В Арт-галерее Ельцин Центра 13 апреля в рамках цикла встреч, посвящённых выставке Владимира Лагранжа, прошла экскурсия «Советское детство».
Экскурсию провела руководитель экспозиционно-выставочного отдела Музея Бориса Ельцина Марина Соколовская. Она рассказала о том, как тема детства в фотографиях Владимира Лагранжа отражала политические и социальные настроения в обществе, как менялась атмосфера в снимках разных периодов истории страны.
АУДИО. «Советское детство». Цикл встреч на выставке Владимира Лагранжа
Историки фотографии пытались охарактеризовать снимки 50-х и 60-х термином «поверх границ». Они говорили как о зарубежной, так и о советской фотографии. В этом смысле общий характер, тональность этих снимков — что в Советском Союзе в 60-е, что во французской фотографии 50-х — очень схожи. Марина Соколовская приводит цитату российского историка фотографии Владимира Левашова: «Фотография в эти годы чаще позитивна, чем негативна, и склонна к моральным стереотипам более, чем к исследованию неоднозначных жизненных ситуаций. Для неё характерны великодушие и оптимизм, склонность к фиксации радости жизни, симпатия к простому человеку с улицы, пойманному в действии, символизм сцен, а также чувствительность к юмору повседневности и даже откровенная сентиментальность».
Характер эпохи фотографии определила знаменитая выставка 1955 года «Род человеческий», состоявшаяся в Музее современного искусства в Нью-Йорке. В 1959 году она доехала до Советского Союза, и именно её попытки показать жизнь людей «здесь и сейчас» захватывали и фотографов, и зрителей.
В первом блоке фотографий Владимира Лагранжа одна из важных работ, передающая образ детства, связана с теми переменами, которые происходят в Советском Союзе после ХХ съезда КПСС. На фото — вчерашние школьники, пришедшие на Красную площадь отметить свой выпускной. Фотография называется «Голуби мира». Важно прежде всего место, где было сделано фото — Красная площадь, которая в то время из пространства парадов превращается в пространство туристической жизни. В 60-е она начала осваиваться жителями Москвы как место не только политических, но и личных ритуалов. Голуби на фото олицетворяют популярный символ борьбы за мир и коммунистического движения в целом. Ещё одним важным элементом на снимке становится образ молодости, передаваемый через выпускников. Соколовская отмечает, что этот образ очень важен для Лагранжа и других фотографов «оттепельной» поры, потому что после смерти Сталина и изменений во внутренней политике государства изменилось общественное настроение. На смену страху пришло ощущение расцвета, обновления, весны. Образ молодости стал символом, побеждающим тяжёлое прошлое. Поэтому, говоря о детстве в фотографиях Лагранжа, нужно иметь это в виду.
Но не только политические символы и образы представлены в фотографиях 60-х. Работы Лагранжа меняют представление том, как должно выглядеть подрастающее поколение. На смену идеально дисциплинированному, одетому в соответствии с образами взрослой жизни, зажатому в рамки ребёнку приходит раскрепощённость и небрежность. К примеру, на фотографии «В ожидании парада» ребёнок зевает. Он явно ведёт себя не так, как того требует ситуация. Его тело запечатлено в тот момент, когда оно более раскованно и свободно. Это то состояние, которое идеализированная фотография 50-х явно не хотела фиксировать. Дети на изображениях Лагранжа не позируют, они живут в кадре. Экскурсовод акцентирует внимание на том, что образ юности — это не просто выбор молодых людей и детей в качестве моделей. Это смещение взгляда на то, что этот самый образ разбивает прежде сковывавшие представления о заданных ролях.
На другой фотографии, представленной на выставке, можно увидеть ещё одну примету того времени — торговый аппарат. Этот предмет вошёл в обиход в 60-е, его появлению способствовали поездки за границу. США были поставщиком новых технологий, а Советский Союз нередко перенимал прогрессивные идеи Запада. Торговые автоматы позволили не просто экономить на продавце, но и внедрить новое представление о процессе покупки товара для граждан страны. Теперь любой может самостоятельно выбирать продукт и платить за него. На представленной фотографии мы видим, как малыши играют с этим аппаратом-роботом. Маленькие первооткрыватели словно стоят у ракеты, объекта будущего.
Дальше — дети, играющие в мяч. Ракурс, тени на этом фото отсылают нас к модернистской фотографии 30-х годов. Снимок примечателен тем, что на нем, с одной стороны, дети играют в мяч, а с другой — в мир. Мяч олицетворяет собой глобус, который малыши-гиганты рассматривают. Они готовятся играть с миром, менять его. Фотограф создаёт двойное повествование, где буквальное представление советского ребёнка сочетается с более сложной, метафоричной историей.
Видеозапись встречи
Следующий блок фотографий состоит из наиболее известных снимков автора. Марина Соколовская отдельно упоминает работу «Вратарь», которая отсылает нас к советской действительности. Дефицит и дороговизна товаров вынуждали граждан СССР придумывать свои альтернативы спортивному снаряжению. Защитой юного вратаря являются миски вместо наколенников и подушка, защищающая живот. Клюшка игрока выглядит так, словно сделана из ветки дерева на скорую руку.
Образы светлого будущего, передаваемые Владимиром Лагранжем через фотографии детей в 60-е, постепенно уходят к началу 80-х. Автор говорит о возможностях, которые дала людям эпоха перестройки. Негатив, появившийся в общественном пространстве, связан с тем, что раньше многие явления не обсуждали публично. Новые фотографии коммуналок радикально меняют образ, который Лагранж выстраивал ранее. Советское детство сменилось с уютного мира маленьких свободолюбивых жителей СССР на атмосферу неуютной, неустроенной материальности. Бытовыми снимками автор показывает социальную незащищённость детей, неопределённость их личных перспектив. Люди 80-х перестают верить в идеи равноправия, становятся чувствительными к социальному неравенству. Это создаёт общественное напряжение. Ребёнок внутри этого мира сталкивается с социальными проблемами, он не может из него вырваться.
Завершают экскурсию самые тяжёлые по атмосфере фотографии. Снимок, сделанный в детской колонии, показывает совершенно иную сторону советской действительности. Реальность, в которой ребёнок может быть преступником, становится достоянием общественности.
С 60-х по 80-е годы фотография переживает переход «от оттепели к застою». Действительно, 70-е выглядят «застылым» временем. Но если обратиться к фотографиям, то можно заметить те изменения, которые происходят в это время: переход от оптимизма к пессимизму, нарастание кризиса в обществе. Однако Владимир Лагранж сохраняет гуманистический взгляд на жизнь человека. В его работах присутствует не только юмор, но и некоторая назидательность.
Марина Соколовская выделяет главную мысль в творчестве знаменитого советского фотографа: все его работы говорят о значимости человека, о том, что во все времена он выше государства и выше политики.
Послушать аудиоверсию встречи можно на подкаст-платформах.
Следующая встреча цикла «Фотограф на переломе истории» пройдет 27 апреля.