Старый Новый рок: высокая планка

18 января 2017 г.Анна Матюхина
Старый Новый рок: высокая планка

Настоящим праздником для всех поклонников рок-музыки в Екатеринбурге стали 12, 13 и 14 января: в Ельцин Центре прошел, пожалуй, самый любимый и музыкантами, и фанатами масштабный фестиваль Старый Новый рок. Три дня стены Ельцин Центра были наполнены музыкой и песнями, будто бы вчера вырвавшимися из андерграунда, репетициями и выступлениями, радостными возгласами фанатов и вспышками фотоаппаратов.

Хедлайнерами-2017 стали популярные группы «Калинов мост», «Запрещённые барабанщики», «Быдлоцыкл», «Аффинаж», «Смысловые галлюцинации», Dizzy Jazz, MODNYTSA и Funky Bizness Gang. Приняли участие в фестивале и музыканты из ближнего зарубежья. В действе были задействованы три площадки Ельцин Центра. К слову, поддержка Старого Нового рока – многолетняя добрая традиция для Президентского центра Ельцина.

Старый Новый рок 2017

Видео: Александр Поляков

Открыл фестиваль Евгений Волк, заместитель директора Фонда Ельцина:

– Сложилась хорошая традиция – с приветственным словом к участникам фестиваля обращается супруга первого президента России Наина Иосифовна Ельцина. Вот ее слова:

«Дорогие друзья! От души рада приветствовать участников и гостей фестиваля Старый Новый рок! Прекрасно, что в вашем городе есть такая традиция – объединять любителей музыки разных поколений. Фестиваль стал визитной карточкой Екатеринбурга, который исторически связан с неформальной культурой 80-90-х годов прошлого века. Приятно, что теперь фестиваль проходит в Ельцин Центре. Уверена, что наш Центр – та площадка, которая нужна Старому Новому року, с его энергетикой, внутренней свободой, тягой к творческим экспериментам. За последний год Ельцин Центр стал местом притяжения для горожан разного возраста, политических взглядов, эстетических предпочтений. Причина не только в том, что наши программы и проекты самого высокого качества, – еще и в атмосфере. В Ельцин Центре не проходит мероприятий «для галочки», здесь никто никого не поучает с трибуны, не навязывает «единственно правильную» точку зрения. Уверена, что атмосфера искренности и открытости близка и поклонникам Старого Нового рока. Хочу от души пожелать фестивалю творческой молодости и новых открытий. Пусть праздник станет ярким и надолго останется в вашей памяти. Удачи и здоровья в наступившем году. С искренней симпатией, Наина Ельцина».

– Почему Фонд Ельцина и Президентский центр Б.Н. Ельцина активно поддерживают Старый Новый рок?

– Мы – главные партнеры фестиваля Старый Новый рок, - рассказывает Евгений Волк. – На мой взгляд, фестиваль – неотъемлемая часть культурной жизни Екатеринбурга и всей России. Год от года радостно наблюдать, как растет мастерство групп и популярность Старого Нового рока. Фестиваль становится центром притяжения лучших музыкальных коллективов страны, в этом большая заслуга организаторов. По мере возможностей мы и впредь будем помогать Старому Новому року. Фестиваль очень органично вписывается в многогранную деятельность Ельцин Центра, поскольку одна из наших задач – распространение правды о культуре, о жизни нашей страны. Многие коллективы, которые выступают на фестивале, сложились двадцать или тридцать лет назад, выступали в условиях запрета рок-музыки, в андерграунде. И, конечно, то, что сегодня наряду с молодежью присутствую ветераны, – это показатель эстафеты поколений, которая присуща и Ельцин Центру.

По оценкам организаторов, Старый Новый рок собрал в Ельцин Центре пять тысяч человек. Среди пришедших на фестиваль любителей отечественной рок-музыки были представители всех поколений и социальных групп. И объединяло их одно – любовь к року, самому свободному и яркому музыкальному направлению, которое, можно сказать, стало саундтреком России 90-х. России, обретающей свободу самовыражения и свой неповторимый голос. России, в которой наконец-то разрешили играть рок. Сегодня сложно поверить, что когда-то фестиваль, подобный Старому Новому року, был несбыточной мечтой.

