Свердловский конструктивизм родом из Финляндии

13 августа 2019 г.Михаил Лузин
Свердловский конструктивизм родом из Финляндии

Об удивительной судьбе финского гражданина Ивана Антонова, который построил Городок чекистов, рассказал урбанист Никита Сучков – исследователь авангардной архитектуры, автор и руководитель проекта «Дни конструктивизма на Урале», основатель и руководитель Музея конструктивизма «Ячейка F», старший научный сотрудник Музея Москвы. Его лекция состоялась 7 августа в Арт-галерее Ельцин Центра в рамках событийной программы выставки «Как строилась советская власть»

Оказывается, самые знаковые монументы свердловского конструктивизма для страны Советов спроектировал и построил гражданин Финляндии, вдобавок еще и верующий. Архитектор Иван Антонов, создатель знаменитого Городка чекистов и Жилого комбината НКВД №1 (также известного, как Второй дом Советов) в начале улицы 8 марта.

Чудесным образом ему удалось благополучно уехать обратно в Финляндию за несколько дней до предполагаемого ареста. Вернувшись в Выборг, архитектор взял новое имя – Юхани – и занялся проектированием зданий в стиле финского функционализма, как две капли воды похожих на свердловские.

Иван Антонов – знаковый архитектор для Свердловска. Он построил два важных памятника эпохи конструктивизма: второй дом Советов и Городок чекистов. Между тем, еще 12 лет назад о его судьбе было мало что известно: не сохранилось ни фотографий, ни документов. И лишь благодаря цепочке случайностей удалось восстановить удивительную биографию этого человека.

Иван Павлович Антонов родился в 1887 году в городе Выборге, который до 1917 года был частью Великого Княжества Финляндского, а с 1917 по 1940-й – независимой Финляндии. В центре города стоит знаменитый Выборгский замок, замкнутый контур с высотной доминантой.

Исследователи наследия Антонова говорят, что этот силуэт он, осознанно или нет, воспроизводил в своих работах. Замкнутый контур Второго дома Советов с высотной доминантой первого свердловского небоскреба, замкнутый контур Городка чекистов с высотной доминантой гостиницы Исеть... Интересно, что один из знаковых архитекторов Свердловска был иностранным подданным, да и в Свердловск приехал, что называется, по случаю.

Будущий архитектор учился в Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге, потом вернулся в родной Выборг. Работал там учителем чертежа и рисунка, но часто навещал столицу и имел обширные связи среди петербургской интеллигенции. Дружил с семьей Рерихов, женился на родственнице философа Бердяева, Евгении Бердяевой.

Среди петербургских (точнее, уже ленинградских) знакомых Ивана Павловича был академик Фомин. Тот участвовал в 1923 году в конкурсе на лучший памятник Свердлову в бывшем уездном городе Екатеринбурге, теперь ставшим центром огромной Уральской области. Фомин не победил, но город запомнил. И сказал Антонову: если хочешь много работать, тебе надо не в Ленинград, а в Свердловск.

В столицу Урала финский подданный Антонов приехал в 1926 году. Застал город неопрятным, в строительных лесах, и погрузился в работу. Первым его местом службы был ГИПРОМЕЗ – Государственный институт по проектированию новых металлозаводов. Находился институт прямо в здании Горсовета на площади 1905 года, что подчеркивало его важность для светлого индустриального будущего региона.

В архивах сохранилось заявление Антонова на имя директора ГИПРОМЕЗа с просьбой повысить ему с 1 января 1927 года зарплату: получал он на 50 рублей меньше остальных архитекторов. Просьбу удовлетворили.

Вплоть до 1933 года Антонов как иностранный гражданин ежегодно продлевал свой вид на жительство. Заграничный паспорт и некоторые несоветские особенности характера, впрочем, никак не мешали Ивану Павловичу в работе, поскольку тот пользовался личной протекцией главы местного главка НКВД Германа Матсона. Латыш по национальности, тот, возможно, видел в прибалте Антонове родственную душу.

Иван Антонов создает фасады Жилого комбината НКВД №1 (также известного как второй дом Советов), и впоследствии сам въезжает в квартиру на третьем этаже этого здания. Пятиэтажный корпус и корпус-башня, много эклектичных деталей. Антонов очень любит подчеркивать цветом сочленения вертикальных и горизонтальных деталей.

Антонов подружился с бывшей владелицей земельного участка, на котором был построен его дом, и восхищался её свободой духа: к той регулярно приходили чекисты, спрашивая, где спрятаны деньги и драгоценности, а та отвечала «кладов столько, что вы всё равно не найдете».

Свободой духа обладал и сам Антонов. Он не был подвержен советскому идеологическому влиянию, более того: был религиозным человеком, открыто ходил на службы и очень возмущался тем, как сносили храмы в Свердловске. Дома у него всю жизнь был красный угол с иконами. Дочь Антонова Ирене рассказывала, что однажды в квартиру архитектора пришли чекисты и увидели иконы в красном углу. Они ничего не сказали и ушли, но тот случай Антонов запомнил на всю жизнь и часто вспоминал.

