Старообрядцы на Урале: история в событиях и лицах

20 июля 2022 г.Наталья Шурмина
Старообрядцы на Урале: история в событиях и лицах

Кто такие старообрядцы? Как и почему они появились в России, а затем на Урале? Какое влияние староверы оказали на экономику и культуру региона? Об этом и многом другом рассказал кандидат исторических наук Сергей Белобородов на своей лекции, которая прошла 7 июля в Ельцин Центре в рамках публичной программы к выставке «Право веры».

Старший научный сотрудник Лаборатории археографических исследований УрФУ, доцент кафедры этнологии и археологии департамента «Исторический факультет» УрФУ Сергей Белобородов — автор более 250 научных и научно-популярных работ по истории старообрядчества, древнерусской книжности, иконописи, истории Урала.

Учёный напомнил, что появление старообрядцев в России связано с церковным расколом, который в XVII веке вызвали реформы патриарха Никона. Он решил привести существовавшие религиозные обряды, тексты и иконы в соответствие с греческими, поскольку именно этот вариант христианства на Руси, считавшей себя оплотом православия, всегда был образцом для подражания.

— Патриарх Никон в ходе реформы задумал и сразу осуществил очень масштабные изменения, которые касались только обрядов и не затрагивали догматические вопросы. Однако в большинстве своём очень набожные русские люди прекрасно знали все элементы церковной службы и были крайне возмущены, когда вдруг в один день им предложили совершенно по-другому совершать богослужения. Вместо привычного «Исус» нужно было писать «Иисус», что заставило общество усомниться в истинности Бога. Ещё одно изменение было связано с традиционной формой молельного креста. В русском варианте закрепился восьмиконечный крест, а после нововведений Никона его заменяют на четырёхконечный греческий крест, не задумываясь о том, что в восприятии русского человека он ассоциируется с католическим. Также традиционное двуперстное знамение было заменено на троеперстное.

Белобородов особо подчеркнул, что простым людям суть нововведений никто не объяснил, но вскоре приверженцы старых обрядов были преданы анафеме, а те, кто реформы не принял, объявлены еретиками.

— Некоторые представители знати, церковной элиты первоначально не приняли реформу Никона: боярыня Морозова, княжна Урусова, протопоп Аввакум. Но очень скоро это движение начало спускаться в народ, для которого очень важна была обрядовая сторона богослужений. Начинаются гонения, и простые люди, старообрядцы побежали туда, где власть была слабее, — на окраины. Поэтому много старообрядцев оказалось на Дону, на русском Севере, в Прибалтике, Сибири и на Урале.

Первыми идейными старообрядцами Урала и Зауралья, родоначальниками староверия в регионе стали священник Доментиан, служивший в Знаменской церкви Тюмени, а также сосланные из столицы поп Лазарь и патриарший иподьякон Фёдор Трофимов, считает учёный. За «неистовое прекословие» они были отправлены в Пустозёрский острог, где отбывал свою ссылку первый мученик староверов протопоп Аввакум. Позже Доментиан возвращается на родину, принимает монашеский постриг и становится одним из идеологов страшного явления — «самосожжигательства», когда люди, доведённые до предела гонениями, выбирали смерть от огня.

— Следует признать, что на Урале старообрядчество связано с появлением заводов и деятельностью первых заводчиков, среди которых было семейство Демидовых. Теперь уже ни для кого не секрет, что Никита и Акинфий были старообрядцами. При всех построенных ими заводах были большие старообрядческие часовни, и лишь при одном — православная церковь. Чтобы обслуживать производство, Демидовы были вынуждены искать рабочую силу за пределами Урала. Заводчики покупают несколько вотчин в Поволжье, которые были густо населены старообрядцами, и огромные партии переселенцев оттуда пошли на Урал. Невьянск — сердце заводской империи и родовое гнездо Демидовых — становится центром староверия на Урале. Старообрядцы в большинстве своём грамотные, очень организованные и исполнительные люди, поэтому поначалу местные власти закрывали глаза на их религиозные воззрения и избегали гонений.

После смерти Акинфия потомки Никиты Демидова уже не так активно помогали старообрядцам, центр старообрядчества перемещается в другие населенные пункты — Нижний Тагил и Екатеринбург.

— После 1745 года произошли серьезные изменения, связанные с появлением новых центров старообрядчества. Под Нижним Тагилом, по моим подсчетам, возникает 14 небольших общин, а в екатеринбургское объединение входило до 80 тысяч старообрядцев, — отметил учёный. — При этом существовали и самостоятельные общины, которые возглавлялись беглыми попами. Они были духовными лидерами общин, но реальными оставались старшины — купцы и заводские приказчики. К концу XVIII века власть в Екатеринбурге почти полностью перешла к зажиточным купцам-старообрядцам.

Видеозапись лекции Сергея Белобородова

Именно они подарили городу архитектурные шедевры — особняк Зотова, усадьбу Расторгуевых-Харитоновых с домовым храмом. Примерно в это же время у многих уральских общин стали появляться свои святые места — могилы праведников, схимников, поклонные кресты. Поход к святым местам сплачивал общину, здесь люди встречались, знакомились, общались.

— В конце 30-х годов XIX века появляются запретительные указы, которые лишали старообрядцев возможности занимать какие-либо административные должности и права состоять в купеческих гильдиях. Многие староверы пошли по самому легкому пути — они формально стали переходить в учрежденное в 1800 году единоверие, которое позволяло прихожанам в официальной церкви молиться по старому обряду. В 40-е годы XIX века крупных лидеров-староверов на Урале уже почти не остаётся, а многочисленные наставники часовен приводят старообрядцев к очередному этапу дробления — духовными наставниками в некоторых общинах становятся женщины, появляются матери-наставницы.

Одна из таких матерей-наставниц — Матрёна Попова, которую в народе называли «отец Матрёнтий». Энергичная женщина двухметрового роста создала в посёлке Висиме старообрядческий храм, вела оживленную полемику с представителями официальной церкви, сумела привлечь в свою общину большое количество пожертвований.

Однако в конечном итоге дробление общин привело к серьёзным негативным последствиям, которые ослабили старообрядчество в XIX веке, считает Белобородов.

В апреле 1905 года произошло важное для старообрядцев событие — был опубликован либеральный указ «Об укреплении начал веротерпимости», который уровнял в правах старообрядцев с представителями других конфессий. По сути, время до большевистского переворота становится «золотым веком» русского старообрядчества. Староверам разрешено издавать свои газеты и журналы, печатать книги, открывать свои учебные заведения.

— Старообрядчество расцвело, но тут случилась Великая Октябрьская революция. На Урал новая власть пришла в 1919 году, однако за старообрядцев она взялась не сразу. В конце 20-х годов началась первая антирелигиозная кампания, и старообрядцы, конечно же, попали под этот каток. Позже волны репрессий неоднократно накатывали и накрывали староверов. Во времена хрущёвской оттепели очень серьёзно пострадали их святые места, которые были грубо, при помощи взрывов ликвидированы. Все запреты и ограничения были сняты лишь в 1991 году, но за годы советской власти произошла утрата исторической памяти, — отметил учёный. — Старообрядцев всех согласий и толков сегодня в Свердловской области, по примерным прикидкам, осталось от пяти до 10 тысяч.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.