Арт-галерея Ельцин Центра в Екатеринбурге 6 июня представила новый проект «Сердце не камень», созданный кураторами музейного центра «Площадь Мира» из Красноярска. Групповая выставка современных сибирских художников в комбинации с работами из основного фонда музея предлагает зрителю вглядеться в «неживое» и найти в нём жизнь.
Создавший и наполнивший экспонатами новую выставку музейный центр «Площадь Мира» — это крупнейшая в Сибири выставочная площадка современного искусства, которая получила широкую известность тем, что первой в России запустила такие форматы, как биеннале и Музейная ночь. Над проектом «Сердце не камень» в Екатеринбурге работали кураторы этого центра Анна Андреева, Оксана Будулак и Надя Котова-Крушинская.
Содержание выставки обращается к постгуманизму, тёмной экологии Тимоти Мортона и объектно-ориентированной онтологии Грэма Хармана, поскольку все эти течения позволили найти место художественному в процессе научного познания окружающего мира.
— Если говорить максимально просто, выставка пытается ставить вопрос «как всё устроено?» и отвечать на него, — пояснила Оксана Будулак. — В этой попытке художники используют совершенно разные методы, и нам было очень интересно показать эту палитру и абсолютно удивительные результаты поисков. Для нас Сибирь в этом проекте — это понятие геологическое, а не политическое.
Именно поэтому художники и кураторы решили обратиться к камням — свидетелям того, как 252 миллиона лет назад на территории от реки Урал до берегов Лены образовалась Сибирская трапповая провинция. В поле внимания авторов выставки попали базальтовые скалы заповедника «Столбы» и угольные разрезы, редкие минералы и камушки в ботинках, циркониевые браслеты и Тунгусский метеорит.
— В выставке участвуют 30 художников, проживающих на территории Сибири или побывавших там во время своих художественных экспедиций, а также участвующих в проектах, связанных с деятельностью нашего музея, — рассказала в ходе открытия экспозиции Будулак. — Выставка включает в себя истории о мистическом общении с природными явлениями и обыгрывает две темы — большой природы и гиперобъектов.
Лес, река, камни, минералы, метеориты — это именно те гиперобъекты, с которыми работали художники, размышляя о том, что такое «сибирское», и пытаясь заново открыть мир привычных вещей. На выставке можно услышать, как звучит Енисей, увидеть отпечаток внутреннего ландшафта великой сибирской реки, почувствовать биение жизни знаменитых красноярских магматических скал и окунуться в мир непознанного и паранормального.
Музыкант Валентин Рогозин с помощью гидрофона записал звуки бурных притоков Енисея на виниловые пластинки методом полевой записи (field recordings), а художница Лара Федотова в своей работе «Солёная луна кудряво трубит в рукавах / Енисей» в самой полноводной и малоизученной реке России сделала серию лунограмм — фотографических прямых отпечатков без камеры. В течение нескольких ночей в знаковых местах Красноярска она погружала в Енисей листы бумаги с фоточувствительной серебряной эмульсией, засвечивала их светом Луны, а затем проявляла и фиксировала.
— Такие методы художников иногда очень совпадают с методами учёных, и в итоге на стыке появляется новая концептуальная информация. Она не умножает научные знания, но делает новые выводы, — отметила Анна Андреева. — Сейчас многие современные художники, в том числе и российские, используют эти методы, и мы всегда стараемся демонстрировать их для того, чтобы показать, насколько сегодня у творцов богатая палитра инструментов.
Также на выставке красноярский художник Алексей Шидловский обращается к публичным архивам Музея геологии Средней Сибири и раскрывает особенности заповедника «Столбы» через узнаваемую и сразу же приковывающую внимание зрителей большую фигуру персонажа «Столбформера».
Фотограф Макс Захаров в собственной технике трихромной окраски показывает заповедник не только как природный объект, но и как особое место притяжения для местных жителей, у которых за годы сложились свои традиции, своеобразный фольклор и даже уникальное сообщество «столбистов». Анастасия Рыбакова в своей работе создаёт мистификацию, рассказывая о появлении скального заповедника через экспрессивную графику.
