Директор исследовательского центра Еврейского музея и Центра толерантности Светлана Амосова на своей лекции в Ельцин Центре 24 июля рассказала историю создания еврейских музеев и экспозиций в России и СССР, которая позволяет отчетливо проследить смену политических парадигм на протяжении XX и XXI веков.
Антрополог, исследователь еврейского и славянского фольклора и этнографии Светлана Амосова вместе со своими коллегами приехала в Екатеринбург на организованный при участии Ельцин Центра исследовательский семинар «Евреи „застоя“ и „перелома“», посвященный советской еврейской истории 1971–1991 годов, и часть времени посвятила изучению экспозиции Музея Бориса Ельцина и Архива Президентского центра.
— Казалось бы, что еврейское возрождение в СССР конца 80-х годов, которое стало толчком для создания множества религиозных, светских и культурных еврейских организаций, должно было послужить созданию какого-то еврейского музея, но этого не случилось. Такие культурные институции начинают создаваться только к началу XXI века, причём открытие первых еврейских музеев в России было государственной инициативой, — отметила Амосова в ходе своей лекции. — Однако сейчас в регионах они создаются стихийно, зачастую их организаторы не являются профессиональными музейщиками. Это инициатива, которая идет снизу. Мне кажется, что в наши дни Россия переживает бум еврейских музеев, еврейских выставок, несмотря ни на что.
По словам Амосовой, в целом история еврейских музеев и коллекций начинается в XIX веке, когда Лувр, Британский музей и музей Клюни стали проявлять интерес к связанным с древнееврейской историей археологическим находкам и коллекциям средневековой ритуальной утвари из драгоценных металлов. Однако уже в конце века в нескольких европейских городах по инициативе еврейских обществ появляются первые музеи, полностью посвященные евреям. Если в Вене были собраны обрядовые предметы из синагог, богатых домов и рукописи, то в Гамбурге акцент сделали на еврейском народном искусстве.
В Российской империи коллекционирование еврейских предметов начинается со средневековых рукописей и книг, первое такое собрание возникает в Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. Позже Кунсткамера начинает собирать разного типа артефакты, но в первую очередь — фотографии, которые отражают антропологические типы и особенности национального костюма различных еврейских этнических групп.
— В 1907 году в России несколько крупных политиков и просветителей, в числе которых были известный историк Семён Дубнов и писатель, этнограф Семён Ан-ский, основали Еврейское историко-этнографическое общество, призванное изучать историю и культуру народа. Ан-ский активно занимается поиском средств для научных изысканий, находит деньги и в течение нескольких лет со своими коллегами ездит по еврейским поселениям царской России с экспедициями, собирает и покупает материалы, на базе которых в 1914 году в Петрограде открывается первый еврейский музей, где были представлены предметы старины и их копии, рукописи и многочисленные рисунки и фотографии, сделанные в экспедициях Соломоном Юдовиным.
В процессе создания музея Ан-ский сформировал концепцию организации еврейского музейного строительства. По его замыслу, в каждом крупном городе, по возможности, должен быть еврейский этнографический музей, в каждом большом культурном регионе — музей еврейского искусства, а в Палестине — национальный исторический музей. Амосова заметила, что Ан-скому удалось сформулировать программу, которая, по сути, работает спустя сто лет, хотя и с некоторыми изменениями.
После большевистского переворота 1917 года состоявший в партии эсеров Ан-ский был вынужден эмигрировать. Он увёз небольшую часть коллекции из России, но музей в Петрограде продолжил существовать и даже пополнять фонды. Однако в 1929 году на волне перелома в государственной политике он был закрыт, поскольку оказался идейно не близок власти, не отражал классовую борьбу. Музейная коллекция и архив были разделены на несколько частей, самое ценное оказалось в Российском этнографическом музее, часть экспонатов и документов уехала в Киев, Минск, Нью-Йорк и Иерусалим.
— В нашем музее есть проект, который посвящен виртуальной реконструкции архива и музейного собрания Еврейского историко-этнографическое общества. Мы оцифровываем все документы, которые есть в разных архивах, пытаемся реконструировать музейную коллекцию. К примеру, часть экспонатов нашими коллегами была обнаружена в небольших краеведческих музеях в Белоруссии, отметила Амосова.
Уже в начале 20-х годов прошлого века начинает возникать концепция создания советских еврейских музеев. В течение двадцати лет, вплоть до 1940 года такие культурные институции с учётом новых музейных веяний и большевистских политических идей открываются в Самарканде, Тбилиси и Одессе. Музей в Грузии просуществовал до 1952 года, самаркандский музей закрылся в конце 30-х годов из-за того, что всех его сотрудников репрессировали, а одесский — в начале войны, но после её окончания так и не возобновил работу.
В 1939 году в Государственном музее этнографии в Ленинграде открывается выставка «Евреи в царской России и СССР», одним из создателей и авторов которой стал Исай Пульнер. Экспозиция была сформирована по принципу противопоставления «дореволюционной» и «послереволюционной» жизни российских евреев. Вводный раздел выставки был назван «Евреи в царской России — тюрьме народов», а основной — «Евреи в СССР — социалистической родине трудящихся». «Старая» жизнь была представлена диорамами с жанровыми сценами, изображавшими штетл (традиционное еврейское местечко) и народный театр пуримшпиль. Кроме того, там можно было увидеть зарисовки народных костюмов, сделанные Соломоном Юдовиным. «Новую» жизнь представляла часть экспозиции с большим количеством фотографий, рассказывавшая о еврейских колхозах и Еврейской автономной области, созданной в начале 1930-х годов как национально-территориальное образование для переселенцев.
— История этой экспозиции, как и многих еврейских музеев, оказалась сложной и трагичной из-за начавшейся войны. Пульнер умер зимой 1942 года от голода в блокадном Ленинграде, учеников у него не осталось, заниматься экспозицией уже было некому. В 1949 году на волне борьбы с космополитизмом выставку разобрали, многое из реконструкций было просто выброшено, а часть экспонатов убрана в запасники. С закрытием этой выставки и музея в Тбилиси в 1952 году на территории нашей страны еврейских музеев больше не было вплоть до последнего времени.
По словам Амосовой, лишь к началу XXI века в России начинается возрождение еврейских музеев и выставок. Постоянные экспозиции открываются в Государственном музее истории религий и Российском этнографическом музее, в 1998 году на Поклонной горе появляется мемориальная синагога и в ней Музей еврейского наследия и Холокоста, в 2011 году — Музей истории евреев в России, а годом позже — Еврейский музей и центр толерантности. Небольшие еврейские музеи при общинах и школах возникают в Тюмени, Туле, Дербенте, Омске и других городах.