Советское детство в фотографиях Владимира Лагранжа

21 апреля 2022 г.Никита Гвоздев
Советское детство в фотографиях Владимира Лагранжа

В Арт-галерее Ельцин Центра 13 апреля в рамках цикла встреч, посвящённых выставке Владимира Лагранжа, прошла экскурсия «Советское детство».

Экскурсию провела руководитель экспозиционно-выставочного отдела Музея Бориса Ельцина Марина Соколовская. Она рассказала о том, как тема детства в фотографиях Владимира Лагранжа отражала политические и социальные настроения в обществе, как менялась атмосфера в снимках разных периодов истории страны.

АУДИО. «Советское детство». Цикл встреч на выставке Владимира Лагранжа

Историки фотографии пытались охарактеризовать снимки 50-х и 60-х термином «поверх границ». Они говорили как о зарубежной, так и о советской фотографии. В этом смысле общий характер, тональность этих снимков — что в Советском Союзе в 60-е, что во французской фотографии 50-х — очень схожи. Марина Соколовская приводит цитату российского историка фотографии Владимира Левашова: «Фотография в эти годы чаще позитивна, чем негативна, и склонна к моральным стереотипам более, чем к исследованию неоднозначных жизненных ситуаций. Для неё характерны великодушие и оптимизм, склонность к фиксации радости жизни, симпатия к простому человеку с улицы, пойманному в действии, символизм сцен, а также чувствительность к юмору повседневности и даже откровенная сентиментальность».

Характер эпохи фотографии определила знаменитая выставка 1955 года «Род человеческий», состоявшаяся в Музее современного искусства в Нью-Йорке. В 1959 году она доехала до Советского Союза, и именно её попытки показать жизнь людей «здесь и сейчас» захватывали и фотографов, и зрителей.

В первом блоке фотографий Владимира Лагранжа одна из важных работ, передающая образ детства, связана с теми переменами, которые происходят в Советском Союзе после ХХ съезда КПСС. На фото — вчерашние школьники, пришедшие на Красную площадь отметить свой выпускной. Фотография называется «Голуби мира». Важно прежде всего место, где было сделано фото — Красная площадь, которая в то время из пространства парадов превращается в пространство туристической жизни. В 60-е она начала осваиваться жителями Москвы как место не только политических, но и личных ритуалов. Голуби на фото олицетворяют популярный символ борьбы за мир и коммунистического движения в целом. Ещё одним важным элементом на снимке становится образ молодости, передаваемый через выпускников. Соколовская отмечает, что этот образ очень важен для Лагранжа и других фотографов «оттепельной» поры, потому что после смерти Сталина и изменений во внутренней политике государства изменилось общественное настроение. На смену страху пришло ощущение расцвета, обновления, весны. Образ молодости стал символом, побеждающим тяжёлое прошлое. Поэтому, говоря о детстве в фотографиях Лагранжа, нужно иметь это в виду.

Но не только политические символы и образы представлены в фотографиях 60-х. Работы Лагранжа меняют представление том, как должно выглядеть подрастающее поколение. На смену идеально дисциплинированному, одетому в соответствии с образами взрослой жизни, зажатому в рамки ребёнку приходит раскрепощённость и небрежность. К примеру, на фотографии «В ожидании парада» ребёнок зевает. Он явно ведёт себя не так, как того требует ситуация. Его тело запечатлено в тот момент, когда оно более раскованно и свободно. Это то состояние, которое идеализированная фотография 50-х явно не хотела фиксировать. Дети на изображениях Лагранжа не позируют, они живут в кадре. Экскурсовод акцентирует внимание на том, что образ юности — это не просто выбор молодых людей и детей в качестве моделей. Это смещение взгляда на то, что этот самый образ разбивает прежде сковывавшие представления о заданных ролях.

На другой фотографии, представленной на выставке, можно увидеть ещё одну примету того времени — торговый аппарат. Этот предмет вошёл в обиход в 60-е, его появлению способствовали поездки за границу. США были поставщиком новых технологий, а Советский Союз нередко перенимал прогрессивные идеи Запада. Торговые автоматы позволили не просто экономить на продавце, но и внедрить новое представление о процессе покупки товара для граждан страны. Теперь любой может самостоятельно выбирать продукт и платить за него. На представленной фотографии мы видим, как малыши играют с этим аппаратом-роботом. Маленькие первооткрыватели словно стоят у ракеты, объекта будущего.

Дальше — дети, играющие в мяч. Ракурс, тени на этом фото отсылают нас к модернистской фотографии 30-х годов. Снимок примечателен тем, что на нем, с одной стороны, дети играют в мяч, а с другой — в мир. Мяч олицетворяет собой глобус, который малыши-гиганты рассматривают. Они готовятся играть с миром, менять его. Фотограф создаёт двойное повествование, где буквальное представление советского ребёнка сочетается с более сложной, метафоричной историей.

Видеозапись встречи

Следующий блок фотографий состоит из наиболее известных снимков автора. Марина Соколовская отдельно упоминает работу «Вратарь», которая отсылает нас к советской действительности. Дефицит и дороговизна товаров вынуждали граждан СССР придумывать свои альтернативы спортивному снаряжению. Защитой юного вратаря являются миски вместо наколенников и подушка, защищающая живот. Клюшка игрока выглядит так, словно сделана из ветки дерева на скорую руку.

Образы светлого будущего, передаваемые Владимиром Лагранжем через фотографии детей в 60-е, постепенно уходят к началу 80-х. Автор говорит о возможностях, которые дала людям эпоха перестройки. Негатив, появившийся в общественном пространстве, связан с тем, что раньше многие явления не обсуждали публично. Новые фотографии коммуналок радикально меняют образ, который Лагранж выстраивал ранее. Советское детство сменилось с уютного мира маленьких свободолюбивых жителей СССР на атмосферу неуютной, неустроенной материальности. Бытовыми снимками автор показывает социальную незащищённость детей, неопределённость их личных перспектив. Люди 80-х перестают верить в идеи равноправия, становятся чувствительными к социальному неравенству. Это создаёт общественное напряжение. Ребёнок внутри этого мира сталкивается с социальными проблемами, он не может из него вырваться.

Завершают экскурсию самые тяжёлые по атмосфере фотографии. Снимок, сделанный в детской колонии, показывает совершенно иную сторону советской действительности. Реальность, в которой ребёнок может быть преступником, становится достоянием общественности.

С 60-х по 80-е годы фотография переживает переход «от оттепели к застою». Действительно, 70-е выглядят «застылым» временем. Но если обратиться к фотографиям, то можно заметить те изменения, которые происходят в это время: переход от оптимизма к пессимизму, нарастание кризиса в обществе. Однако Владимир Лагранж сохраняет гуманистический взгляд на жизнь человека. В его работах присутствует не только юмор, но и некоторая назидательность.

Марина Соколовская выделяет главную мысль в творчестве знаменитого советского фотографа: все его работы говорят о значимости человека, о том, что во все времена он выше государства и выше политики.

Послушать аудиоверсию встречи можно на подкаст-платформах.

Следующая встреча цикла «Фотограф на переломе истории» пройдет 27 апреля.

Другие новости

Детям

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.