Семейные вечера в Ельцин Центре становятся хорошей традицией. 14 апреля гостями киноклуба стали актеры Елена Коренева и Андрей Ташков.
Их творческий вечер в двух отделениях провел Вячеслав Шмыров, киновед, член Российской академии кинематографических искусств, лауреат премии Москвы.
Первое отделение открыл Андрей Ташков ретроспективой фильмов со своим участием. Тема Достоевского присутствовала уже там в одном из первых советских сериалов – «Подросток». Затем он прочитал «Записки из подполья» Достоевского.
Несмотря на то, что Андрей был из кинематографической семьи, актером он стать не мечтал. Его отец Евгений Ташков – сценарист, актёр, кинорежиссёр, снявший культовые фильмы советского кино «Приходите завтра», «Майор Вихрь», «Адъютант его превосходительства», «Уроки французского». Мама, Екатерина Савинова, – актриса, полюбившаяся зрителям в роли Фроси Бурлаковой из фильма «Приходите завтра». Как и все дети, Андрей мечтал быть моряком и летчиком. В восьмом классе думал стать писателем, наивно полагая, что писатели ни от кого не зависят. В десятом классе принял решение стать актером. Отец его выбору не обрадовался, но все же помог подготовиться к поступлению. На экзамене, чтобы побороть робость, Андрей не просто громко, а истошно закричал, за что был удален с экзамена. Потом – благодаря фамилии, жалости к нему или из любопытства – его прослушали еще раз.
Ташков рассказал о специфике актерской профессии, о своей службе в театре, советских конъюнктурных пьесах, написанных казенным языком, забавных актерских импровизациях, читал стихи и напоследок – кое-что из своего творчества: подборку переиначенных пословиц, поговорок и крылатых выражений.
Во втором отделении блистала Елена Коренева.
Она рассказала, что буквально на днях ее пригласили прочесть стихи на камеру для музея Андрея Вознесенского, который откроется в мае в Москве. Она с удовольствием прочла поклонникам его стихи.
Елена рассказала, что ее сформировала поэзия Марины Цветаевой. Она подобрала ее стихи для чтения из разных периодов – самые любимые и сокровенные.
Прочла стихи Иосифа Бродского «Не выходи из комнаты». Сказала, что ей очень нравилось, как сам Бродский читал свои стихи – как молитву. Они, кстати, были знакомы. Познакомились в ресторане «Русский самовар» в Нью-Йорке, где Елена работала официанткой. Там же познакомилась с танцовщиком Михаилом Барышниковым.
Елена прочла выдержки из своей колонки в журнале «Story», рассказывающие о ее опыте участия в жюри одного из кинофестивалей – иронично, тонко, безжалостно описывающие мир кино.
Елена Коренева – автор уже нескольких книг: «Нет-ленка: биографическая проза», «Твари творчества», «Идиотка». Писателем себя она не считает, хотя ей нравится писать и получается у нее неплохо: стиль письма легкий, непринужденный. Многие зрители принесли ее книги с собой, чтобы Елена оставила в них свой автограф.
Отец Елены Кореневой – известный режиссер-комедиограф Алексей Коренев, учился в одной школе с Олегом Ефремовым, вместе они занимались в драмкружке. В 1951 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа. Учился на одном курсе с Александром Аловым, Владимиром Наумовым, Сергеем Параджановым, Юрием Озеровым, Марленом Хуциевым.
Первую роль Елена получила в фильме своего отца «Вас вызывает Таймыр». Мама – Наталья Коренева, была ассистентом режиссера по актерам. Ездила по стране и искала новые лица. Старшая сестра Елены Мария, художник-график, тоже снималась в фильмах отца «Большая перемена» и «Три дня в Москве». Младшая сестра Александра – пианистка, педагог – снялась в короткометражке самой Елены «Ноктюрн Шопена». Елена, как и отец, окончила Высшие режиссерские курсы.
Она сама говорила об этом неохотно, но дотошные зрители подготовились к встрече. Их интересовало все: повлияли ли родители на выбор ею профессии, чем актриса живет сегодня, где снимается, продолжает ли свою правозащитную деятельность.
Вопросы составили целое отделение. Зрители не отпускали любимых актеров, пока не был объявлен последний вопрос. Гостей проводили аплодисментами.
Видеозапись творческого вечера Елены Кореневой и Андрея Ташкова
Днем Елена Коренева посетила Музей первого президента России Бориса Ельцина. Мы успели поговорить об этом до начала ее выхода на сцену. В разговоре к нам присоединился Андрей Ташков.
