Старый Новый рок: высокая планка

18 января 2017 г.Анна Матюхина
Старый Новый рок: высокая планка

Настоящим праздником для всех поклонников рок-музыки в Екатеринбурге стали 12, 13 и 14 января: в Ельцин Центре прошел, пожалуй, самый любимый и музыкантами, и фанатами масштабный фестиваль Старый Новый рок. Три дня стены Ельцин Центра были наполнены музыкой и песнями, будто бы вчера вырвавшимися из андерграунда, репетициями и выступлениями, радостными возгласами фанатов и вспышками фотоаппаратов.

Хедлайнерами-2017 стали популярные группы «Калинов мост», «Запрещённые барабанщики», «Быдлоцыкл», «Аффинаж», «Смысловые галлюцинации», Dizzy Jazz, MODNYTSA и Funky Bizness Gang. Приняли участие в фестивале и музыканты из ближнего зарубежья. В действе были задействованы три площадки Ельцин Центра. К слову, поддержка Старого Нового рока – многолетняя добрая традиция для Президентского центра Ельцина.

Старый Новый рок 2017

Видео: Александр Поляков

Открыл фестиваль Евгений Волк, заместитель директора Фонда Ельцина:

– Сложилась хорошая традиция – с приветственным словом к участникам фестиваля обращается супруга первого президента России Наина Иосифовна Ельцина. Вот ее слова:

«Дорогие друзья! От души рада приветствовать участников и гостей фестиваля Старый Новый рок! Прекрасно, что в вашем городе есть такая традиция – объединять любителей музыки разных поколений. Фестиваль стал визитной карточкой Екатеринбурга, который исторически связан с неформальной культурой 80-90-х годов прошлого века. Приятно, что теперь фестиваль проходит в Ельцин Центре. Уверена, что наш Центр – та площадка, которая нужна Старому Новому року, с его энергетикой, внутренней свободой, тягой к творческим экспериментам. За последний год Ельцин Центр стал местом притяжения для горожан разного возраста, политических взглядов, эстетических предпочтений. Причина не только в том, что наши программы и проекты самого высокого качества, – еще и в атмосфере. В Ельцин Центре не проходит мероприятий «для галочки», здесь никто никого не поучает с трибуны, не навязывает «единственно правильную» точку зрения. Уверена, что атмосфера искренности и открытости близка и поклонникам Старого Нового рока. Хочу от души пожелать фестивалю творческой молодости и новых открытий. Пусть праздник станет ярким и надолго останется в вашей памяти. Удачи и здоровья в наступившем году. С искренней симпатией, Наина Ельцина».

– Почему Фонд Ельцина и Президентский центр Б.Н. Ельцина активно поддерживают Старый Новый рок?

– Мы – главные партнеры фестиваля Старый Новый рок, - рассказывает Евгений Волк. – На мой взгляд, фестиваль – неотъемлемая часть культурной жизни Екатеринбурга и всей России. Год от года радостно наблюдать, как растет мастерство групп и популярность Старого Нового рока. Фестиваль становится центром притяжения лучших музыкальных коллективов страны, в этом большая заслуга организаторов. По мере возможностей мы и впредь будем помогать Старому Новому року. Фестиваль очень органично вписывается в многогранную деятельность Ельцин Центра, поскольку одна из наших задач – распространение правды о культуре, о жизни нашей страны. Многие коллективы, которые выступают на фестивале, сложились двадцать или тридцать лет назад, выступали в условиях запрета рок-музыки, в андерграунде. И, конечно, то, что сегодня наряду с молодежью присутствую ветераны, – это показатель эстафеты поколений, которая присуща и Ельцин Центру.

По оценкам организаторов, Старый Новый рок собрал в Ельцин Центре пять тысяч человек. Среди пришедших на фестиваль любителей отечественной рок-музыки были представители всех поколений и социальных групп. И объединяло их одно – любовь к року, самому свободному и яркому музыкальному направлению, которое, можно сказать, стало саундтреком России 90-х. России, обретающей свободу самовыражения и свой неповторимый голос. России, в которой наконец-то разрешили играть рок. Сегодня сложно поверить, что когда-то фестиваль, подобный Старому Новому року, был несбыточной мечтой.

