В Киноклубе Ельцин Центра 1 марта прошел предпремьерный показ фильма – призера кинофестивалей «Кинотавр» и «Окно в Европу» – «Ван Гоги» режиссера Сергея Ливнева. Фильм можно увидеть в кинотеатрах с 7 марта, в том числе сеансы пройдут в кино-конференц-зале Ельцин Центра.
КУПИТЬ БИЛЕТЫ НА 9 МАРТА
КУПИТЬ БИЛЕТЫ НА 10 МАРТА
В режиссерском багаже Ливнева два фильма, снятые еще в 90-е: «Кикс» и «Серп и молот». Спустя двадцать пять лет сценарист «Ассы» и продюсер «Страны глухих» выпустил фильм «Ван Гоги», который критика до выхода в прокат, назвала лучшим фильмом современности.
Фильм представили режиссер Сергей Ливнев и бессменный ведущий киноклуба киновед, член Российской академии кинематографических искусств, лауреат премии Москвы Вячеслав Шмыров.
Сюжет фильма – история отношений уже не молодых отца и сына. Отцу 79 лет, сыну 53. Отец – известный дирижер Виктор Гинзбург. Сын – талантливый, но малоизвестный художник Марк Гинзбург, сбежавший от отца в Израиль. Они живут далеко друг от друга, и это их обоих устраивает. Отношения, некогда трогательные, давно превратились в любовь-ненависть. Но отец по-прежнему зовет сына детской кличкой Птицын, из рассказа Алексея Толстого. Оттуда же нежное детское приветствие «Здравствуй, здравствуй, Птицын серый, энергичный и живой!». Это бесит уже взрослого сына и в отместку, тот зовет отца Ваше Высочество, что в свою очередь бесит отца. После того, как у старшего Гинзбурга обнаруживается болезнь Альцгеймера, сын и отец начинают тяжелый путь к сближению.
В первых кадрах фильма художник Марк Гинзбург хочет умереть. По семейному поверью у него в темени находится игла, из-за которой время от времени его мучают страшные мигрени. Марк думает, что, когда он родился, этой иглой мать хотела его убить. Врачу из швейцарского центра эвтаназии все это не кажется убедительным для того, чтобы получить разрешение на смерть, и Марк вынужден сам справляться со своими болями.
Историю с иглой Ливнев позаимствовал из рассказа своей жены, Жужи Добрашкус. По нему Александр Меркюри снял фильм «Мама – Святой Себастьян». Так что это не первое обращение к этой странной истории.
Марк делает скульптуры из веревок и в момент отчаяния плетет веревку для себя, чтобы свести счеты с жизнью. Спасает его звонок отца. Тот требует, чтобы сын вернулся. У Виктора умерла жена, боль утраты невыносима, и он хочет, чтобы Марк поддержал его.
Фильм действительно не похож на то, о чем до сих пор писал, что снимал или продюссировал Ливнев. Сегодня он говорит, что в молодости не обращался к личному опыту, наоборот, пытался убрать все личное из своих работ.
– Со временем меня перестали занимать всякие зауми в кино, формальные изыски, интеллектуальные построения, желание быть модным или современным. Высшей ценностью в кино я считаю прямой разговор о том, что волнует, о чувствах, об отношениях. Меня как зрителя волнует то, чувствую ли я героев, верю ли им, – подчеркивает Ливнев. – Не хочу рассуждать о том, что значит то или другое. Хочу видеть, что происходит между людьми: как они любят, чем болеют, за что сражаются, что ненавидят. Мы все хотим быть счастливыми, не у всех получается. Но жизнь и есть поиски счастья.
Ливнев поднимает тему отцов и детей. Но речь не идет о смене поколений, или разнице в ценностях. Он показывает нам двух немолодых людей, которые отчаянно нуждаются в любви, но сами не умеют любить.
Оба заняты собой. Один живет в мире музыки, и, когда у него начинается деменция, трясутся руки, он больше не может держать дирижерские палочки, то теряет смысл существования и остается в пустоте.
