В Арт-галерее Ельцин Центра 17 августа открылась выставка «Сечение. По обе стороны Уральских гор», подготовленная совместно с Музеем современного искусства PERMM к 300-летию Екатеринбурга и Перми.
Куратором выставки стал Пётр Белый.
Проект «По обе стороны Уральских гор» поделен на две части. Одна представляет работы екатеринбургских художников в Музее современного искусства в Перми. Другая — пермских художников в Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге.
Продюсерами и кураторами масштабного культурного обмена выступили руководитель PERMM Наиля Аллахвердиева и Илья Шипиловских.
Руководитель Арт-галереи Ельцин Центра Светлана Усольцева поблагодарила всех, кто пришёл на открытие: сообщество екатеринбургских художников, студентов и преподавателей художественных вузов, искусствоведов, журналистов, фотографов, творческую молодёжь.
Она рассказала, что название отсылает нас к идее золотого сечения — формуле идеальных пропорций. Сами залы галереи имеют форму полукружий и напоминают фрагмент классической спирали Фибоначчи. Говоря о пытке, муке, средневековом наказании, зрителя призывают задуматься о бытии художника страдающего и одновременно устремлённого в будущее.
Два этажа выставки определяют её структуру. Тёмный этаж противопоставлен светлому этажу. И это тоже носит символический характер, подчёркивающий борьбу двух начал — добра и зла.
— Здесь больше пространства для экспериментов, взаимодействия и диалогов между работами, между художниками и зрителями. Для нас здесь важен процесс, в котором мы все вместе участвуем, — подчеркнула Светлана Усольцева.
Она передала слово исполнительному директору фонда «Президентский центр Б. Н. Ельцина» Александру Дроздову.
— Каждая выставка в Арт-галерее Ельцин Центра становится не только событием для меня, но и неожиданностью. И хотя я отношу себя к представителям старой школы, всё современное, представленное здесь, мне кажется интересным. Трудно успеть за теми, кто младше тебя, в этом и состоит смысл того, что мы делаем на территории Ельцин Центра. Мы стараемся быть в курсе всех современных тенденций и поэтому вызываем интерес. Город нас любит, как и мы любим город. Лично я — вот уже более пятнадцати лет, — подытожил Александр Дроздов.
Наиля Аллахвердиева сказала, что очень рада вернуться в родной город, для неё это волнительное происшествие:
— Хочу процитировать Илью Шипиловских, который говорил, что ничто не мешало нам сотрудничать, но почему-то этого не происходило. Казалось бы, два ближайших города Екатеринбург и Пермь, которые ощущают присутствие друг друга, однако большой исследовательской истории у нас не сложилось. Но вот появился очень крутой повод: 300-летие наших городов. И очень здорово, что две культурные институции решили наконец проблему игнорирования общей судьбы и общей истории. Вы видите сегодня пермскую часть проекта, а в Перми активно смотрят екатеринбургское искусство. И оно очень сильно отличается от пермского — и по сюжетным линиям, и по эстетическим поискам. Нам важно, как люди реагируют, какие оставляют отзывы. Они все очень позитивные. Прежде всего, о том, как воспринимают образ Екатеринбурга за его пределами, каким он кажется им родным и близким. Нам хотелось вычленить новое поколение художников, которые игнорируют прежние тренды. Их эстетические поиски находятся в других регистрах. Собрать сообщество пермских художников было невероятно сложной задачей, потому что художники уезжают, живут в других городах, но нам это удалось благодаря двум нашим кураторам — Илье Шипиловских и Петру Белому.
Наиля Аллахвердиева поблагодарила команду галереи Ельцин Центра, которая участвовала в создании экспозиции.
Пётр Белый пригласил к микрофону шестерых из девяти участников выставки. Все они сказали буквально несколько слов о своём участии в проекте. В пермскую часть экспозиции «Сечение. По обе стороны Уральских гор» вошли: Эдуард Бенкендорф, Илья Гришаев, Сергей Деникин, Оксана Кальченко, Иван Лукиных, Вадим Михайлов, Алёна Петит, Елена Слобцева, Пётр Стабровский.
Все они либо родились, либо живут в Перми. Некоторые, как Пётр Белый, сегодня живут и работают в Санкт-Петербурге.
В своём кураторском обращении, предваряющем просмотр экспозиции, он написал, что загадочного, переливчатого, мистического на Урале больше, чем в столицах. Идущее из древнего сумрака, шаманическое сочетается с идеей эскапизма, тихим протестом против рутины, внутренней свободой. Художник здесь существует как антитело и в то же время как неотъемлемая часть окружающего мира — дерево или река, обязательный элемент пейзажа. Инаковость, непохожесть становится основным объединяющим свойством новой пермской волны. Другой — во всех смыслах — и есть главный герой выставки.
Выставка «Сечение. По обе стороны Уральских гор» продлится до 29 октября.