Свобода слова по-шведски

6 июля 2017 г.Анна Матюхина
Свобода слова по-шведски

С 16 по 19 июня в Ельцин Центре в Екатеринбурге проходила уникальная программа лекций и фильмов «Шведская модель», которая была реализована при поддержке Посольства Швеции в Москве.

Лекция Пера Энеруда 17 июня 2017 года

Видео: Артур Селезнев

Гости из Посольства Швеции в Москве поделились своими впечатлениями от посещения Президентского центра Б.Н. Ельцина, а также рассказали о партнерстве России и Швеции в сфере культуры.

– Я посетил Музей. Ельцина год назад и был очень впечатлен, – рассказал Стефан Ингварссон, советник по культуре Посольства Швеции в Москве. – Это было начало работы Ельцин Центра. Мы находились в поисках совместных проектов, которые могли бы реализовать. И начали над ними работать. В Ельцин Центре создано очень интересное пространство, которое включает театральное направление, книжный магазин, кинопоказы, социальные и культурные проекты. Это очень интересный креативный микс. Музей Б.Н. Ельцина – музей с замечательной визуализацией, где представлены выставочные технологии, которые будут интересны каждому. Кроме того, в музее 90-е показаны такими, какими они были на самом деле, со всеми плюсами и проблемами. Мне интересно было увидеть, какими были 90-е, когда Свердловск стал открытым городом, а свобода пришла в российское общество. И в музее это все представлено.

– В 90-е Россия и Швеция стали ближе? Что вы думаете о том периоде?

– Да, ближе. Все с нетерпением ждали, когда наконец-то закончится холодная война. Когда она завершилась, то было много энтузиазма и веры в то, что между Россией и Швецией установятся теплые добрососедские отношения. Такие города, как Санкт-Петербург, Архангельск, Мурманск и Калининград стали ближе к нам. При этом, конечно, были очень важны новые контакты с регионами. Особую роль играют частные отношения, когда, к примеру шведы узнают о российской культуре, российском кино – и наоборот. Потому что это меняет имидж одной страны в глазах представителей другой страны.

– Мы помним Петра Первого, который называл голландцев и шведов учителями россиян. И как относятся к России в Швеции?

– Швеция одна из первых стран, которая основала посольство в России. У нас были разные периоды отношений, но мы соседи и должны выстраивать конструктивные отношения друг с другом. Сегодня Россия для шведов отчасти экзотика, потому что немногие жители Швеции побывали в России. В Швеции относятся к России с большим интересом. Если вы посмотрите список самых популярных в Швеции российских книг, то это «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Преступление и наказание» Достоевского. Эти книги читают образованные шведы. Когда я приехал в Москву, то знал, что это те места, где жил Булгаков, и те улицы, над которыми летала Маргарита. Я также люблю произведения Гончарова, Платонова, Шаламова. На самом деле, шведы и россияне очень похожи и близки по духу. В России и Швеции сходная окружающая среда, леса, мы одинаково привязаны к своим дачам и любим баню. К слову, вы найдете немного стран, где летом города пустуют, потому что все уехали на дачу – как в России и Швеции. Корни этого явления – в агропромышленном прошлом наших стран. У нас много общего.

– Свобода слова, прессы является нормой или предметом дискуссий для Швеции?

– Мы отметили 250-летие свободы печати в Швеции в 2016 году. Конечно, между Швецией и Россией есть разница. В России журналистика связана с литературной традицией. Вы уделяете много внимания стилю и языку, а в Швеции журналисты используют более обыденный язык. У нас разные традиции. Многие хотят представить миграцию как острую проблему, но Швеция хорошо справлялась с задачей приема и интеграции иммигрантов ещё с 1960-х годов. При этом шведское общество открытое, и мигранты очень важны для нас, мы принимаем беженцев, которые, к примеру, спасаются от войн.

– А если шведский журналист, к примеру, не придерживается официальной точки зрения, может ли он писать правду?

– Тема миграции входит в двадцатку основных тем в шведских масс-медиа. Конечно, человека, который придерживается альтернативной точки зрения, не арестовывают и не заставляют замолчать, но если он, к примеру, не прав, люди будут высказываться против.

– Что вы думаете о Борисе Ельцине?

– С одной стороны, Ельцин открыл Екатеринбург и Россию миру, с другой стороны, во время его правления была война в Чечне. Но нет сомнений в том, что Борис Ельцин для России символизировал стремление стать современной свободной страной и частью глобального мира. Кто знает, как изменить политическую систему в огромной стране? В 2017 году в России отмечается столетие революции 1917 года. Накануне большевистской революции в каждом российском городе и каждой деревне, по сути, была демократия. Проходили дискуссии, как распорядиться землей, ресурсами, хлебом и т.п. И когда мне говорят, что в России не было демократических традиций, я напоминаю про лето 1917-го. Это было движение к свободе. Лето 1917-го хороший пример для россиян.

Кульминацией кинолекционной программы «Шведская модель» стала лекция советника по СМИ и связям с общественностью при Посольстве Швеции в Москве Пера Энеруда «250 лет свободы слова: шведская журналистика – история, особенности, вызовы».

– Свобода слова – понятие, которое распространяется не только на журналистов, – отметил в интервью для сайта Президентского центра Б.Н. Ельцина Пер Энеруд. – Свобода слова имеет отношение ко всем людям. И если есть вызовы свободе слова, то от этого плохо не только представителям СМИ. Просто журналисты замечают вызовы первыми.

– В чем заключаются эти вызовы?