Жили Антоновы широко: вместе с женой Евгенией Бердяевой Иван Павлович мог сесть в поезд и поехать в Москву или Ленинград на спектакль.

Следующий комплекс после 2-го Дома Советов, который построил Иван Антонов – это комплекс Городка чекистов, самый значительный объект которого – общежитие малосемейных, ныне – гостиница «Исеть». В истории архитектуры уже были подобные сооружения подковообразной формы – например, здание Ассигнационного банка в Санкт-Петербурге, построенное Джакомо Кваренги. Но над преимущественно деревянным тогда Свердловском гигантское здание возвышалось подобно Вавилонской башне.

Боковые корпуса Городка чекистов Иван Антонов построил под углом в 10 градусов к сетке улиц, ровно по оси север-юг. Дело в том, что проспект Ленина, как и параллельные ему улицы, не ориентированы строго с запада на восток, они проложены с легким отклонением с северо-востока на юго-запад. Так что при планировании нового микрорайона архитектор отталкивался от географических констант, а не от пространства города, что было ещё одним новаторским приёмом.

Обстоятельства отъезда Ивана Антонова из Свердловска – свидетельство его чрезвычайно развитой интуиции либо хороших связей в местном главке НКВД, для которого он построил главные свои объекты.

Дело в том, что с 1926 по 1931 год местными чекистами руководил латыш Герман Матсон. Архитектор был у руководителя свердловского НКВД на особом счету, тот оказывал ему протекцию, защищая от недоброжелателей. «Матсон давал мне полную свободу», – вспоминал Антонов.

В 1931 году Матсона перевели в другой регион, а на его место был назначен Григорий Раппопорт. «Это был очень красивый чекист, но при этом очень злодейский», – вспоминала про него Ирене Антонофф.

Тучи над звёздами свердловской архитектуры начали сгущаться: был арестован и в 1932 году умер в тюрьме бывший начальник Антонова по институту ГИПРОМЕЗ Виталий Гассельблат. А в 1933 году Григорий Раппопорт на одном из заседаний главка НКВД будто бы произнёс: «Как на таких ответственных объектах у нас работает финский шпион?»

Антонову об этом сообщили. Реакция была молниеносной: Иван Павлович и Евгения тут же купили два билета на поезд до Ленинграда (по семейному приданию, два последних билета, 13 и 14 места), и уехали налегке, с одним чемоданом. Из Ленинграда семья добралась до Выборга и с нуля начала новую жизнь.

Выборг начала 30-х годов был вторым по значимости городом Финляндии. Городом многонациональным: здесь жили немцы, шведы, русские, финны. Русских из-за близости СССР и повсеместной в ту эпоху шпиономании не любили, и Иван Павлович, с его-то советским прошлым, долгое время не мог найти работу.

Спас его от безденежья знаменитый финский архитектор Ялмари Ланкинен. Они были знакомы еще до отъезда Антонова в СССР: Иван Павлович мог быть преподавателем Ланкинена. Так или иначе, бывший ученик предложил учителю работать в своём архитектурном бюро.

Антонов поменял имя на финское Юхани, став Юхани Антоноффым, но даже это имя исчезло с чертёжных листов: все работы бюро Ланкинена визировались только подписью главы бюро.

Бюро Ланкинена было небольшим, и часто перемещалось из города в город, туда, где в данный момент шла стройка. А строили они много: например, здание социальной организации Ита-Тоукола в пригороде Выборга, больничные городки в Раухе (пригород Иматры) и на полуострове Тиуру, здание банка в Энсо (ныне – Светлогорск) и так далее.

Стиль, в котором строило бюро, получил название финского функционализма, но если присмотреться, в этих зданиях было очень много от свердловского конструктивизма: односкатные крыши, ленточные окна и полукруглые выступы, балконы с боковыми прутьями, как у Моисея Гинзбурга. А в водонапорной башне в Раухе и вовсе угадываются пропорции уралмашевской Белой башни. И, вероятнее всего, это не просто совпадение.

С началом советско-финской войны бюро Ланкинена эвакуировалось в Лахти и семейство Антоновых опять было вынуждено бежать с одним чемоданом. В Лахти Иван Павлович с Евгенией осели, здесь родилась их дочь Ирене, которая и ныне живёт в квартире, оставшейся от отца. И именно благодаря ей удалось узнать удивительную историю архитектора, создавшего для Екатеринбурга самые важные памятники конструктивизма.

По окончании лекции корреспондент Ельцин Центра задал Никите Сучкову несколько вопросов.

– Как вам удалось выйти на семью архитектора?

