В кино-конференц-зале Ельцин Центра 12 марта прошли первые дебаты новой серии мероприятий «Вопрос спорный», которые были посвящены теме счастья.
Вопрос, что это — жизненный ориентир или вредная иллюзия — обсуждали доктор психологических наук, профессор Высшей школы экономики Дмитрий Леонтьев и философ, профессор Школы перспективных исследований ТюмГУ Жюли Реше. Модерировала встречу Оксана Маклакова, главный редактор екатеринбургского городского портала Е1.ru.
В дебатах активно принимала участие и публика — посетители кино-конференц-зала могли задать вопросы, высказаться по теме и даже проголосовать в поддержку одного из двух предложенных тезисов. Голосование проходило дважды: перед выступлениями гостей и по их окончании. Предсказуемо, оба раза победил вариант «жизненный ориентир» — его поддержали две трети собравшихся. Впрочем, Жюли Реше, защищавшей тезис о счастье как вредной иллюзии, удалось за время дебатов отыграть один процент голосов.
Будучи философом, Жюли Реше построила защиту своего тезиса на трудах предшественников — в частности, философов Франкфуртской школы, возникшей на стыке марксизма и фрейдизма.
«Философы Франкфуртской школы говорят, что невозможно быть счастливым, пока несправедливо устроено общество. Теодор Адорно и вовсе называл психотерапевтов мошенниками — проповедуя счастье, они ведут истребление: способствуя сосредоточению индивида на себе, они приспосабливают его к несправедливому обществу, отвлекают его от критического мышления».
Жюли Реше отметила, что так называемое «позитивное мышление» стало мейнстримом психологии, в то время сам Зигмунд Фрейд называл подобную гуманистическую психологию предательством психоанализа, поскольку психоанализ — это философия, а не практика улучшения жизни конкретного индивида.
Видеозапись дебатов "Вопрос спорный"
Видео: Президентский центр Б.Н. Ельцина// Телеканал "Дождь"
По словам Жюли Реше, из-за подобной «позитивной» установки многим людям стал свойственен определённый «баг» (ошибка в программе) мышления — невозможность выйти за пределы ориентации на счастье. Более того, произошла стигматизация таких нормальных человеческих эмоций как грусть — людям неприятно, когда они несчастны.
— Репрессивная психология счастья, которая постулирует что морально, а что нет, получила очень широкое распространение. Её ориентир — позитивный человек. Нельзя быть негативным, это считается аморальным. Если у кого-то депрессия, мы считаем, что-то с этим человеком не так, если у женщины истерика — её надо успокоить, если тебе грустно — ты должен взять себя в руки и пить антидепрессанты. Откуда-то возникло представление, что мы должны стремиться к счастью. Между тем, страдать — это нормально, жизнь может быть и травматичной тоже, и сложно нормализировать, когда можно страдать, а когда нет.
Жюли назвала себя сторонницей депрессивного реализма: «Когда мы счастливы, мы вынуждены сузить перспективу восприятия. В негативном состоянии мы ближе к реальности».
Оппонируя госпоже Реше, Дмитрий Леонтьев отметил, что позитивная психология ни на что людей не ориентирует, она исследует всё, что связано с позитивными аспектами жизни, включая счастье. Более того, позитивные психологи сами страдают от того, что их отождествляют с некими персонажами с белоснежной улыбкой, продающими «личностный рост».
— Что такое счастье? Это эмоциональное состояние, выражающее совпадение желаемого с действительным. Оно недолговечно, и более того, с эволюционной точки зрения негативные эмоции даже важнее. Страдание есть форма обратной связи — об этом лучше всего написал Лев Толстой в эссе «О жизни». Если нам угрожает хищник — надо спасаться, если засуха — надо двигаться в сторону воды. Надо что-то делать. А счастье — это сигнал внутреннего навигатора: всё, приехали, не надо ничего делать. Счастье фиксирует пассивность. Желание выполнено, прибыли куда хотели, обнуляется мотивация. Счастье может быть разным, в зависимости от качества наших желаний. Как писал Эрих Фромм, начавший свою деятельность в рамках Франкфуртской школы, а потом выросший далеко за её пределы, удовлетворение потребности в насыщении даёт одни переживания, а творчество или любовь — другие.
Когда позитивная психология стала изучать стереотипы, связанные со счастьем, отметил учёный, было опровергнуто убеждение, что счастье отрицательно связано с интеллектом («дураки счастливее»). Оказывается, счастье и интеллект не коррелируют никак (и позитивно тоже). Также было установлено, что эгоцентрики более несчастны, чем те, у кого хватает ресурсов делать что-то и для других. А люди, которые сравнивают себя с другими, несчастнее тех, кто этого не делает.
Вопрос о связи счастья с религией является запутанным. По словам Дмитрия Леонтьева, в 80-е были эмпирически установлены два вида религиозности — внутренний и внешний.
Выяснилось, что люди, которые живут в полном соответствии с предписаниями своей религии («внутренняя религиозность»), более счастливы, чем неверующие. А «внешние» верующие — например, те, кто только называет себя православными, но не знает Писания, — несчастнее неверующих. Учёный также высоко оценил взгляды на счастье Далай-ламы XIV Тензина Гьяцо, главы тибетских буддистов — «он один из умнейших людей, ныне живущих».
По словам Дмитрия Леонтьева, европейское счастье отличается от российского: если в Европе человек счастлив «потому что», в России он счастлив «вопреки»:
— Центральной проблемой психологии является не проблема счастья, а проблема смысла. В этой связи одна из самых важных проблем в сознании россиян — это низкая ценность жизни, как своей, так и жизни окружающих. Отсюда и насилие, и несчастные случаи, и нездоровый образ жизни. У нас низко ценится жизнь, людям плевать, что они пьют и едят, нет большой разницы между жизнь и не-жизнью. На то есть масса причин, которые действуют не одно столетие.
По словам психолога, исследования показывают, что новые поколения россиян более высоко ценят жизнь, и отметил в связи с этим, что смысл существования позитивной психологии — обращать внимание на ценность жизни. «Моя миссия — это работать в данном направлении. И я буду счастлив, если смогу внести вклад», — сказал он.
Дмитрий Леонтьев и Жюли Реше также прочли в Ельцин Центре открытые лекции. Их видеозаписи уже можно посмотреть.