«Шпаликов»: обращение к эпохе 60-х

30 марта 2018 г.Татьяна Филиппова
«Шпаликов»: обращение к эпохе 60-х

Театральная платформа «В Центре» готовит к показу очередную громкую премьеру в Екатеринбурге. Петербургский режиссер Николай Русский ставит спектакль по пьесе уральского драматурга Рината Ташимова «Шпаликов». На премьеру, которая состоится 7 апреля в Ельцин Центре, приедет друг Геннадия Шпаликова, актер и режиссер Юлий Файт.

Николай Русский, ученик знаменитого педагога Вениамина Фильштинского, успел отметиться в журналистике, получил ученую степень по филологии и стал призером петербургской театральной премии «Золотой софит» в номинации «За режиссерский дебют». Мы попросили его рассказать о новом спектакле в театральной афише Ельцин Центра.

– Вы помните свое первое впечатление от встречи с его творчеством?

– Это был фильм «Я шагаю по Москве». Я еще учился в школе и услышал, что человек, который написал сценарий, покончил с собой. Это произвело на меня глубокое впечатление. Тем более, что он писал, будучи еще очень молодым человеком. В моем восприятии сразу возникло противоречие между невероятным позитивом, который этот человек излучал, и тем, что он сам наложил на себя руки. От него шла невероятная волна энергии, которая всколыхнула несколько поколений. Он был таким светлым, обещал жизнь и вдруг свел с ней счеты. Это задает тебе такой вопрос, на который ты все время пытаешься ответить. Известно, что были проблемы с алкоголем, и с личной жизнью тоже была какая-то круговерть. И все-таки его уход лично у меня вызывает оцепенение.

– Какое послание несет в себе спектакль?

– Эта история не только о Шпаликове. Это обращение к целой эпохе, которая перед тобой предстает в виде плакатов, афиш, фильмов и книг. Эта эпоха обещала много всего. В результате мы имеем то, что имеем. И это актуально для нас. Мы по-прежнему хотим знать, кто мы такие, куда мы идем. И каждый задает себе вопрос, с чего все началось, почему и в какой момент, что-то пошло не так. А Шпаликов – это тот человек, который очень ярко эту эпоху представляет. Здесь и надо искать.

– Говоря об оттепели, мы представляем Шпаликова. Не случайно он стал частью скульптурного триптиха, который стоит у входа во ВГИК: Шпаликов, Тарковский, Шукшин. Как вы думаете, его уход мог быть связан с протестом?

– Наверное, мог, если бы он сам не сформулировал такую мысль, что ничто не может быть причиной такого поступка. В одном из писем он писал, что тот кризис, в котором он находится, вызывает вопросы только к самому себе. Он не перекладывал ответственность на какие-то внешние факторы.

– В нем был такой гигантский потенциал, что невольно возникает вопрос, почему никого не оказалось рядом, почему не помогли, не спасли. Сколько всего он мог бы написать!

– Это очень сложный момент. Существует много воспоминаний о нем, в которых фигурируют конкретные люди и конкретные события, но трудно сделать какие-либо выводы, не собирается вся картина. И тут нет хороших или плохих людей. Кроме того, все это прошло через такое количество фильтров и интерпретаций, что сейчас мы имеем дело с мозаикой, которую можно только исследовать, не делая выводов, не опускаясь до назидательности и моралите. Но в любом случае, у нас есть его стихи, фильмы и сценарии.

– Пьесу вы приняли целиком?

– Мы находимся в процессе. Конечно, пьеса видоизменяется. То, что написал Ринат, это тоже мозаика из стихов Шпаликова, его сценариев, и того, что писали о нем. Все очень сильно перемешано, и автор не обозначает, кто есть кто. Если человек совсем не знаком с этой историей, то ему, скорее всего, будет сложно понять, где чьи тексты. Но это намеренный ход.

– Как вы используете пространство Ельцин Центра?

– Мне как раз нравится, что это не традиционная театральная площадка, где актеры и зрители разделены. Я комфортно ощущаю себя в нейтральном пространстве. Мне нравится отсутствие бархатного занавеса и стационарных кресел с номерами.

– Кто играет роль Шпаликова?

– Это не совсем роль, скорее некоторое обозначение – взгляд со стороны. Мы не искали портретного сходства. Более того, у нас два актера. Они разные и по-разному играют эту роль.

