Свет и музыка: от Скрябина до бюро «Прометей»

6 февраля 2024 г.Михаил Лузин
Свет и музыка: от Скрябина до бюро «Прометей»

Идея синтеза искусств была важной в творчестве крупного композитора начала XX века Александра Скрябина. Движимый поиском нового, он создал «Поэму огня», или «Прометей» (1910), первое в истории светомузыкальное симфоническое произведение. Полвека спустя именно оно определило название студенческого конструкторского бюро «Прометей», работе которого посвящена выставка «О-Сеть. Экспериментальная эстетика и новые медиа в СССР» в Арт-галерее Ельцин Центра.

В рамках публичной программы выставки, а также цикла «Метафизические (лирические) зарисовки о музыке, звуке и свете», 24 января в Образовательном центре состоялась двойная лекция. Алексей Черняк — кандидат философских наук, композитор-синестет, поднял вопросы феноменологии восприятия музыки. А искусствовед и композитор Анна Тихомирова рассказала об эволюции музыкального языка: от классической гармонии до «скрябинского лада». Лекция включала живое исполнение на синтезаторе и электронном фортепиано, а также музыкальные иллюстрации в видеозаписи.

Алексей Черняк начал выступление с рассказа о романтизме — масштабном идейно-художественном направлении в культуре XIX века, пришедшем на смену холодному рационализму неоклассицизма и Просвещения. Романтики возвысили значение фантазии, эмоций, чувств и душевных метаний. В литературе и искусстве началась эпоха героев с сильными, дерзкими, противоречивыми и порой бунтарскими характерами.

Прометей, центральная фигура одного из знаменитых древнегреческих мифов, — идеальный герой для поэтов и композиторов эпохи романтизма. Он символизирует горение, самопожертвование, стремление к божественному. Алексей Черняк прочитал стихотворение Гёте «Прометей» и процитировал Фридриха Шлегеля, философа этой эпохи, превозносившего человеческое чувство возвышенного, стремление к идеалу и томление по бесконечному. Эти три, казалось бы, отстранённых от реальности качества отразились в музыке того времени, особенно в творчестве Александра Скрябина.

Развитие его музыкального языка от раннего романтизма к позднему связано с появлением режиссирующей тоники и функциональной инверсии. Как известно, тоника — это устойчивое созвучие, к которому стремятся все остальные аккорды. Режиссирующая же тоника — это центр, который в произведении может не появляться вообще, либо появляется в нём эпизодически. Таким образом, произведение строится на других аккордах, входящих в эту тональность. В качестве примера Алексей Черняк привёл скерцо Скрябина до мажор для фортепиано (1905) — тоническое трезвучие появляется в нём только в самом конце.

Функциональная инверсия связана с такими функциями тональности, как субдоминанта и доминанта. Последняя — самая неустойчивая функция, которая стремится разрешиться в тонику. Инверсия в данном случае означает перенос композитором акцента с устойчивого на неустойчивое созвучие: доминанта у Скрябина становится более важным акцентом, чем тоника. Произведение с функциональной инверсией может заканчиваться на доминанту, которая никуда не разрешается. С художественной точки зрения это создаёт ощущение недоговорённости: как будто бы музыка оборвалась, но зритель ещё куда-то стремится.

— Скрябин осмысляет доминантовый аккорд по-новому, достраивая его дополнительными нотами, — продолжил Алексей Черняк. — Квинтовый тон он понижает на полтона, а терцовый переносит вверх на октаву, и с этим неустойчивым аккордом он работает как с устойчивым. Такая структура получила название «Прометеев аккорд». Первое произведение, в котором она используется в качестве тоники, — это, собственно, «Прометей».

— «Прометеев аккорд» за счёт сочетания входящих в него звуков будто бы расслаивается на две драматургические линии — в дальнейшем это получило развитие в XX веке в направлении «полифония пластов». Таким образом, у Скрябина идея функциональной инверсии доведена до логического завершения, когда неустойчивый доминантовый аккорд «отрывается» от тоники и используется как устойчивый, но при этом сам по себе куда-то стремится, — рассказывает Алексей Черняк. — Так у слушателя формируется ощущение стремления и полёта, и цель композитора в том, чтобы человек не должен был успеть осознать окончание произведения, а оставался в состоянии «пламенения».

