В Ельцин Центре 30 ноября открылась фотовыставка «Юрий Мечитов. Параджанов – территория свободы».
Главный герой выставки – советский кинорежиссер, художник и сценарист Сергей Параджанов. Славу режиссеру принесли фильмы «Тени забытых предков» (1965 г.) и «Цвет граната» (1968 г.). Четыре года Параджанов провел в тюрьме. На выставке «Юрий Мечитов. Параджанов – территория свободы» представлены более трех десятков фотографий, запечатлевших самоироничного и фонтанирующего фантазией режиссера Параджанова, можно сказать, «без галстука», в бытовой обстановке и рядом с друзьями.
– Выставка – это фактически часть моей книги-фотоальбома «Сергей Параджанов. Хроника диалога», – сказал фотохудожник Юрий Мечитов, который снимал мастера 12 лет. – Режиссер Сергей Параджанов оставил после себя много впечатлений, он был одним из самых свободных людей, которых я видел в жизни. Обычно мне встречались несвободные, зажатые люди. Параджанов же чувствовал себя свободным даже в тюрьме, в которой ему пришлось сидеть. Свобода была дарована ему свыше. Кроме того, Параджанов был человеком мультикультурным. И он верил только в одного бога – красоту. Если человек не понимал красоту, то казался Параджанову плохим человеком. Желаю вам быть свободными, свобода – самое большое, что я могу вам пожелать. Свобода не существует абстрактно, она может жить только в человеке.
Секрет того, как Параджанову удавалось сохранять в себе чувство свободы, Юрий Мечитов раскрыл в интервью для сайта Ельцин Центра.
– Когда в других местах творилось тяжело, в Грузию приезжали как будто за глотком воздуха, – и Белла Ахмадулина, и многие другие, – рассказал Юрий Мечитов. – В Тбилиси творческим людям дышалось легче. У нас всегда был мультикультурализм, на одном пятачке были представлены все религии и конфессии. В Грузии говорят: главное, будь человеком, а молись, где и на кого хочешь.
Прокомментировал Юрий Мечитов и языковую тенденцию, характерную для сегодняшнего Тбилиси, заключающуюся в том, что у молодежи все большей популярностью пользуется английский язык. По словам фотохудожника, английский язык – язык коммуникации, а русский остается языком духовного обогащения. Поделился Мечитов и парадоксальным восприятием Параджановым тех непростых жизненных испытаний, которые выпали на его долю.
– Параджанов говорил, что его бы не было, если б он не прошел советскую тюрьму, – рассказал Мечитов. – Параджанов сидел там ни за что, он не был диссидентом, просто говорил всем правду. Его «статья» заключалась в том, что он якобы надругался над тремя коммунистами, – это был абсолютный бред.
Выставка «Юрий Мечитов. Параджанов – территория свободы» продолжит свою работу до 7 января.