– Вам пришлось на время репетиций обосноваться в Екатеринбурге. Все свое время вы проводите в Ельцин Центре. Какое он производит впечатление?

– Это какое-то уникальное место. Пока нет времени детально изучить его. Но после премьеры я обязательно пойду в музей и проведу там несколько часов. Город тоже производит приятное впечатление. Я здесь впервые. Мне все очень нравится, только холодно.

Накануне премьеры также удалось связаться с автором пьесы, драматургом Ринатом Ташимовым и задать ему несколько вопросов.

– Что послужило толчком к написанию пьесы про Шпаликова?

– Два года назад я проводил Мастерскую «Киноlook», в которой обучали людей основам кинопроизводства и позвал ученицу Николая Коляды, которая недавно закончила режиссерский факультет ВГИКа. В процессе работы мы вдруг вычислили, что мы какие-то немного ретроградные, а именно, дышим воздухом 60-х. Я интересовался во время учебы этой эпохой. И вот вновь погрузился в нее, но уже с другой стороны. Наташа Санникова (руководитель Театральной платформы «В Центре» - ред.) предложила написать текст о Геннадии Шпаликове. Я попросил время, чтобы подумать, потому что было немного страшно. Но в какой-то момент, погружаясь в его биографию, вдруг почувствовал: это же я! Я слышу его, я чувствую, как он! При этом сам Шпаликов никогда напрямую, вот так в лоб не говорил о том, что происходило у него внутри. Я не слышу слов, но интонацию я чувствую и вхожу в какой-то резонанс с ней.

– Символом чего он стал в вашем сознании?

– Он для меня, в первую очередь, близкий по духу человек. Это ощущение близости подарил мне Юлий Андреевич Файт – кинорежиссер и близкий друг Шпаликова, когда дал потрогать руками его рукописи. Это такой шок, как будто я ему руку пожал.

– Кто он для вас в большей степени – поэт, сценарист, режиссер, просто хороший человек?

– Не стоит разбирать личность по запчастям: мол, он и то, и то, а на самом деле кто? Я сам пишу, ставлю и играю. Кто я? Да никто! Просто занимаюсь своим делом.

– Он был невероятно популярен и востребован. Что с ним случилось?

– А что случилось? Он был человеком высокой интонации, как и иллюзии того времени. Он просто ушел вместе с этими иллюзиями. Не мог остаться, для него это было невозможно.

Юлий Файт, коллега и друг Геннадия Шпаликова, с интересом прочитал пьесу Рината Ташимова. Он рад знакомству «с талантливым, очень живым и своеобразным молодым художником». Шпаликов несомненно один из культурных кодов своего времени, носитель его внутренней интонации, поэтому он будет интересен сегодня и всегда. Юлий Андреевич много писал о нем, рассказывал в документальных фильмах. Он с нетерпением ждет премьеры. Говорит, что от реализации замысла зависит очень много.

Премьерные показы состоятся 7 и 9 апреля в Ельцин Центре.

Другие новости

День города

Программа Музея Бориса Ельцина ко Дню города

Программа Музея Бориса Ельцина ко Дню города
День города – значимое культурное событие Екатеринбурга. Каждый проводит праздник по-своему. Для кого-то это возможность провести время вместе с близкими, для кого-то – насладиться увлекательными городскими событиями или более глубоко погрузиться в историю Екатеринбурга.
23 июля 2019 г.
Спектакль

Театральная платформа «В Центре» открывает новый сезон

Театральная платформа «В Центре» открывает новый сезон
Очередной сезон Театральной платформы «В Центре» завершился двумя премьерными спектаклями. Оба были приглашены к участию в театральном фестивале «Реальный театр», который ежегодно проходит в первых числах сентября в Екатеринбурге.
19 июля 2019 г.
Лекция

Зара Арутюнян: «Насилие не приживается там, где уважение и достоинство»

Зара Арутюнян: «Насилие не приживается там, где уважение и достоинство»
В мае Ельцин Центр поддержал акцию #ISHAPEMYWORLD, разместив на своих площадках плакаты со специальным QR-кодом. В рамках акции 21 июня психолог Зара Арутюнян прочла лекцию «Насилие. Каким оно бывает и как его распознать».
18 июля 2019 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.