Светлана Амосова: «Россия переживает бум еврейских музеев»

6 августа 2021 г.Наталья Шурмина
Светлана Амосова: «Россия переживает бум еврейских музеев»

Директор исследовательского центра Еврейского музея и Центра толерантности Светлана Амосова на своей лекции в Ельцин Центре 24 июля рассказала историю создания еврейских музеев и экспозиций в России и СССР, которая позволяет отчетливо проследить смену политических парадигм на протяжении XX и XXI веков.

Антрополог, исследователь еврейского и славянского фольклора и этнографии Светлана Амосова вместе со своими коллегами приехала в Екатеринбург на организованный при участии Ельцин Центра исследовательский семинар «Евреи „застоя“ и „перелома“», посвященный советской еврейской истории 1971–1991 годов, и часть времени посвятила изучению экспозиции Музея Бориса Ельцина и Архива Президентского центра.

— Казалось бы, что еврейское возрождение в СССР конца 80-х годов, которое стало толчком для создания множества религиозных, светских и культурных еврейских организаций, должно было послужить созданию какого-то еврейского музея, но этого не случилось. Такие культурные институции начинают создаваться только к началу XXI века, причём открытие первых еврейских музеев в России было государственной инициативой, — отметила Амосова в ходе своей лекции. — Однако сейчас в регионах они создаются стихийно, зачастую их организаторы не являются профессиональными музейщиками. Это инициатива, которая идет снизу. Мне кажется, что в наши дни Россия переживает бум еврейских музеев, еврейских выставок, несмотря ни на что.

По словам Амосовой, в целом история еврейских музеев и коллекций начинается в XIX веке, когда Лувр, Британский музей и музей Клюни стали проявлять интерес к связанным с древнееврейской историей археологическим находкам и коллекциям средневековой ритуальной утвари из драгоценных металлов. Однако уже в конце века в нескольких европейских городах по инициативе еврейских обществ появляются первые музеи, полностью посвященные евреям. Если в Вене были собраны обрядовые предметы из синагог, богатых домов и рукописи, то в Гамбурге акцент сделали на еврейском народном искусстве.

В Российской империи коллекционирование еврейских предметов начинается со средневековых рукописей и книг, первое такое собрание возникает в Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. Позже Кунсткамера начинает собирать разного типа артефакты, но в первую очередь — фотографии, которые отражают антропологические типы и особенности национального костюма различных еврейских этнических групп.

— В 1907 году в России несколько крупных политиков и просветителей, в числе которых были известный историк Семён Дубнов и писатель, этнограф Семён Ан-ский, основали Еврейское историко-этнографическое общество, призванное изучать историю и культуру народа. Ан-ский активно занимается поиском средств для научных изысканий, находит деньги и в течение нескольких лет со своими коллегами ездит по еврейским поселениям царской России с экспедициями, собирает и покупает материалы, на базе которых в 1914 году в Петрограде открывается первый еврейский музей, где были представлены предметы старины и их копии, рукописи и многочисленные рисунки и фотографии, сделанные в экспедициях Соломоном Юдовиным.

В процессе создания музея Ан-ский сформировал концепцию организации еврейского музейного строительства. По его замыслу, в каждом крупном городе, по возможности, должен быть еврейский этнографический музей, в каждом большом культурном регионе — музей еврейского искусства, а в Палестине — национальный исторический музей. Амосова заметила, что Ан-скому удалось сформулировать программу, которая, по сути, работает спустя сто лет, хотя и с некоторыми изменениями.

После большевистского переворота 1917 года состоявший в партии эсеров Ан-ский был вынужден эмигрировать. Он увёз небольшую часть коллекции из России, но музей в Петрограде продолжил существовать и даже пополнять фонды. Однако в 1929 году на волне перелома в государственной политике он был закрыт, поскольку оказался идейно не близок власти, не отражал классовую борьбу. Музейная коллекция и архив были разделены на несколько частей, самое ценное оказалось в Российском этнографическом музее, часть экспонатов и документов уехала в Киев, Минск, Нью-Йорк и Иерусалим.

— В нашем музее есть проект, который посвящен виртуальной реконструкции архива и музейного собрания Еврейского историко-этнографическое общества. Мы оцифровываем все документы, которые есть в разных архивах, пытаемся реконструировать музейную коллекцию. К примеру, часть экспонатов нашими коллегами была обнаружена в небольших краеведческих музеях в Белоруссии, отметила Амосова.

Уже в начале 20-х годов прошлого века начинает возникать концепция создания советских еврейских музеев. В течение двадцати лет, вплоть до 1940 года такие культурные институции с учётом новых музейных веяний и большевистских политических идей открываются в Самарканде, Тбилиси и Одессе. Музей в Грузии просуществовал до 1952 года, самаркандский музей закрылся в конце 30-х годов из-за того, что всех его сотрудников репрессировали, а одесский — в начале войны, но после её окончания так и не возобновил работу.

В 1939 году в Государственном музее этнографии в Ленинграде открывается выставка «Евреи в царской России и СССР», одним из создателей и авторов которой стал Исай Пульнер. Экспозиция была сформирована по принципу противопоставления «дореволюционной» и «послереволюционной» жизни российских евреев. Вводный раздел выставки был назван «Евреи в царской России — тюрьме народов», а основной — «Евреи в СССР — социалистической родине трудящихся». «Старая» жизнь была представлена диорамами с жанровыми сценами, изображавшими штетл (традиционное еврейское местечко) и народный театр пуримшпиль. Кроме того, там можно было увидеть зарисовки народных костюмов, сделанные Соломоном Юдовиным. «Новую» жизнь представляла часть экспозиции с большим количеством фотографий, рассказывавшая о еврейских колхозах и Еврейской автономной области, созданной в начале 1930-х годов как национально-территориальное образование для переселенцев.

— История этой экспозиции, как и многих еврейских музеев, оказалась сложной и трагичной из-за начавшейся войны. Пульнер умер зимой 1942 года от голода в блокадном Ленинграде, учеников у него не осталось, заниматься экспозицией уже было некому. В 1949 году на волне борьбы с космополитизмом выставку разобрали, многое из реконструкций было просто выброшено, а часть экспонатов убрана в запасники. С закрытием этой выставки и музея в Тбилиси в 1952 году на территории нашей страны еврейских музеев больше не было вплоть до последнего времени.

По словам Амосовой, лишь к началу XXI века в России начинается возрождение еврейских музеев и выставок. Постоянные экспозиции открываются в Государственном музее истории религий и Российском этнографическом музее, в 1998 году на Поклонной горе появляется мемориальная синагога и в ней Музей еврейского наследия и Холокоста, в 2011 году — Музей истории евреев в России, а годом позже — Еврейский музей и центр толерантности. Небольшие еврейские музеи при общинах и школах возникают в Тюмени, Туле, Дербенте, Омске и других городах.

Другие новости

Спектакль

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.