Сухер-Бер Рыбак: забытая звезда еврейского авангарда

22 октября 2024 г.Наталья Шурмина
Сухер-Бер Рыбак: забытая звезда еврейского авангарда

Среди добившихся мировой славы звёзд еврейского художественного авангарда есть одна незаслуженно забытая и пропущенная фигура – Сухер-Бер Рыбак. О его гении, мастерстве и склонности к инновациям рассказал в Ельцин Центре в Екатеринбурге 15 октября доцент Школы искусств и культурного наследия Европейского университета в Санкт-Петербурге (ЕУСПб) Валерий Дымшиц.

Лекция доктора химических наук, научного сотрудника МФЦ «Петербургская иудаика» Валерия Дымшица прошла в рамках цикла «Советский авангард: координаты ненаступившего будущего», организованного Ельцин Центром и ЕУСПб. Этот цикл призван показать, каким разным был русский и советский авангард в различных сферах искусства, с каким множеством культурных контекстов его важно соотносить и почему он имеет большое значение для нас сегодня.

– Еврейский авангард – важная структурная часть мировой, российской и советской художественной культуры авангарда, – подчеркнул Дымшиц. – И когда я говорю о нём, то имею в виду художников, которые, с одной стороны, отстраивали себя относительно национальной, фольклорной художественной традиции, а с другой – думали о том, возможно ли уже на современном художественном языке создать новую художественную традицию.

Художники авангарда всё время искали новую выразительность за пределами привычного академического искусства, и Сухер-Бер Рыбак нашёл источник вдохновения в детских рисунках. Он не просто стилизовал свои работы под них, но и аналитически разрабатывал принципы детской изобразительности, а потом использовал достигнутый результат не только для иллюстраций книг для детей, но и для изображения ужасов Гражданской войны.

Сухер-Бер Рыбак родился в 1897 году в городе Елисаветграде Херсонской губернии, в дальнейшем получил художественное образование в Киеве, где стал одним из основателей и участников киевской Культур-Лиги, ставившей своей задачей развитие культуры на языке идиш.

– Культур-Лига – это объединение художников, писателей, поэтов, критиков, театральных режиссёров, музыкантов, композиторов, педагогов и издателей, появившееся в Киеве в самом начале 1918 года. Эта организация собиралась создать новую еврейскую культуру, отделённую от религии, обращённую к фольклору и базирующуюся на идиш – языке широких масс, – отметил Дымшиц. – Культур-Лига поддерживала общую для всего начала XX века идею синтеза искусств, когда писатели, поэты, художники работают заодно и создают некие синтетические произведения.

Первое художественное увлечение Рыбака – кубизм, который он воспринял от своих учителей – кубофутуристов Александра Экстера и Александра Богомазова. Ему довольно рано удалось выработать свой уникальный стиль, в котором экспрессивность кубизма слилась с самобытной и красочной палитрой. С самого начала своего творческого пути Рыбак оказывается художником, хорошо постигшим фольклорную традицию и очень плотно с ней взаимодействующим в дальнейшем. Однако наибольший успех художнику принесла книжная графика, иллюстрации к детским книгам.

– Первый ход, который использует Рыбак в своей книжной графике, – это обращение к фольклору. На основе народной художественной традиции и теоретической базы, заложенной работами автора оригинальных теорий современного еврейского искусства Иехезкеля Добрушина, художник и его единомышленники пытаются создать современные светские детские книги на языке идиш.

Добрушин в 1919 году пишет большую статью, которая называется «Примитивное искусство и художественная книга для детей», где утверждает, что внутренний мир ребенка наилучшим образом приспособлен для восприятия национального фольклора – «коллективного народного творчества», а также указывает, что художнику при создании еврейской книги для детей необходимо использовать «еврейский художественный примитив».