– Теоретически, любой может говорить что хочет. Проблема в том, что сегодня происходят интересные и сложные процессы технического обновления. Двести или триста лет назад свобода слова была ограничена доступом к типографии. А сегодня любой владелец принтера сможет при желании напечатать свою газету. Вызовы в разных странах уникальны, как и традиции. К примеру, сам процесс общественной дискуссии на Западе в значительной степени происходит в СМИ. В России же большое значение имеют физические места встречи, дискуссионные клубы.

– Первый закон, который защищал свободу печати, был принят в Швеции. Почему именно у вас?

– Петр Первый – отец шведской демократии. После Северной войны, в 1721 году был подписан мир между Швецией и Россией. Швеция была совершенно разрушена. Война показала шведам, что абсолютная монархия недееспособна, монарх подтолкнул нас к политической катастрофе. Стало понятно, что нужны другие инструменты управления страной. После подписания мира началась эра свободы. Парламент стал сильным, были проведены реформы, в том числе, по обеспечению информационной основы выхода из кризиса. Все знали, что в Швеции были нищета, голод, множество проблем – и вот, наконец-то люди начали называть вещи своими именами, началась эпоха культурного и научного взлета. Было создано пространство для дискуссий, а типография перестала быть станком для королевской пропаганды и в качестве инструмента прерогативой монарха. И результат был очень заметен.

– Сегодня все больше людей оказываются вовлеченными в информационное поле, соцсети, форумы СМИ. Как вы оцениваете уровень культуры общения в этой сфере?

– Большие трудности возникают с форумами при газетах, порой на них быстро вспыхивает агрессия. С другой стороны, посредством модерации их можно поддерживать в нормальном состоянии. К слову, газеты в Швеции обязаны модерировать комментарии. Если кто-либо пишет агрессивный комментарий, то перед законом отвечает газета, а не автор сообщения.

– Вмешиваются ли в Швеции представители официальных структур в работу СМИ?

– Нет. Более того, это запрещено законом. Представим себе гипотетически, что водитель муниципальной транспортной организации из города N обнаруживает, что техническая поддержка автобусов уменьшилась, и это увеличило риск для пассажиров. Водитель звонит в газету и рассказывает, что у половины автобусов не работают тормоза, причем просит не упоминать его имя. Газета пишет об этом и выявляет, что действительно деньги были израсходованы нецелевым образом. Возникает большой скандал. Директор муниципального управления по вопросам транспорта звонит в редакцию и возмущается: «Что это такое? Почему вы так пишете? Кто вам сообщил?» Данный вопрос нарушает шведскую конституцию. Можно сказать, это мечта каждого журналиста – что ему позвонят. Наши политики знают об этом. Они проходят разного рода тренинги и уклоняются от ответа: предположим, приватизируют автобусное предприятие. Тогда у него нельзя запрашивать документы.

В ходе лекции Пер Энеруд рассказал об истории свободы слова в Швеции и сравнил шведские и российские медиа.

– Шведская пресса отличается от российской, – отметил Энеруд. – Например, статус журналиста в Швеции достаточно низкий. Когда я сказал родителям, что буду журналистом, мама чуть ли не плакала. Она хотела, чтобы я стал доктором или инженером. Уровень образования у шведских журналистов невысокий, наш журфак – это всего три года обучения. А в России почти все журналисты имеют высшее образование. Уровень профессионализма у шведских журналистов высокий, а уровень гениальности – низкий. В России же все наоборот. Под профессионализмом я подразумеваю готовность подчиниться профессиональным, редакционным, этическим, практическим установкам. Кроме того, российские журналисты годами изучают стилистику, а шведские пишут максимально просто и без декоративных элементов. В шведской прессе журналисты не пользуются словом «я», они пишут, например, «читайте в газете». Позиция журналиста в шведской газете – «мэр говорит читателям», а в российской – «мэр рассказывает лично мне, гениальному журналисту». Образно говоря, российский журналист – Пикассо, а шведский журналист – маляр. Шведская газета – забор, а русская – полотно, которое, правда не всегда соответствует действительности.

Фейковые новости и фрагментизацию сознания спикер отнес к общим для шведских и российских масс-медиа проблемам.

Лекция Пера Энеруда 16 июня 2017 года

Видео: Артур Селезнев

После лекции Пер Энеруд ответил на вопросы аудитории.

– Насколько мне известно, газета Aftonbladet переходила из рук в руки, была и либеральной, и консервативной. Что с ней происходит сейчас и насколько высок ее авторитет на медийном поле?

– У газеты сложная история, – ответил Пер Энеруд. – Она была основана в 1830-м году как либеральный орган. У нее часто менялись владельцы. Наиболее мрачный период истории издания длился с начала 20-х годов ХХ века до конца Второй мировой войны, когда издание заняло почти откровенную пронацистскую позицию. В начале 50-х годов шведское профсоюзное движение сделало ее главным рупором социал-демократов. Сейчас владельцем газеты стала частная норвежская фирма. Эта фирма также владеет самой крупной консервативной газетой в Швеции. В газете превалируют «левые» взгляды, хотя на ее полосах нет политической риторики. Журналисты, в свою очередь, могут достаточно спокойно переходить из либеральной газеты в консервативную и наоборот.

– В России на федеральные темы пишут в основном издания, находящиеся в Москве, при этом были попытки создать издания, которые находились бы в провинции, но работали бы на федеральную повестку. Какая ситуация складывается в Швеции?

– В Швеции есть пять национальных газет, которые издаются в регионах, но они в центральных регионах и распространяются. В основном же у нас пресса местная, и обыватели не интересуются общегосударственными вопросами. Национальным СМИ является телевидение, а самый элитный канал информации – радио. Его слушают, к примеру, депутаты и высокообразованные люди.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.