Режиссер и актер театра и кино Семён Серзин, исполнивший роль Петрова в фильме Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе», в онлайн-цикле бесед «Мир после пандемии» рассуждает о будущем театра, его способности приспособиться к новой реальности, мутировать, не скатившись в архаику.
Интервью записано 14 апреля 2020 года.
Мне кажется, эта история в любом случае повлияет на театр потому, что она повлияет на нашу жизнь, а театр – это все-таки зеркало, которое отражает жизнь. Но пока сложно сказать, появятся ли какие-то новые театральные формы либо какие-то новые направления, поскольку непонятно, как долго продлится пандемия и изоляция. Сейчас театр и люди театра находятся в состоянии ожидания, что вот-вот всё это закончится, что мы может быть выйдем и начнем как прежде играть спектакли. Пройдет время, и мы будем двигаться куда-то дальше, и тогда театр, как и всё остальное, начнет приспосабливаться. Как бы все не трубили о том, что основа театра – это живой контакт, всё имеет свойство мутировать, как и этот коронавирус. Театр, я думаю, может приспосабливаться к любым обстоятельствам, дело только во времени. Наверное, это всё будет выливаться в некий интернет-театр, потому что радиотеатр или телеспектакль – это из прошлого, в чистом виде эти формы вряд ли могут сейчас начать существовать заново.
Драматургия карантина
Люди театра в данной ситуации от самого театра как бы отслаиваются, и возникают какие-то новые формы. Вот мы в «Невидимом театре» придумали «Невидимые завтраки». По утрам в течение часа я общаюсь с кем-то из актеров, а нас слушают люди. Для нас это тоже театр, поскольку это встречи с людьми, пусть и онлайн, хотя к спектаклю, к театру это вообще не имеет никакого отношения.
В этом «Невидимом завтраке» есть драматургия, драматургия карантина. На собственном опыте я понял, что единственное осуществимое из составленного на следующий день плана – это завтрак, на который в обычной жизни, как правило, нет времени. А тут получается, что завтрак – это единственное за весь день, что в составленном заранее плане удается осуществить, потому что дальше ты начинаешь заниматься одним, хватаешься за другое, все превращается в ком, заворачивается как-то, и вот уже день прошел. И я подумал, что было бы хорошо провести самую важную часть дня не бессмысленно.
Вся работа внезапно остановилась, возобновить ее пока кажется невозможным, но всё равно какая-то активность есть, есть желание что-то делать. Я вот думаю над каким-то вариантом телеспектакля, интернет-спектакля, если получится изолироваться какой-то компанией. Плюс мы думаем сделать радиоспектакль в формате читки пьесы «Мама, мне оторвало руку», плюс утренние завтраки каждое утро на канале «Невидимого театра».
В феврале мы закончили монтаж полнометражного фильма по мотивам пьесы Дмитрия Данилова «Человек из Подольска». Этот фильм – мой дебют как кинорежиссёра. Мы надеялись на то, что он выйдет совсем скоро, уже в этом году, но непонятно просто, какие фестивали сейчас состоятся. Конечно, хотелось бы увидеть фильм на большом экране, но может быть, это будет интернет-премьера.
В этом году должен выйти фильм Кирилла Серебрянникова «Петровы в гриппе» по книге уральского писателя Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него», где я сыграл собственно Петрова. Ожидалось, что его премьера состоится в рамках Каннского фестиваля, который сейчас по понятным причинам переносится. Как и все остальные кинопремьеры, фильм подвис в ожидании того, что будет дальше. Все находятся в таком периоде, когда надеются на лучшее, а готовятся к худшему. Наверное, когда станет понятно, что эпидемия не закончится так уж сразу, все начнут придумывать какие-то другие варианты, искать выходы из ситуации, а не ждать тех, к которым мы привыкли.
Можно пожить в моменте
Я где-то слышал, что скоро без масок будет ходить не комильфо, как когда-то люди в каменном веке надели на себя повязку, и без одежды потом нельзя было ходить. Вот и без маски как-то неприлично будет.
Мне кажется, что в жизни сейчас происходят очень полярные вещи, реальная жизнь отделилась от того, что происходит в пространстве в Сети. Люди чувствуют, что разобщенность в реальности еще сильнее увеличивается за счет масок, вынужденной дистанции в полтора метра, никто не хочет заразиться, у всех в глазах страх. А при этом в Сети происходят вещи совершенно противоположные, люди записывают какое-то бесконечное видео, где говорят, что соскучились друг по другу. Это очень странная штука, и интересно, что же произойдет, когда люди столкнутся с реальностью, в которой уже не будет, например, страха. Развивается такой как бы digital-мир, хотя общечеловеческое какое-то единение реальное вряд ли, я думаю, может произойти, потому как страх еще долго будет всех сдерживать.
Я за собой заметил, что очень сильно стал уставать от соцсетей, мне постоянно хочется удалить свой аккаунт, но из-за работы это необходимо. И я удаляю, а потом возвращаю. Мне все время хочется в лес пойти, подышать воздухом, на воду посмотреть, на огонь, благо есть время, наконец-то некуда спешить. Вот можно сейчас абсолютно пожить в моменте, и это, на самом деле, очень крутая установка. Как будто жизнь дернула стоп-кран. Так совпало, что я карантин как-то нормально переношу, у меня просто с конца августа не было ни одного выходного дня, я уже не знал просто, как развести все эти бесконечные работы, графики. И тут как бы вот все вдруг остановилось, и для меня это такой момент, когда можно вообще вдохнуть нормально. Вдохнуть и начать потихоньку разбираться что к чему.
У нас появилась возможность отказаться от всевозможных расслабляющих в напряженной жизни вещей. Можно, например, не курить или не пить. Можно читать толстые книги, которые обычно нет возможности читать в наше время, когда очень быстро скачет внимание из-за ленты соцсетей, которую мы постоянно листаем. Можно разобраться в своих мыслях через мысли другого человека. А еще сейчас есть время позвонить людям, с которыми ты давно не говорил и постоянно откладывал момент разговора.
Все видео проекта «Мир после пандемии» на Youtube
Сегодня сложно давать прогнозы, но еще сложнее – их не давать. Как заставить себя не думать о том, каким будет мир после пандемии? Как изменится власть, отношения между странами, экономика, медицина, образование, культура, весь уклад жизни? Сумеет ли мир извлечь уроки из этого кризиса? И если да, какими они будут? В новом (пока онлайн) цикле Ельцин Центра «Мир после пандемии» лучшие российские и зарубежные эксперты будут размышлять над этими вопросами. Наивно ждать простых ответов, их не будет – зато будет честная попытка заглянуть в будущее.