Заглянем за кулисы фестиваля Старый Новый рок.

Николай Ротов, бас-гитарист группы «Смысловые галлюцинации»:

– Фестиваль Старый Новый рок – один из старейших фестивалей, которые живут и развиваются, где рождаются новые группы и коллективы. Прекрасно, что мы сегодня выступаем в Ельцин Центре. Как только Ельцин Центр был построен, мы сразу пришли сюда всей семьей, вместе с детьми. И убедились – Музей Ельцина очень крутой. Над его созданием работал Павел Лунгин, использовались современные технологии. Этим музеем можно гордиться. Это та история, которая важна и для нашей страны, и для мировой истории. К нам часто приезжают из других городов, и раньше мы ломали голову, куда можно было бы их сводить, а теперь мы знаем – это Ельцин Центр.

Виктор Пивторыпавло, вокалист и один из основателей группы «Запрещенные барабанщики»: – Атмосфера фестиваля Старый Новый рок всегда теплая, дружелюбная и домашняя. Перед выступлением мы побывали на экскурсии в Музее Ельцин Центра – это современный интерактивный музей, вряд ли вы найдете в России такой же.

Дмитрий Ревякин, лидер группы «Калинов мост»:

– Старый Новый рок – именно екатеринбургский феномен. Здесь, в Екатеринбурге, у людей высокий интеллект, поэтому только в этом городе фестиваль мог состояться. Конечно, состоялся он и благодаря энергии и вовлеченности организаторов фестиваля, где могут выступать и известные, и неизвестные музыканты. Екатеринбург – единственное место, где молодые музыканты могут себя показать, помимо Москвы и Питера.

– Кто они – современные слушатели рок-музыки?

– Это те слушатели, которые ходили в свердловский рок- клуб, когда были «Чайф», «Урфин Джюс», «Наутилус Помпилиус», а еще здесь выступает молодежь, которая ищет изюминки и нестандартные музыкальные решения.

– А что значат для вас 90-е?

– Это было тяжелое время для моих родителей, я же ощущал его через призму творчества. Я бродяжничал, писал песни, не знал, где заночую...

– Вы с музыкантами опробовали зал в Ельцин Центре – как он вам?

– Зал в Ельцин Центре, где мы выступили, интересный, это стекло и бетон, здесь перед нами встали интересные звуковые задачи. Сотрудники Ельцин Центра молодцы, все было на высоте. Я здесь не в первый раз, это масштабное сооружение, видно, что оно многофункциональное.

Евгений Горенбург, организатор группы «Топ», директор фестиваля Старый Новый рок:

– Урал – место силы, хребет России, здесь живут лучшие люди на свете, которые пишут лучшую музыку и лучшие стихи. В этом феномен уральского рока. Фестиваль возник органично: наша группа «Топ» выступала, и к нам присоединялись новые группы.

– Находит ли рок отклик у современной молодежи?

– Посмотрите, сколько молодежи приходит на фестиваль! Это говорит само за себя. Я очень часто бываю в Ельцин Центре – это наш «якорный» партнер, а Музей Ельцина – один из лучших в мире.

Владимир Шахрин, лидер группы «Чайф», председатель оргкомитета фестиваля Старый Новый рок:

– Есть несколько аспектов, которые делают фестиваль Старый Новый рок уникальным. Во-первых, он происходит не в Москве или Питере, а на Урале. Во-вторых, обычно все фестивали летние, а у нас зимний. Главное же, фестиваль изначально ориентирован на молодых исполнителей, на новые имена. Через наш фестиваль за 16 лет прошло более 300 молодых групп. Мы давали им шанс, и участие в фестивале вошло в их портфолио. По сути, фестиваль идет весь год, оргкомитет постоянно получает заявки.

– Кто-то после фестиваля вышел в самостоятельное плавание? Как оцениваете уровень участников?

