Спектакль «Колымские рассказы»: напоминание о миллионах репрессированных соотечественников

5 мая 2017 г.Татьяна Филиппова
Спектакль «Колымские рассказы»: напоминание о миллионах репрессированных соотечественников

Очередная громкая премьера состоится в Ельцин Центре в Екатеринбурге 11 и 12 мая. В преддверии трагической даты – 80-летия начала массовых сталинских репрессий в 1937 году – театральная платформа «В Центре» представит на суд зрителей спектакль по мотивам «Колымских рассказов» Варлама Шаламова.

Инсценировка страшного и очень честного повествования о людях, переживших ужасы сталинских лагерей, принадлежит Ярославе Пулинович. Режиссер спектакля Алексей Забегин – выпускник Санкт-Петербургской театральной Академии искусств. Художник – Константин Соловьев, лауреат премии «Прорыв» 2016 года. Звук – Лиза Неволина – дизайнер проекта, актриса, участница группы «Дзинь». Молодой коллектив создателей спектакля не ищет стандартных решений. В спектакле нет привычной канвы: декораций, музыкального сопровождения и зрительного зала. Есть актеры, знакомые поклонникам по предыдущим работам театральной платформы «В Центре». Есть сильное желание донести до зрителя понятную и важную мысль: подобное не должно повториться.

Напомним, что «Колымские рассказы» – цикл из 33 рассказов – так и не были напечатаны в СССР при жизни писателя. Впервые четыре рассказа этого цикла вышли на русском языке в нью-йоркском «Новом журнале» в 1966 году. Без ведома и согласия автора. Еще 26 рассказов были опубликованы в 1967 году в Кёльне на немецком языке, под заглавием «Рассказы заключённого Шала/н/ова». Через два года перевод одноимённого издания появился во Франции. В 1970 году они были опубликованы в радикальном антисоветском журнале «Посев». Это обстоятельство привело к тому, что Шаламов попал в «чёрные списки» непубликуемых авторов. В результате в 1972 году он обратился с письмом протеста в «Литературную газету», в котором объяснял, что не имеет никакого отношения к публикациям за рубежом. Но ситуация для него не изменилась. Он по-прежнему считался неблагонадежным автором, недостойным звания советского писателя и поэта. Лишь в 1988 году, в разгар перестройки, в журналах стали появляться «Колымские рассказы». Полное отдельное издание вышло в 1989 году, через семь лет после смерти писателя.

Лагерное прошлое очень повлияло на душевное здоровье Шаламова. У него почти не было друзей. Он жил одиноко в старческом доме до самой смерти. Боялся холода и простуд. И даже летом носил теплые перчатки. Умер от воспаления легких в психиатрической больнице. На последней фотографии он в полотенце, повязанном на манер шарфа – мрачный и отчаявшийся.

Выходцу из семьи священнослужителей, Шаламову было известно, что значит крепость духа. Возможно, именно опыт жизни и классическое религиозное воспитание помогали ему переносить тяготы лагерного существования. Он писал о победе духа над плотью, жизни над смертью. Он верил в чудо.

Символом дома-музея писателя в Вологде и всего его творчества стала даурская лиственница, «героиня» рассказа «Воскрешение лиственницы». Для Шаламова лиственница – символ русского духа. В рассказе есть слова: «…человек посылает авиапочтой ветку колымскую: хотел напомнить не о себе. Не память о нем, но память о тех миллионах убитых, замученных, которые сложены в братские могилы к северу от Магадана».

И хотя «Воскрешение лиственницы» – это образ из другого цикла рассказов, команда создателей спектакля выбрала именно его лейтмотивом постановки. Для них воскресшая лиственница также образ чуда, торжество духа и творческого начала.

Надо ли сегодня, в нашем благополучном материальном мире напоминать себе, как русские люди умирали от голода, как предавали и оказывались преданными, как сохраняли и как теряли в одночасье человеческое достоинство. Как холодными колымскими ночами они твердили стихи Гумилева, Цветаевой, Пастернака, которые, по признанию самого Шаламова, помогли ему выжить в этой нечеловеческой системе. Этот вопрос мы задали режиссеру спектакля Алексею Забегину:

– Когда Наталья Санникова, руководитель театральных проектов Ельцин Центра, предложила мне участвовать в этом проекте, я сразу согласился. Я еще не был знаком с инсценировкой и предполагаемыми актерами, но не раздумывал ни секунды. Потому что почувствовал сразу, что это тот материал, который всем нам нужен сегодня. Помню, как после окончания института мы с друзьями оказались в Вологде в Доме-музее Варлама Шаламова. Сильнейшее впечатление! Я начал читать. Не могу сказать, что «Колымские рассказы» – моя настольная книга, но одна из тех, которые надо перечитывать. Мы взяли за основу подлинные свидетельства, с которыми всегда оказываешься один на один. Абсолютно настоящие человеческие истории, в которые необходимо всматриваться. Я физически ощущаю эту необходимость. Мы взяли семь рассказов. Объединяет их образ воскрешения лиственницы, который всплывает в каждом рассказе Шаламова как символ чуда.

Меня спрашивают, не было ли мне страшно, когда я брался за этот материал. Было. И до сих пор страшно. Страшно во все это погружаться, всматриваться, вдумываться, осознавать, каким страшным может быть человеческое лихо. Чем страшнее, тем сильнее убежденность в том, что об этом надо говорить. Еще не знаю, как у нас все получится, но я уже благодарен Ельцин Центру за эту тему – столько важного с нами произошло и происходит в процессе переосмысления.

