Кто такие старообрядцы? Как и почему они появились в России, а затем на Урале? Какое влияние староверы оказали на экономику и культуру региона? Об этом и многом другом рассказал кандидат исторических наук Сергей Белобородов на своей лекции, которая прошла 7 июля в Ельцин Центре в рамках публичной программы к выставке «Право веры».
Старший научный сотрудник Лаборатории археографических исследований УрФУ, доцент кафедры этнологии и археологии департамента «Исторический факультет» УрФУ Сергей Белобородов — автор более 250 научных и научно-популярных работ по истории старообрядчества, древнерусской книжности, иконописи, истории Урала.
Учёный напомнил, что появление старообрядцев в России связано с церковным расколом, который в XVII веке вызвали реформы патриарха Никона. Он решил привести существовавшие религиозные обряды, тексты и иконы в соответствие с греческими, поскольку именно этот вариант христианства на Руси, считавшей себя оплотом православия, всегда был образцом для подражания.
— Патриарх Никон в ходе реформы задумал и сразу осуществил очень масштабные изменения, которые касались только обрядов и не затрагивали догматические вопросы. Однако в большинстве своём очень набожные русские люди прекрасно знали все элементы церковной службы и были крайне возмущены, когда вдруг в один день им предложили совершенно по-другому совершать богослужения. Вместо привычного «Исус» нужно было писать «Иисус», что заставило общество усомниться в истинности Бога. Ещё одно изменение было связано с традиционной формой молельного креста. В русском варианте закрепился восьмиконечный крест, а после нововведений Никона его заменяют на четырёхконечный греческий крест, не задумываясь о том, что в восприятии русского человека он ассоциируется с католическим. Также традиционное двуперстное знамение было заменено на троеперстное.
Белобородов особо подчеркнул, что простым людям суть нововведений никто не объяснил, но вскоре приверженцы старых обрядов были преданы анафеме, а те, кто реформы не принял, объявлены еретиками.
— Некоторые представители знати, церковной элиты первоначально не приняли реформу Никона: боярыня Морозова, княжна Урусова, протопоп Аввакум. Но очень скоро это движение начало спускаться в народ, для которого очень важна была обрядовая сторона богослужений. Начинаются гонения, и простые люди, старообрядцы побежали туда, где власть была слабее, — на окраины. Поэтому много старообрядцев оказалось на Дону, на русском Севере, в Прибалтике, Сибири и на Урале.
Первыми идейными старообрядцами Урала и Зауралья, родоначальниками староверия в регионе стали священник Доментиан, служивший в Знаменской церкви Тюмени, а также сосланные из столицы поп Лазарь и патриарший иподьякон Фёдор Трофимов, считает учёный. За «неистовое прекословие» они были отправлены в Пустозёрский острог, где отбывал свою ссылку первый мученик староверов протопоп Аввакум. Позже Доментиан возвращается на родину, принимает монашеский постриг и становится одним из идеологов страшного явления — «самосожжигательства», когда люди, доведённые до предела гонениями, выбирали смерть от огня.
— Следует признать, что на Урале старообрядчество связано с появлением заводов и деятельностью первых заводчиков, среди которых было семейство Демидовых. Теперь уже ни для кого не секрет, что Никита и Акинфий были старообрядцами. При всех построенных ими заводах были большие старообрядческие часовни, и лишь при одном — православная церковь. Чтобы обслуживать производство, Демидовы были вынуждены искать рабочую силу за пределами Урала. Заводчики покупают несколько вотчин в Поволжье, которые были густо населены старообрядцами, и огромные партии переселенцев оттуда пошли на Урал. Невьянск — сердце заводской империи и родовое гнездо Демидовых — становится центром староверия на Урале. Старообрядцы в большинстве своём грамотные, очень организованные и исполнительные люди, поэтому поначалу местные власти закрывали глаза на их религиозные воззрения и избегали гонений.
После смерти Акинфия потомки Никиты Демидова уже не так активно помогали старообрядцам, центр старообрядчества перемещается в другие населенные пункты — Нижний Тагил и Екатеринбург.
— После 1745 года произошли серьезные изменения, связанные с появлением новых центров старообрядчества. Под Нижним Тагилом, по моим подсчетам, возникает 14 небольших общин, а в екатеринбургское объединение входило до 80 тысяч старообрядцев, — отметил учёный. — При этом существовали и самостоятельные общины, которые возглавлялись беглыми попами. Они были духовными лидерами общин, но реальными оставались старшины — купцы и заводские приказчики. К концу XVIII века власть в Екатеринбурге почти полностью перешла к зажиточным купцам-старообрядцам.
Видеозапись лекции Сергея Белобородова
Именно они подарили городу архитектурные шедевры — особняк Зотова, усадьбу Расторгуевых-Харитоновых с домовым храмом. Примерно в это же время у многих уральских общин стали появляться свои святые места — могилы праведников, схимников, поклонные кресты. Поход к святым местам сплачивал общину, здесь люди встречались, знакомились, общались.
— В конце 30-х годов XIX века появляются запретительные указы, которые лишали старообрядцев возможности занимать какие-либо административные должности и права состоять в купеческих гильдиях. Многие староверы пошли по самому легкому пути — они формально стали переходить в учрежденное в 1800 году единоверие, которое позволяло прихожанам в официальной церкви молиться по старому обряду. В 40-е годы XIX века крупных лидеров-староверов на Урале уже почти не остаётся, а многочисленные наставники часовен приводят старообрядцев к очередному этапу дробления — духовными наставниками в некоторых общинах становятся женщины, появляются матери-наставницы.
Одна из таких матерей-наставниц — Матрёна Попова, которую в народе называли «отец Матрёнтий». Энергичная женщина двухметрового роста создала в посёлке Висиме старообрядческий храм, вела оживленную полемику с представителями официальной церкви, сумела привлечь в свою общину большое количество пожертвований.
Однако в конечном итоге дробление общин привело к серьёзным негативным последствиям, которые ослабили старообрядчество в XIX веке, считает Белобородов.
В апреле 1905 года произошло важное для старообрядцев событие — был опубликован либеральный указ «Об укреплении начал веротерпимости», который уровнял в правах старообрядцев с представителями других конфессий. По сути, время до большевистского переворота становится «золотым веком» русского старообрядчества. Староверам разрешено издавать свои газеты и журналы, печатать книги, открывать свои учебные заведения.
— Старообрядчество расцвело, но тут случилась Великая Октябрьская революция. На Урал новая власть пришла в 1919 году, однако за старообрядцев она взялась не сразу. В конце 20-х годов началась первая антирелигиозная кампания, и старообрядцы, конечно же, попали под этот каток. Позже волны репрессий неоднократно накатывали и накрывали староверов. Во времена хрущёвской оттепели очень серьёзно пострадали их святые места, которые были грубо, при помощи взрывов ликвидированы. Все запреты и ограничения были сняты лишь в 1991 году, но за годы советской власти произошла утрата исторической памяти, — отметил учёный. — Старообрядцев всех согласий и толков сегодня в Свердловской области, по примерным прикидкам, осталось от пяти до 10 тысяч.