Второй и вовсе живет какой-то выдуманной жизнью. Во время приезда на родину он узнает, что многое, что он знал о себе, было неправдой. Мать умерла во время родов, а вовсе не пыталась его убить. Женщина, которую он помнил как мать, была его мачехой. Она не бросала его, наоборот, хотела с ним остаться, но ее выгнал отец. Все эти открытия усиливают неприязненное отношение к отцу, но тот уже не в силах ответить. Он настолько беззащитен в своей болезни, что поздно сводить с ним счеты. Остается только любить. Отец и сын меняются ролями. Теперь Марку приходится носить отца на руках, кормить с ложечки и укладывать в постель. Реальность перемежается светлыми воспоминаниями детства и молодости отца.
Героев окружают прекрасные женщины в исполнении замечательных актрис. Ливнев собрал потрясающий актерский состав: Елена Коренева, Полина Агуреева, Светлана Немоляева, Ольга Остроумова, Наталья Негода. Мужские роли исполняют Алексей Серебряков, Даниэль Ольбрыхский, Сергей Дрейден, Авангард Леонтьев, Евгений Ткачук.
Многие зрители благодарили Сергея Ливнева за, по их мнению, теплый, камерный, очень трогательный и человечный фильм. Спрашивали, где снимался фильм, кто создал эти великолепные интерьеры.
Режиссер рассказал, что съемки проходили в Риге, что дом дирижёра нашёлся буквально в последнюю минуту. И в нем все было настолько органично, что не пришлось ничего менять.
Оказалось, что сценарий писался специально под Серебрякова.
– Когда я начал писать сценарий, то показал ему несколько сцен. Он мне сказал: «Дописывай быстрей, я должен в нем сниматься!» И сразу дал согласие, – рассказал Ливнев. – Он – выдающийся русский актер. Лучший в поколении по своей творческой потенции, разнообразию, эмоциональности и глубине. Мне он очень близок. Для него нет невозможного. Если работа ему нравится, он ей полностью отдается и живет этим.
Зрителей интересовало, как работалось с Даниелем Ольбрыхским.
– Это гениальный польский и европейский актер совершенно другого плана. Серебряков тщательно продумывает свой образ, готовится, живет этим несколько месяцев, звонит по ночам. Ольбрыхский – блестящий импровизатор. Ему нужно чуть-чуть. Он не хочет знать слишком много. Меня это даже пугало поначалу, но потом я понял, что он знает, как ему надо. Он все делает в кадре. Если мне что-то не нравилось, я ему озвучивал, и он мгновенно перестраивался. На лету.
Публика отметила потрясающий состав. Зрители предположили, что вероятно было трудно собрать всех актеров вместе. Но все остальные согласились участвовать без всяких условий, рассказал режиссер, соскучились по хорошему драматургическому материалу.
Участники киноклуба отметили музыку. В фильме она занимает особое место и играет самостоятельную роль.
– Я позвонил Леониду Десятникову, – рассказал режиссёр. — Он был занят сочинением оперы и сказал, что сможет поработать со мною только в 2020 году. Поэтому я взял музыку из моего последнего фильма «Серп и молот» и адаптировал ее к этой истории. Получилось хорошо.
Поговорили о названии. Смысл его открывается лишь в финале фильма, и относит зрителя к истории художника Саши Галицкого, который посвятил себя творчеству пожилых людей: его подопечным от 80 до 105 лет.
В фильме это Марк, который после смерти отца уезжает в Израиль и находит себя в работе со стариками, вырезающими из дерева копии картины Ван Гога «Портрет Папаши Танги». Титры фильма сопровождаются десятками разноцветных Папаш Танги, и все они по-своему прекрасны. Все неумолимо напоминают двух главных героев фильма, все-таки прошедших путь от ненависти до любви.
В ходе обсуждения зрители пришли к выводу, что фильм не о старости, и, конечно, не о смерти, как могло кому-то показаться. Он о том, что надо при жизни отдавать тепло близким людям, чтобы потом, после их ухода, ни о чём не жалеть.