Так называется выставка, открывшаяся 29 сентября в Екатеринбурге, в музее «Литературная жизнь Урала ХХ века». На ней представлены фотографии Свердловска 1930-х годов, сделанные замечательным русским писателем Михаилом Пришвиным. Поддержку проекту оказывает Президентский Центр Б.Н. Ельцина.
Все читающие люди знают Михаила Михайловича Пришвина как большого русского писателя, мудреца, прожившего долгую и богатую событиями жизнь. Но помимо литературы, Пришвин увлеченно занимался фотографией, еще с двадцатых годов, и стал профессионалом фотодела. Всю жизнь он много путешествовал, только в тридцатые годы совершил пять больших поездок (сам писатель называл их экспедициями). Одна из них, в 1931 году, была поездкой в Свердловск (переименован из Екатеринбурга в 1924 году). По заданию журнала «Наши достижения» Михаил Михайлович должен был написать большой очерк о строительстве Уралмаша.
Почему Уралмаш? Здесь создавалась новая жизнь, творилась новая реальность, невероятные изменения происходили с невиданной скоростью, строился завод заводов, рождался новый человек. В своем «Дневнике», который вел в течение почти полувека и который считал главным литературным трудом, перед отъездом в Свердловск, Пришвин записал:
«Часто говорят, будто время для людей беспощадное. Нет, это не совсем верно. Время выдвигает вперед новых людей, но старых не сразу уничтожает: они очень долго живут. <…> А Уралмаш, этот гигантский завод-втуз, где сейчас десятки тысяч людей создают новую жизнь. Всего год тому назад тут ведь лес был, и какой лес! Инженер и бухгалтер, ныне работающие на постройке завода, теперь уже похожего на город, расскажут, как они здесь прошлый год собирали грибы и заблудились. Теперь от леса на месте постройки остались там и тут лишь жалкие клочки… Рабочий поселок теперь уже – целая улица каменных многоэтажных домов. И ни одного деревца второпях не оставили на утеху будущего нового человека. До того неудержимо вперед стремится новый человек, что в этом чрезвычайном усердии беспощаден к прошлому, к лесу»
В Свердловск Пришвин выехал 23 января 1931 года. Очерка написать не получилось, слишком сложно и трудно оказалось «переварить» действительность, мощную, не совсем понятную, некомфортную и стократно непривычную жизнь огромного города, огромной стройки.
«Я так оглушен окаянной жизнью Свердловска, что потерял способность отдавать себе в виденном отчет, правда, ведь и не с чем сравнить этот ужас, чтобы осознать виденное».
Это запись в пришвинском «Дневнике» датирована 11 марта 1931 года. К слову о «Дневнике». Наиболее полное собрание сочинений Пришвина состоит из восьми томов, «Дневник» по объему существенно больше. Но от экспедиции в Свердловск, на строительство Уралмаша осталось много-много фотоснимков, ценнейших документов эпохи, на которых осталось время, люди, та жизнь, которую мы уже не представляем. Эти снимки, предоставленные Музеем М.М. Пришвина в Дунино (Одинцовский район Московской области), и составили экспозицию фотовыставки.
На открытие выставки собралось много публики: музейщики, краеведы, студенты, общественность. В том числе Яна Гришина (Музей М.М. Пришвина в Дунино), директор Объединенного музея писателей Урала Валерий Плотников, доктор филологических наук Леонид Быков, Валентин Лукьянин, в течение многих лет возглавлявший литературный журнал «Урал», директор музея Президентского Центра Бориса Ельцина Ирина Евдокимова.
На выставке представлено около 60 пришвинских фотографий, еще около 50 показываются на мониторах в электронном виде.
Выставка «Строится невидимый град и растет…» продлится до 1 декабря 2015 года.
P.S. В заключение несколько слов о «Дневниках» М.М. Пришвина. После 1917 года Михаил Михайлович был вынужден делать записи тайно, потому что не принял Революцию. К сегодняшему дню вышел 16-й том, охватывающий 1948-1949 годы, готовится к печати том 17-й, а всего «Дневники» будут включать 18 томов. В 2011 году «Дневники» получили премию имени Александра Блока и были признаны «важнейшим нехудожественным изданием, посвященным истории и культуре России». Более шести лет Президентский Центр Б.Н. Ельцина оказывает поддержку в издании этого уникального памятника эпохи.