Заглянем за кулисы фестиваля Старый Новый рок.

Николай Ротов, бас-гитарист группы «Смысловые галлюцинации»:

– Фестиваль Старый Новый рок – один из старейших фестивалей, которые живут и развиваются, где рождаются новые группы и коллективы. Прекрасно, что мы сегодня выступаем в Ельцин Центре. Как только Ельцин Центр был построен, мы сразу пришли сюда всей семьей, вместе с детьми. И убедились – Музей Ельцина очень крутой. Над его созданием работал Павел Лунгин, использовались современные технологии. Этим музеем можно гордиться. Это та история, которая важна и для нашей страны, и для мировой истории. К нам часто приезжают из других городов, и раньше мы ломали голову, куда можно было бы их сводить, а теперь мы знаем – это Ельцин Центр.

Виктор Пивторыпавло, вокалист и один из основателей группы «Запрещенные барабанщики»: – Атмосфера фестиваля Старый Новый рок всегда теплая, дружелюбная и домашняя. Перед выступлением мы побывали на экскурсии в Музее Ельцин Центра – это современный интерактивный музей, вряд ли вы найдете в России такой же.

Дмитрий Ревякин, лидер группы «Калинов мост»:

– Старый Новый рок – именно екатеринбургский феномен. Здесь, в Екатеринбурге, у людей высокий интеллект, поэтому только в этом городе фестиваль мог состояться. Конечно, состоялся он и благодаря энергии и вовлеченности организаторов фестиваля, где могут выступать и известные, и неизвестные музыканты. Екатеринбург – единственное место, где молодые музыканты могут себя показать, помимо Москвы и Питера.

– Кто они – современные слушатели рок-музыки?

– Это те слушатели, которые ходили в свердловский рок- клуб, когда были «Чайф», «Урфин Джюс», «Наутилус Помпилиус», а еще здесь выступает молодежь, которая ищет изюминки и нестандартные музыкальные решения.

– А что значат для вас 90-е?

– Это было тяжелое время для моих родителей, я же ощущал его через призму творчества. Я бродяжничал, писал песни, не знал, где заночую...

– Вы с музыкантами опробовали зал в Ельцин Центре – как он вам?

– Зал в Ельцин Центре, где мы выступили, интересный, это стекло и бетон, здесь перед нами встали интересные звуковые задачи. Сотрудники Ельцин Центра молодцы, все было на высоте. Я здесь не в первый раз, это масштабное сооружение, видно, что оно многофункциональное.

Евгений Горенбург, организатор группы «Топ», директор фестиваля Старый Новый рок:

– Урал – место силы, хребет России, здесь живут лучшие люди на свете, которые пишут лучшую музыку и лучшие стихи. В этом феномен уральского рока. Фестиваль возник органично: наша группа «Топ» выступала, и к нам присоединялись новые группы.

– Находит ли рок отклик у современной молодежи?

– Посмотрите, сколько молодежи приходит на фестиваль! Это говорит само за себя. Я очень часто бываю в Ельцин Центре – это наш «якорный» партнер, а Музей Ельцина – один из лучших в мире.

Владимир Шахрин, лидер группы «Чайф», председатель оргкомитета фестиваля Старый Новый рок:

– Есть несколько аспектов, которые делают фестиваль Старый Новый рок уникальным. Во-первых, он происходит не в Москве или Питере, а на Урале. Во-вторых, обычно все фестивали летние, а у нас зимний. Главное же, фестиваль изначально ориентирован на молодых исполнителей, на новые имена. Через наш фестиваль за 16 лет прошло более 300 молодых групп. Мы давали им шанс, и участие в фестивале вошло в их портфолио. По сути, фестиваль идет весь год, оргкомитет постоянно получает заявки.

– Кто-то после фестиваля вышел в самостоятельное плавание? Как оцениваете уровень участников?