Елена: Музей произвел очень хорошее впечатление. С моим экскурсоводом Евгением (Евгений Емельянов – научный сотрудник музея) мы просто беседовали, он отвечал на мои вопросы. Дело в том, что в эти годы я была в Америке. И все события смотрела по телевизору. Русские, которые жили там, все, отложив дела, сидели у телевизоров. Более того, у меня 3 октября был день рождения, и я не праздновала его (Елена говорит о событиях 1993 года), мы все переживали. Я не была свидетелем, хотя я москвичка, не наблюдала эти события, не была в этой атмосфере, поэтому мне тем более было интересно разобраться в каких-то нюансах. Музей производит очень хорошее впечатление именно тем, что можно визуально, наглядно видеть даты и лица, переходить от одного года к другому через события и повороты. Всё это начинает складываться в голове в общую картину. Мне понравился фильм. Я не очень хорошо училась по истории, так же как по физике, и математике, и химии... дальше не буду продолжать. Мне нужны такие визуальные образы. Я знаю, что фильм (анимационный фильм, открывающий музейную экспозицию - ред.) вызвал много критики у определенной категории людей. Мне было интересно. Беспрецедентный, по-моему, я не видела ничего подобного.
– Каким было ощущение от 90-х?
– Я выросла в советские времена и тоже испытала на себе прессинг системы, связанный с моим браком и выездом за границу. Меня три года не выпускали, считали нецелесообразным. Это было необъяснимо. Эти тяготы и переживания родителей за меня я ощутила на себе и счастлива была, что такие свободы появились. Появление Горбачева и его манера общаться с народом неказенными фразами, с человеческим лицом, с человеческими интонациями. Думаю, что та любовь, которую он получил от народа, она была абсолютно искренней. Конечно, нет идеальных правителей или президентов, но шаг к человечной власти сделал он и сделал Ельцин. Я не разбираюсь в их конфликте. Есть сторонники одного, есть другого. Я верю Олегу Николаевичу Ефремову, его человеческому выбору, он дружил с Горбачевым. И я верю Борису Немцову, который уважал, ценил, был близко знаком с Борисом Николаевичем. Каждый человек во власти совершает ошибки. Считаю, что это наши два гиганта.
– Андрей, каким был ваш опыт проживания 90-х?
Андрей: Америки не открою, если скажу, что в 90-е было полное безденежье. Мне запомнилось, как я иду в районе метро «Пушкинская», у перехода стоят люди и кричат друг на друга, каждый доказывает свою точку зрения. Сегодня любые передачи на политическую тему вызывают у нас серьезные эмоции. Я дистанцируюсь от того, где много эмоций и повышенных тонов. Потому что у меня эмоциональная профессия, я в этом не участвую.
– Таким образом, в вас срабатывает инстинкт самосохранения?
Андрей: Я не хочу ввязываться в эти истории, иначе пойдет раскрут, я начну принимать чью-то точку зрения. Чтобы выжить, я закрываю для себя эту зону.
– Творчески эти годы не были для вас провалом?
– В театре все закончилось, работы стало меньше. Я еще где-то снимался в свободное от театра время. В 97-м я ушел из театра.
– Вы – человек читающий. Помните то время, когда в свободной продаже вдруг появились запрещенные книги или те, которые раньше невозможно было достать?
– Да, книги появились, но это отдельный философский разговор: что есть книги, что есть писатели, как они понимают, в какой форме доносят, или они доносят только свои проблемы в более или менее художественной форме. У меня скептический подход к литературе и писателям.
– Расскажите, в чем вы сейчас заняты? Где мы сможем вас видеть, слышать? Пишете ли новые книги?
Елена: Собираю сейчас книгу. Это не цельная повесть или роман – разные, отдельные истории. Надеюсь, она будет легкая. Я пишу, но не считаю себя писателем; стою в самом конце очереди к званиям. Но мне нравится писать, выражать свои мысли, особенно, когда что-то меня очень волнует. Сегодня вечером буду обязательно читать. Мы заняты на съемках, в сериалах. Есть спектакль «Две стрелы в спину» по пьесе Володина, который против всех законов существует, мы прокатываем его раз в полгода с актерами театральной студии «Белый шар». Андрей написал пьесу для нас двоих «Доброе утро, любимая!», сам ее поставил. Кроме нас там были задействованы актеры Александр Песков, Наталья Селиверстова. Комедия-фарс, ее принимали хорошо. Девочка, дочь актера Толи Грачева, которая у нас играла, выросла, поступила в институт. Сейчас мы ее уже не играем.