– Это удивительная история! В 60-е годы делегация из Свердловска поехала в Финляндию изучать опыт финнов по строительству трамплинов: свердловчане планировали применить этот опыт при строительстве трамплина на Уктусе. Кто-то из делегации общался с Антоновым и его семьей. Контактов не сохранилось по понятным причинам, поскольку общение не очень-то приветствовалось, но по Свердловску пошёл слух, что архитектор гостиницы «Исеть», упоминания о котором в архивах были крайне скудны, живёт Финляндии.

В 2007 году исследователь свердловской архитектуры Леонид Смирнов обратился к выпускнице Свердловского архитектурного института Лии Кебке, которая живет в Гетеборге, с просьбой поискать контакты Антоновых. Шведский – официальный язык в Финляндии, и ей было просто вести коммуникацию, они тогда ещё письмами общались. Она обращалась в разные музеи, и музей в Лахти после некоторых раздумий написал: мол, да, был здесь такой Антонофф.

В 2007 на конференции в Петербурге Риита Нискансен и Леонид Смирнов пересеклись и она передала ему контакты Ирене Антонофф. Леонид передал их архитектору Борису Демидову, а тот скинул мне. Я позвонил Ирене в конце декабря, и только на начало марта она мне назначила встречу. Мы встретились, она рассказала историю семьи. По-русски она говорит с сильным акцентом.

– Как лично у вас возник интерес к теме конструктивистского наследия Екатеринбурга?

– Архитектура меня интересовала всегда, а самый яркий её пласт у нас в городе – это конструктивизм. Я был знаком с арх-группой «Подельники» (группа, которая занимается реставрацией Белой башни и популяризацией этого объекта – ред.), и мне тоже хотелось что-то сделать, чтобы пласт был более известен. В 2015 году совместно с министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области мы провели первые Дни конструктивизма на Урале. Начало складываться сообщество, собрались люди, которые занимаются тем или иным домом, или повседневностью, или архитектурой. И пятый год уже на площадке Ельцин Центра мы проводим Дни конструктивизма.

– Следует ли современная архитектура Екатеринбурга традициям конструктивизма?

– Безусловно. Архитекторы этого даже не скрывают. Тот же Борис Алексеевич Демидов строит очень много офисных центров как конструктивистские здания. Он вдохновляется этой архитектурой. Например, рядом с киностудией находится построенный им большой бизнес-центр «Континент». И там угловые балконы, протяженные окна – то, что принято в архитектуре конструктивизма. Есть еще вопрос контекста. Грамотные архитекторы должны уметь вписывать современные объекты в историческую среду, а это возможно в том числе за счет привнесения деталей и элементов стиля.

– Как вам Ельцин Центр как здание и общественное пространство?

– Этот проект строился как бизнес-центр «Демидов» по проекту архитектора Олейникова и изначально у него были другие задачи, он строился как конгресс-холл. Но очень круто было проведено приспособление! Это образцовый кейс по грамотному приспособлению здания, чего очень не хватает нашей исторической среде. Этот случай можно приводить в пример. Планировался стеклянный фасад, вышел перфорированный по проекту Бернаскони. Очень интересный гибридный проект получился, в котором удалось сделать достойную атмосферу.

– Вы были в музее Бориса Ельцина, какое у вас отношение к музейной экспозиции?

– Если смотреть на него как на музей, он действительно очень многопластовый и многозначный, рассчитан на восприятие как поверхностное, так и глубокое. Если вам достаточно обзорного знакомства – вы можете просто пойти посмотреть видеоряд, экспонаты, которые лежат на виду, и этого хватит. Но есть и слой для затейливых посетителей, которые хотят побольше узнать. Тут уже появляются выдвижные столы, ты заглядываешь, всё читаешь и смотришь, и это иная степень погружения.

Единственное, мне не очень нравится экспозиция на первом этаже, она очень дробная, и там просто глаза теряются. Очень много документов, и я не могу воспринять ни один, их невозможно читать. На втором этаже все хорошо. И конечно, чувствуется почерк бюро Аппельбаума. Когда я был в Еврейском музее в Москве, у меня было полное ощущение, что нахожусь в Ельцин Центре. Возможно, стоит своими силами добавлять какое-то своеобразие, чтобы этого избежать.

– Расскажите про свои 90-е. Есть у вас какие-то свои воспоминания об этом времени?

– Я был на даче в 96 году, тогда шла предвыборная кампания Бориса Ельцина. Жил с бабушкой и дедушкой, они его очень сильно его критиковали, люто ненавидели. Голосовали всегда за Зюганова и за коммунистов, и это отношение тогда мне, 8-летнему ребенку, передалось.

Мой друг с дачи принес кучу листовок с агитацией за Ельцина, и мне, маленькому ребенку, подумалось: если такая кипа агитации, значит она никому не нужна! Значит не вполне искренне то, что там написано, закралась у меня такая тень сомнения. Зато я эти листовки за Ельцина потом использовал как оборотки, и кучу рисунков классных сделал.

Другие новости

Спектакль

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.