– Громких имен, пожалуй, фестиваль не открыл, но пару десятков имен, которые уверенно выступают по клубам России и играют на других фестивалях, мы можем назвать, причем примерно десяток из них – из Екатеринбурга.

– В чем секрет долголетия фестиваля – в живости среды или в том, что слушатель ждет новых исполнителей?

– Рок – не самый востребованный жанр в данный момент, но мальчишки и девчонки с гитарными кофрами ходят по городам России, и кто-то должен ими заниматься. Секрет в том, что Старый Новый рок – это не бизнес для нас.

– В чем ноу-хау уральского рока?

– Мы особенные, и это не ура-патриотизм. К примеру, в этом году к нам пришли 250 заявок со всей страны, из них 70-80 – из Екатеринбурга, причем мы знаем названия только десяти из заявившихся групп. Феномен в том, что молодежь знает о мощной музыкальной традиции в городе, слушает музыку, встречает прямо на улицах музыкантов. При этом уже задана высокая планка, и ребята видят, что есть куда тянуться.

– Каковы ваши критерии при отборе начинающих групп?

– Первое – чтобы мне понравилось. Второе – чтобы была свежая идея. Третье – насколько это интересно фестивалю с учетом того, что люди увидели музыкантов в первый раз.

– Фестиваль постоянно меняет площадки. Как вы оцениваете в этом качестве Ельцин Центр?

– Здесь особенная архитектура. Здесь есть «гуляющие», отражающиеся звуки. При этом здесь красивое пространство. В Ельцин Центре за год сложилась особая аура, люди приходят сюда именно за ней. За свободной современной атмосферой, за свободомыслием. Это дерзкое место, фрагмент будущего, а всем приятно заглянуть в будущее. Нам приятно проводить фестиваль здесь. Более того, мы, группа «Чайф», ищем площадку для отмечания дня рождения «Чайфа» осенью, и, может быть, проведем его Ельцин Центре.

– Чем вам запомнилась эпоха Ельцина?

– Я не видел Бориса Ельцина ни разу, но мы ездили в 1996 году в тур в его поддержку, причем абсолютно осознанно, прекрасно понимая, что мы делаем. Это делалось не для гонорара: у меня было ощущение, что если президентом станет Зюганов, то Анпилов, Баркашов и другие люди, стоящие за ним, его съедят, и нас отбросит в хаос. Помню, как страна кричала тогда – «Ельцин, Ельцин!». Мы все его хотели, мы хотели, чтобы он нам дал свободу. И он дал нам ее, и уже наша проблема была в том, как этой свободой распорядиться. Причем тогда никто не говорил: «Борис Николаевич, не надо так делать, а нужно делать по-другому». Если бы в то время Никита Михалков сказал «Вы то-то и то-то делаете не так», сегодня его претензии были бы уместны. А когда спустя двадцать лет он вдруг говорит: «Все было сделано неправильно», то хочется спросить: «А что ты тогда молчал?» Так что это как-то не по-мужски с его стороны. А вот по-мужски мне Ельцин симпатичен: и как личность, и как человек. Он во многом был мне понятен. Помню, работяги на стройке, с ним работавшие, очень хорошо о нем отзывались как о специалисте, профессионале. Так что нужно отдать должное его заслугам. Конечно, ошибки, которые были допущены, не стоит повторять, но кто же мог тогда их предвидеть?

– Не жалеете, что поддерживали Ельцина в 90-е?

– Не жалею, мы были абсолютно правы. Мне нравятся харизматичные яркие люди. И мы помним Ельцина до сих пор, это тоже показатель. Некоторые европейские политики забываются уже лет через пять. А его помним.

– 90-е годы были временем перелома сознания, перемен в стране. Каким временем они стали для вас?

– Для «Чайфа» и для меня как творческого человека это было время взлета, становления, удачное время. Как главе семьи мне было трудно. Зато сейчас, когда происходит очередной кризис, мы говорим, что бывало и хуже. И преодолеваем его.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.