Мы задали вопрос Лизе Неволиной, человеку, который наполнит будущий спектакль звуками и музыкой: что ее привлекло в данном проекте?

– Привлекла жизнь духа. Глобальные темы жизни и смерти, человеческого достоинства. Все как у Шаламова. Мне хочется, – говорит Лиза, – чтобы каждый зритель почувствовал, что он жив, почувствовал свое дыхание, свою телесность, свое тепло. Хотелось бы рассказать эту страшную историю честно, без наигранности. Вдохнуть энергию в пространство. Чтобы атмосфера, дыхание пьесы помогли зрителю погрузиться в материал. Шаламов как поэт и как человек способен передать в образах как человеческое выживает в нечеловеческих условиях. Мне очень нравится тема «воскрешения лиственницы» – хоть и метафорическая, но очень понятная. Я больше музыкант, и люблю работать с символами. Меня позвали делать аудио-пласты, создавать атмосферу. Я озвучиваю пространство, создаю шумовой фон: ветер, крики, шорохи, дыхание. В общем, жизнь во всех ее звуковых проявлениях. Иногда шум накладывается на музыку. Это аудио-зарисовки в режиме реального времени. Это не что-то прописанное заранее. Зрители увидят, откуда я беру эти звуки и куда они уходят. Еще мне дали текст. Я вливаюсь в действие, как рассказчик.

Художник-постановщик, Константин Соловьев рассказал об особенностях театрального пространства спектакля.

– Когда Алексей прислал мне фотографии сценической площадки Ельцин Центра, я сразу понял, что здесь не должно быть никаких театральных преображений. Должен быть лишь непрерывный диалог со зрителем. Даже рассадка зрителей будет определять атмосферу спектакля – от конфликта до диалога. В спектакле нет сценографии в привычном смысле, как нет и музыки – есть определенные сценические средства, о которых мне сейчас не хотелось бы говорить, чтобы не раскрывать все карты. Надо идти и смотреть. Это необычный проект. Мы постоянно заходим на территорию друг друга. Это не мешает, но так происходит при работе с этим конкретным материалом и этим конкретным пространством. К счастью, мы находимся в одной возрастной категории и понимаем друг друга с полуслова. У нас нет собственного опыта репрессий и лагерной жизни, поэтому мы полностью доверяемся тексту. Хочется достучаться до сознания, – говорит Константин, – заставить человека лично отнестись к реальности, которую описывает Шаламов. Донести реальность, а не литературу. Добиться документальности в ощущениях. Чтобы это совместное переживание стало прививкой. А дальше каждый сам должен бороться за свое духовное здоровье.

– Мы открываем временной портал, – дополняет соавтора Лиза Неволина, – даем возможность осмыслить эту величайшую трагедию и тут же закрываем его, чтобы не возвращать к жизни то, что осталось там. Хотите получить импульс, понять живы вы или нет, приходите на спектакль, он для вас.

Произошедшее с веткой даурской лиственницы, действительно чудо. Мертвая, она пролетела через всю страну и вдруг в хлорированной московской воде ожила.

«Посылая ветку, человек не понимал, не знал, не думал, что ветку в Москве оживят, что она, воскресшая, запахнет Колымой, зацветет на московской улице, что лиственница докажет свою силу, свое бессмертие; шестьсот лет жизни лиственницы – это практическое бессмертие человека; что люди Москвы будут трогать руками эту шершавую, неприхотливую жесткую ветку, будут глядеть на ее ослепительно зеленую хвою, ее возрождение, воскрешение, будут вдыхать ее запах – не как память о прошлом, но как живую жизнь», – так заканчивает свой рассказ Варлам Шаламов. Это звучит как обращение мастера к тем, кто живет не сознавая, жив он или мертв духовно.

Спектакли театральной платформы «В Центре» помогают зрителям переосмыслить некоторые страницы истории.

В подтверждение тому – еще одна замечательная новость. Спектакль театральной платформы «В Центре» «Война, которой не было», поставленный по чеченским дневникам Полины Жеребцовой «Муравей в стеклянной банке», стал лауреатом ежегодной премии «Браво». Ещё раз его посмотреть в Ельцин Центре можно будет 27 мая. Билеты уже в продаже.

Другие новости

Кино

Мастер мокьюментари Михаил Местецкий

Мастер мокьюментари Михаил Местецкий
В Ельцин Центре 5 сентября прошла первая встреча второго сезона образовательной программы «Отечественная история в кинематографических свидетельствах: правда, постправда, ложь». Открыл сезон российский мастер Михаил Местецкий: режиссер «Тряпичного союза», «Незначительных подробностей случайного эпизода», сценарист «Легенды №17», «Хорошего мальчика» и идейный вдохновитель музыкального бэнда «Шкловский».
11 сентября 2019 г.
Книги

«Революция» Эмманюэля Макрона дошла до Москвы

«Революция» Эмманюэля Макрона дошла до Москвы
На днях из печати вышла (в русском переводе) книга французского президента Эманнюэля Макрона «Революция». Книгу выпустило издательство МГУ, тираж – две тысячи. У русского издания – особая, не простая судьба, это проект. В его реализации принял участие и Президентский центр Б.Н. Ельцина.
11 сентября 2019 г.
Дети

День знаний в Ельцин Центре

День знаний в Ельцин Центре
В Ельцин Центре 2 сентября отметили День знаний. Школьников от 7 до 17 лет знакомили с современными профессиями, а в зале Свободы старшеклассники состязались в знании новейшей истории страны.
7 сентября 2019 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.