Финальный аккорд «Прометея», хотя и звучит неустойчиво, является для Скрябина символом его художественных идей и стремления человечества к идеалу. Вся «Поэма огня» отражает глубокие философские смыслы, а использование световой партии в произведении становится символом синтеза искусств и полноты выражения художественного замысла не только в звуке, но и в свете. Интересно, что партия света Luce, которую впервые в истории музыки композитор ввёл в партитуру, записывалась нотами. Специально для того, чтобы её исполнить, Скрябин разрабатывал специальный инструмент, но, к сожалению, московская премьера «Поэмы огня» в 1911 году прошла без него, так как аппарат оказался недостаточно мощным для большого зала. Со световой партией «Прометей» впервые был исполнен 20 марта 1915 года в нью-йоркском Карнеги-холле. Для этой премьеры инженер Престон Миллар изготовил новый световой инструмент, которому изобретатель дал название «хромола». Впрочем, исполнение световой партии вызвало многочисленные проблемы и было холодно встречено критикой.

Композитор не смог присутствовать на этом событии, а в апреле того же года скоропостижно скончался. Интерес к исполнению произведения Скрябина со световой партией вновь возник в 1960–1970-е годы. По сообщению Булата Галеева, создателя КБ «Прометей» и главного героя выставки «О-Сеть. Экспериментальная эстетика и новые медиа в СССР», полная версия «Поэмы огня» была исполнена в Казани в 1962 году, а в 1965-м на музыку Скрябина был снят светомузыкальный фильм. Партия Luce в «Прометее» является индикатором тональности, так как на протяжении почти всего произведения её нотная запись совпадает с основными тонами звучащей гармонии: например, до мажору соответствовал красный цвет. Александр Скрябин обладал цвето-тональным слухом, и именно цветовая визуализация тонального плана лежит в основе замысла «Поэмы огня». Композитор вносит в Luce основные тоны гармонии в качестве «опознавательного знака» этих гармоний, чтобы исключить возможность в разночтениях классификации и звучащих аккордов.

Впрочем, особенный интерес у исследователей вызывают фрагменты «Прометея», где цветовая партия расходится с тональностью. Здесь свет выполняет роль «метафизической линии», с его помощью Александр Скрябин создаёт на символическом уровне неслышимую, космическую музыку. И это соотносится со стремлением композитора использовать свои произведения как средство выражения философских идей и как инструмент для трансформации сознания человечества. Он не ограничивался классическими музыкальными структурами, но стремился создать нечто грандиозное и мистическое, что перенесло бы слушателей в новую реальность, отметил Алексей Черняк.

О контексте, в котором рождались идеи Александра Скрябина, и об их развитии рассказала Анна Тихомирова. Она подчеркнула, что русский композитор, несмотря на всё новаторство, был продуктом эпохи и в самовыражении опирался на симфонизм как высшую форму развития европейского музыкального мышления. Кварто-квинтовый круг и равномерно темперированный строй были для него неизбегаемыми константами, а главными инструментами — симфонический оркестр и рояль, кульминационные для европейской музыки продукты. На философском уровне Александр Скрябин позаимствовал у современников отношение к искусству как к храму. Эта характерная для эпохи романтизма концепция привела к тому, что симфония стала конкурировать с мессой за право совершенствовать людей и очищать их души. Именно на этом фундаменте выросли изменения в музыкальном мышлении Скрябина и его последователей. Благодаря им, сложившаяся ладогармоническая система стала усложняться, на базе классических трезвучий стали появляться аккорды с более сложной структурой, в систему вошли модуляции, отклонения в другие тональности и другие новации. Сказанное проиллюстрировала пианистка Наталья Кузьмина, исполнившая несколько произведений Александра Скрябина.

Выставка «О-Сеть. Экспериментальная эстетика и новые медиа в СССР» работает в Ельцин Центре до 25 февраля.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.