– Громких имен, пожалуй, фестиваль не открыл, но пару десятков имен, которые уверенно выступают по клубам России и играют на других фестивалях, мы можем назвать, причем примерно десяток из них – из Екатеринбурга.

– В чем секрет долголетия фестиваля – в живости среды или в том, что слушатель ждет новых исполнителей?

– Рок – не самый востребованный жанр в данный момент, но мальчишки и девчонки с гитарными кофрами ходят по городам России, и кто-то должен ими заниматься. Секрет в том, что Старый Новый рок – это не бизнес для нас.

– В чем ноу-хау уральского рока?

– Мы особенные, и это не ура-патриотизм. К примеру, в этом году к нам пришли 250 заявок со всей страны, из них 70-80 – из Екатеринбурга, причем мы знаем названия только десяти из заявившихся групп. Феномен в том, что молодежь знает о мощной музыкальной традиции в городе, слушает музыку, встречает прямо на улицах музыкантов. При этом уже задана высокая планка, и ребята видят, что есть куда тянуться.

– Каковы ваши критерии при отборе начинающих групп?

– Первое – чтобы мне понравилось. Второе – чтобы была свежая идея. Третье – насколько это интересно фестивалю с учетом того, что люди увидели музыкантов в первый раз.

– Фестиваль постоянно меняет площадки. Как вы оцениваете в этом качестве Ельцин Центр?

– Здесь особенная архитектура. Здесь есть «гуляющие», отражающиеся звуки. При этом здесь красивое пространство. В Ельцин Центре за год сложилась особая аура, люди приходят сюда именно за ней. За свободной современной атмосферой, за свободомыслием. Это дерзкое место, фрагмент будущего, а всем приятно заглянуть в будущее. Нам приятно проводить фестиваль здесь. Более того, мы, группа «Чайф», ищем площадку для отмечания дня рождения «Чайфа» осенью, и, может быть, проведем его Ельцин Центре.

– Чем вам запомнилась эпоха Ельцина?

– Я не видел Бориса Ельцина ни разу, но мы ездили в 1996 году в тур в его поддержку, причем абсолютно осознанно, прекрасно понимая, что мы делаем. Это делалось не для гонорара: у меня было ощущение, что если президентом станет Зюганов, то Анпилов, Баркашов и другие люди, стоящие за ним, его съедят, и нас отбросит в хаос. Помню, как страна кричала тогда – «Ельцин, Ельцин!». Мы все его хотели, мы хотели, чтобы он нам дал свободу. И он дал нам ее, и уже наша проблема была в том, как этой свободой распорядиться. Причем тогда никто не говорил: «Борис Николаевич, не надо так делать, а нужно делать по-другому». Если бы в то время Никита Михалков сказал «Вы то-то и то-то делаете не так», сегодня его претензии были бы уместны. А когда спустя двадцать лет он вдруг говорит: «Все было сделано неправильно», то хочется спросить: «А что ты тогда молчал?» Так что это как-то не по-мужски с его стороны. А вот по-мужски мне Ельцин симпатичен: и как личность, и как человек. Он во многом был мне понятен. Помню, работяги на стройке, с ним работавшие, очень хорошо о нем отзывались как о специалисте, профессионале. Так что нужно отдать должное его заслугам. Конечно, ошибки, которые были допущены, не стоит повторять, но кто же мог тогда их предвидеть?

– Не жалеете, что поддерживали Ельцина в 90-е?

– Не жалею, мы были абсолютно правы. Мне нравятся харизматичные яркие люди. И мы помним Ельцина до сих пор, это тоже показатель. Некоторые европейские политики забываются уже лет через пять. А его помним.

– 90-е годы были временем перелома сознания, перемен в стране. Каким временем они стали для вас?

– Для «Чайфа» и для меня как творческого человека это было время взлета, становления, удачное время. Как главе семьи мне было трудно. Зато сейчас, когда происходит очередной кризис, мы говорим, что бывало и хуже. И преодолеваем его.

Другие новости

Спектакль

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.