Также Добрушин в своей статье указывает на уникальные свойства еврейской фольклорной пластики, для которой характерна особая ровная плоскостность. Он отмечает, что еврейский орнамент обладает самобытной перспективой, глубина которой совершенно «не барельефна и не скульптурна».

В качестве источника вдохновения Рыбак и другие художники-авангардисты обращаются к огромному и неплохо сохранившемуся к тому времени пласту народной культуры – рельефам на надгробных стеллах.

– Традиционные стелы на еврейских кладбищах украшались очень выразительными резными рельефами, преимущественно основанными на изображении зверей и растений, которые были очень ярко раскрашены, – пояснил Дымшиц. – Такой рельеф со всей его пёстрой раскраской попадает на обложку книги с иллюстрациями Рыбака, где мы видим фантастическую паву, которая явно сбежала с надгробной стелы. Эта книга – сборник стихотворений «Птицы» одного из самых ярких поэтов еврейского авангарда и крупнейшего еврейского детского поэта Льва Квитко.

Рыбак затем иллюстрирует и другие стихотворные сборники Квитко. Работая над обложкой книги «В лесу», в поисках нового выразительного языка он обращается к тем художественным традициям, которые никак не связаны с большой европейской школой, начинающейся с античности. По словам Дымшица, Рыбак делает замечательное открытие: в своих рисунках художник впервые в мировой художественной практике использовал стилистику детского рисунка для оформления книги для детей.

– Рыбак создает новую детскую книгу, построенную на принципах детского рисования. Он делает книги для детей нарисованными так, как рисуют дети. Причем это не стилизация детского рисунка, а серьезная аналитическая работа, попытка понять, как устроен детский рисунок и как это всё можно применить в книжной графике. Самая яркая, самая интересная работа Рыбака с детским рисунком – это книга, которая выходит в Москве в 1922 году. Она называется «Сказочки для маленьких детей», её написала на идиш детский автор и педагог Мириам Марголин.

Открыв новый художественный язык, построенный на принципах детского рисования, Рыбак переносит его и на свои «взрослые» работы. Альбом «Литография местечка» – это серия больших станковых гуашей, написанных в 1919–1920 годы как реакция на Гражданскую войну, на погромы и гибель отца художника.

– Это прямое высказывание на тему насилия, где художник использует ту же эстетику и художественный язык, который он нашёл, иллюстрируя детские книги. Мы видим, как эта эстетика детского рисования в творчестве Рыбака через книжки для детей, через страшные сказки, через изображения еврейского местечка, превращается в довольно мрачные, сочетающие в себе как ужасные, так и комические моменты, экспрессионистские композиции.

В 1919 году Рыбак переселился из Киева в Москву, а спустя три года уехал в Берлин, там в 1923 году состоялась его первая персональная выставка картин и рисунков. В эмиграции он продолжает сотрудничать с советскими издательствами и театрами, а когда это сотрудничество стало уже невозможным, художник перебирается в Париж, где в 1935 году умирает от туберкулёза.

– В Париже он не может найти себя, у него нет нормальной работы, хотя художник пытается в качестве графика сотрудничать с французской прессой. И Рыбак возвращается к живописи, – отметил Дымшиц. – Образцы его поздней живописи уже не такие яркие, не такие интересные, как работы начала 20-х годов. Но этому художнику для активного творчества и самореализации было отведено лишь десять лет. И тем не менее, он сделал за это время гораздо больше, чем многие делают за более длинную жизнь. В творчестве Рыбака мы видим не только разные повороты к передовым тенденциям западного искусства и обращение к еврейскому фольклору, но и такую совершенно невиданную новацию, как использование техники детского рисунка.

Сухер-Бер Рыбак умер в возрасте 37 лет, а судьба его наследия на долгое время оказалась вне поля зрения выставочных залов, музеев и искусствоведов. Только в последние годы прошли значимые ретроспективы работ Рыбака в Берлине и Париже, так что теперь заслуженное признание возвращается к несправедливо забытому художнику.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.