– Андрей, расскажите о своих проектах?
– Последняя работа – у Владимира Котта в сериале «Заступники». Я там играю прокурора. Строить планы, как это делают некоторые актеры, не люблю. Уже на первом курсе нам объясняли, что актер – это профессия зависимая. Роли распределяют режиссеры и худсовет. А когда у тебя появляется опыт, и ты мог бы сыграть, оказывается, что какие-то роли ты уже перерос. Не состоялось, мечта похоронена, и настроения это не поднимает. Естественно, при таком раскладе надо делать хорошо те роли, которые дают. Мечты могут разрушить тебя. Ведь человек мечтает не о том, что ему подходит и где он может быть хорош. Он хочет видеть себя таким, каким он сам себе нравится, каким бы он хотел представить себя зрителю. А это может совершенно не соответствовать ни его внутренним качествам, ни темпераменту, ни внешности. А у человека возникает такая иллюзорная амбиция, такой фантом он хочет создать, зафиксировать на экране и потом ему подражать. Зачастую так и происходит. И когда спрашивают у артиста «Какая роль ваша любимая?», он назовет ту, где он себе нравится. Или сама роль может быть «на четверку», но в нее было вложено столько сил за кадром, тяжелые условия на съемках, снимали в степи или в пустыне, мучила жажда, не досыпали, не доедали – вот эту картину он точно назовет, а не ту, что имела успех у зрителей. Это так индивидуально и подкреплено собственными размышлениями и чувствами, которые к результату могут не иметь никакого отношения. Я попадаю в эту же категорию, назову картину по этому же принципу: где было вложено много сил.
– Назовите картину, и посмотрим, совпадет или нет.
Андрей: «Сашка». Конечно, «Сашка». Тяжелые условия, я уже отвык от цивилизации, ужасающая гостиница, пылюга, не помыться. Ее и называю. И сам попадаю в эту категорию оценки.
Елена: Посмотрите «Беспредел». Я не люблю тяжелые криминальные драмы, тем более, если место действия – зона. И там в массовке снимались настоящие заключенные. Это очень умная картина. Там Гармаш, там Дуров замечательный, он везде замечательный, но там он играет такого подлеца!
– Когда люди состоялись в профессии, подвели какие-то первые итоги, они вдруг обращаются к своим детским нереализованным мечтам.
Елена: Андрей мечтал быть летчиком. Расскажи, почему?
Андрей: Это было в четвертом классе. Я написал сочинение о том, что хочу быть летчиком, потому что оттуда хорошо обозревать просторы, любоваться пейзажами, а, прыгая с парашюта, дышать свежим воздухом.
– Осуществили мечту?
Андрей: Да, сыграл летчика в фильме («Не отрекаются любя» – ред.) с Александром Домогаровым, и, кстати, мы оба имитировали прыжок с парашютом.
– Чем вы живете? Есть что-то, что вы освоили недавно? Может быть, получили какой-то интересный опыт?
Елена: Андрей ушел от телевизора, перестал его смотреть, но завис в Youtube.
Время очень неспокойное. Много переживаний за людей, которые мне дороги, которых я ценю, в частности, за Кирилла Серебренникова. На днях узнала, что его фильм «Лето» попал на фестиваль в Канны, в его основную программу. У меня там маленькая роль, но хорошая. Недавно меня пригласили в Сахаровский центр почитать стихи к открытию в Москве музея Андрея Вознесенского. Буду читать стихи на камеру, а там потом их будут транслировать на большой экран. Готовясь к выступлению в Ельцин Центре, стала собирать свои записи и вдруг поняла, что хочу делать программу только из своего. Не читать чужие произведения, а осмелиться читать только свое. Накопить, собрать, но только свое. Я себя поймала на мысли, что-то меня раздражает, не люблю повторять одно и то же, хочется разнообразия. Хочется, чтобы это было интересно, и чтобы чувствовать, что оно живое. Я поняла, что надо менять программу и насыщать ее своим, не претендуя ни на что. Человек больше раскрывается, когда говорит о своем, личном. Андрей сегодня вечером тоже будет читать свое.
Зрители тепло приняли любимых актеров. Кроме того, Елена и Андрей успели посетить в Ельцин Центре книжный магазин «Пиотровский», ресторан домашней кухни «БарБорис» и SPA-салон T.Y.ШЬ.