В Ельцин Центре в Екатеринбурге в рамках инклюзивных проектов 1 декабря прошел показ невидимого спектакля «Чучело», в котором наряду с актерами приняли участие и воспитанники школы-интерната для слепых и слабовидящих.
«Чучело» – это одна из трех постановок московского театрального проекта «Спектакли-невидимки».
Это театральное представление нельзя увидеть, но зато можно услышать и почувствовать. Создавать звуковые эффекты, которые являются основной составляющей спектакля, актерам помогают самые разные предметы: от элементов посуды до створки от ворот, звук которой заменяет скрип качели. Кроме того, актеры используют возможности своего голоса – каждый из них играет сразу несколько ролей. Но как все это происходит, не могут увидеть даже те, кто имеет зрение. На глаза надевают повязку – и тогда главным становится воображение человека. Зритель целиком погружается с происходящее, благодаря всем органам чувств, исключая лишь зрение. Он ощущает потоки ветра, капли дождя, запахи выпечки, а то, что во время спектакля оказалось в руках, может попробовать на вкус.
Художественный руководитель проекта «Спектакли-невидимки» Екатерина Негруца рассказала, как возникла идея создания такого проекта:
– Однажды к нам в театр пришел незрячий человек и предложил записать аудиокнигу. А поскольку мы – театр, нам было интереснее поставить спектакль. Мы начали обсуждать, как же сделать спектакль для незрячих. Все началось с маленького спектакля, который мы делали для слепых детей до 12 лет. Но мы жутко увлеклись самим форматом невидимого театра, и он разросся до того, что мы стали ориентироваться на зрячую аудиторию. Тогда возникла идея постановки «Чучела» уже для широкой аудитории.
– Почему для постановки была выбрана повесть Владимира Железникова?
– Хотелось, чтобы действие было как-то связано со школой, потому что мы очень много ездим по ним. До этого 35 городов мы объездили по школам-интернатам, – рассказывает Екатерина. – Когда я прочитала произведение, мне показалось, что это то, о чем надо говорить и со взрослыми, и с детьми. Все герои, пускай через боль, приходят к человеколюбию, к прощению. Мне кажется, что это очень важная тема, особенно для нашей страны, – говорит Екатерина Негруца.
Невидимые спектакли режиссеры и актеры создают, совершая немало ошибок. Ведь они должны не только придумать, как будет звучать то или иное действие, но и представить, как оно воздействует на зрителя.
Актер театра и кино Ярослав Жалнин рассказал, почему решил поработать в таком необычном жанре:
– В искусстве очень сложно находиться на одном уровне, ты все время пытаешься достичь чего-то нового, чем-то удивить зрителя. Поэтому, когда родилась идея попробовать театр в темноте, мне показалось это сложным, в какой-то момент даже невозможным. Но когда ты начинаешь что-то делать, ставишь перед собой цель и чувствуешь, что в этом есть смысл, тогда у тебя находятся силы на это, мысли, оригинальные решения. Мы увидели, что зрители плачут и смеются, и поняли, что можем так работать, воздействовать, поэтому стали двигаться дальше.
В Екатеринбурге труппа театра «Спектакли-невидимки» уже показывала свой первый спектакль «Вольке». Но многие незрячие и слабовидящие подростки, пришедшие в Ельцин Центр, впервые побывали в этом театре, который был придуман специально для них.
– Если в обычном театре ты просто сидишь и слушаешь, то здесь ты через ощущения воспринимаешь, чувствуешь себя героем этого всего, – делится впечатлениями юный зритель Ксюша Гайсина.
– Мне понравилось, что у всех героев очень разные голоса – и можно очень ярко представить, кто из них кто. Они описаны автором, и ты представляешь, какой школьник как выглядит, какой у него характер, – рассказывает зритель Татьяна Ширяева.
Режиссер и художественный руководитель проекта Екатерина Негруца также рассказала, что театр пробует вводить в спектакли незрячих людей, чтобы и зрители, и актеры оказались в равных условиях – в полной темноте.
Спектакль «Чучело» продолжил серию инклюзивных проектов, в которых принимает участие Президентский центр Б.Н. Ельцина. Осенью в Ельцин Центре состоялся большой выставочный проект «Единомышленники» – произведения сопровождались специальными интерактивными модулями, состоящими из кураторских комментариев и различных информационных носителей, с помощью которых люди с ограниченными возможностями могли воспринимать произведения искусства.