По признанию кураторов, расположившаяся уже на втором этаже Арт-галереи часть экспозиции открывает «бездну бытовой магии, которая обнаруживается при столкновении с непознаваемым».
Яркая и ироничная работа художника Гриши Шарова «Возвращение Тунгусского метеорита космосу» напоминает зрителям, что один из самых известных и в то же время загадочных случаев падения на Землю небесного тела произошёл именно на территории Красноярского края. Шаров решил создать человеческие условия нечеловеческой сущности. Он поместил на вагонную полку некий круглый объект и заботливо укутал его одеялом.
Алина Долбилина, используя авторскую мифологию, работает со спекулятивной концепцией древолюдей с помощью архивов институтов красноярского Академгородка. Анна Кокотова собирает в журнал-зин (зин — любительский малотиражный журнал на любую тему — ред.) научный фольклор о метеоритах и полтергейстах, а в трэп-композициях D3mark0 камни и вовсе начинают звучать.
Кураторы признаются, что выставка «Сердце не камень» — это ещё и попытка достать работы художников из недр фондов музейного центра «Площадь Мира», чтобы посмотреть на них с точки зрения новой оптики, где фокус смещён на нечеловеческие сущности.
На выставке можно увидеть работы художников Юрия Аникутина, Владимира Анзельма, Константина Батынкова, Александра Гребенщикова, Тамары Грицюк, Александра Мареева, Владимира Наседкина, Сергея Соколова, Николая Тайдакова, Вадима Фишкина из фондовой коллекции музейного центра «Площадь Мира».
И если графическая серия «Полезные ископаемые» Владимира Анзельма — это отправная точка выставки, то завершает экспозицию реалистичная по сюжету и магическая визуально картина Сергея Соколова «Неинтересный сюжет», написанная в 1989 году. Финальная же её точка — полная загадок структурированная инсталляция с использованием камня как чистой природной формы Юры Адомейко «Коридор Зингевича». Художник рассказывает о мифическом энтузиасте-учёном, который посвятил всю жизнь изучению камней и, возможно, сам превратился в камень.
— У выставки есть логика пространственная, символическая. Она начинается с довольно простого и заканчивается какими-то уже совсем сложными умозрительными и концептуальными построениями, — отметила Будулак. — Сначала мы погружаемся в ландшафт, а завершается всё выходом в мир ландшафтов.
Будулак также призналась на открытии выставки, что её название «Сердце не камень» кураторы позаимствовали из известной песни Жанны Агузаровой «Один поцелуй моряка». Именно там звучит строчка: «Сердце — не камень, кровь — не вода».
— Идея приехать на Урал из Сибири со своими камнями принадлежит Оксане Будулак, и мне показалось, что это может быть интересной такой перекличкой, — отметила директор Арт-галереи Ельцин Центра Светлана Усольцева. — Ещё нам было важно увидеть работу кураторов с Енисеем как рекой и смысловой точкой, поскольку Исеть для Екатеринбурга такую нагрузку почему-то не несёт. А в целом это получилось очень летней темой, отражающей то, что здесь и сейчас окружает нас за музейной дверью.
Художники, чьи работы также можно увидеть на выставке: Юрий Адомейко, Анастасия Альбокринова, Валерия Амирханян, Вайя, Алина Долбилина, Александр Дорош, Максим Захаров, Надежда Каменнова, Анна Кокотова, Нина Полякова, Валентин Рогозин, Анастасия Рыбакова, Злата Светличная, Сёмыч С, Б, Лара Федотова, Оля Халтаева, Гриша Шаров, Алексей Шидловский, Angel Danger, D3mark0.
Выставка «Сердце не камень» будет работать в Арт-галерее Ельцин Центра до 18 августа. Экскурсии по ней организованы по субботам в 17:00, а медиации — по воскресеньям в 15:00.