре вспаханного поля» — абсолютно случайная цитата, выпавшая художнице во время гадания по книге. Среди экспонатов Алисы Горшениной много костюмов, масок и других элементов, использующихся для перевоплощения. Обращение художницы к работе с текстилем заставляет вспомнить о том, что совсем недавно умела делать каждая женщина: шить, вышивать, вязать крючком или на спицах.
На мастер-классе участники использовали синтепон и цветные капроновые колготки, которые вместе создают пластичный материал, из которого можно «лепить» мимически выразительные формы лица. При помощи этой техники участники попытались создать собственные портреты, раскрывающие ту сторону себя, которую не часто видят окружающие.
Провела мастер-класс и познакомила участников с уникальной художественной техникой выпускница Уральского государственного архитектурно-художественного университета, промышленный дизайнер, член Национального союза пастелистов России, преподаватель творческих дисциплин Татьяна Лугвина. Она в совершенстве владеет русским жестовым языком и проводит инклюзивные мастер-классы.
В коллекции мастера были капроновые колготки фиолетового, жёлтого и бруснично-розового цветов. Каждый из участников выбрал тот цвет, который понравился. С помощью синтепона, набив им чулок более или менее плотно, участники формировали выражения лица своих текстильных масок. Выражения лиц были самые разные — выражающие те эмоции, которые близки самим участникам. Закрепляли мимику лица с помощью иголок и ниток. Как именно это делается, какими стежками, узелками и петельками, каждому персонально показала мастер. С иголками и нитками справились все. Некоторые даже смастерили своим маскам причёски. Фантазия позволяла максимально разнообразить придуманные образы. У кого-то это был просто пучок, у кого-то хвост, у кого-то целая причёска или головной убор.
Творческая мастерская привлекала внимание посетителей галереи. Они с интересом наблюдали за тем, что делают участники мастер-класса. Последние с большим удовольствием и прилежанием трудились над своими масочными героями. Кто-то сказал, что изобразил те эмоции, которые возникли в процессе творчества. Кто-то — о том, какие мысли одолевают в момент одиночества, но в процессе изготовления черты смягчились, и автор не стал их ожесточать, потому что приятнее видеть позитивные черты лица. «Такой меня не видит никто, — призналась одна из участниц. — Для них я всегда другая».
Кто-то шёл на мастер-класс с плохим настроением и вместе с тем с уверенностью, что творчество его поднимет. Так бывает всегда, когда она делает что-то своими руками, подчеркнула одна участница. Оказалось, что делать маски — занятие увлекательное, весёлое. Участники с удовольствием демонстрировали, что у них получилось, и даже общались при помощи масок. Молодая мама поделилась мыслью, что при помощи масок разных цветов и разных выражений лица можно создать целую коллекцию или кукольный театр.
Приобретение совсем несложных навыков позволяет применить их при оформлении гостиных и детских комнат во время праздников, создать не только арт-объект, но и ёлочную игрушку, и новогоднюю маску. И прежде всего, это может стать новым художественным средством выражения себя, своих настроений и мыслей, и даже терапевтическим приёмом, настраивающим на позитив, избавляющим от хандры и плохого настроения.