Счастье: жизненный ориентир или вредная иллюзия?

26 марта 2020 г.Михаил Лузин
Счастье: жизненный ориентир или вредная иллюзия?

В кино-конференц-зале Ельцин Центра 12 марта прошли первые дебаты новой серии мероприятий «Вопрос спорный», которые были посвящены теме счастья.

Вопрос, что это жизненный ориентир или вредная иллюзия обсуждали доктор психологических наук, профессор Высшей школы экономики Дмитрий Леонтьев и философ, профессор Школы перспективных исследований ТюмГУ Жюли Реше. Модерировала встречу Оксана Маклакова, главный редактор екатеринбургского городского портала Е1.ru.

В дебатах активно принимала участие и публика посетители кино-конференц-зала могли задать вопросы, высказаться по теме и даже проголосовать в поддержку одного из двух предложенных тезисов. Голосование проходило дважды: перед выступлениями гостей и по их окончании. Предсказуемо, оба раза победил вариант «жизненный ориентир» — его поддержали две трети собравшихся. Впрочем, Жюли Реше, защищавшей тезис о счастье как вредной иллюзии, удалось за время дебатов отыграть один процент голосов.

Будучи философом, Жюли Реше построила защиту своего тезиса на трудах предшественников — в частности, философов Франкфуртской школы, возникшей на стыке марксизма и фрейдизма.

«Философы Франкфуртской школы говорят, что невозможно быть счастливым, пока несправедливо устроено общество. Теодор Адорно и вовсе называл психотерапевтов мошенниками проповедуя счастье, они ведут истребление: способствуя сосредоточению индивида на себе, они приспосабливают его к несправедливому обществу, отвлекают его от критического мышления».

Жюли Реше отметила, что так называемое «позитивное мышление» стало мейнстримом психологии, в то время сам Зигмунд Фрейд называл подобную гуманистическую психологию предательством психоанализа, поскольку психоанализ это философия, а не практика улучшения жизни конкретного индивида.

Видеозапись дебатов "Вопрос спорный"

Видео: Президентский центр Б.Н. Ельцина// Телеканал "Дождь"

По словам Жюли Реше, из-за подобной «позитивной» установки многим людям стал свойственен определённый «баг» (ошибка в программе) мышления невозможность выйти за пределы ориентации на счастье. Более того, произошла стигматизация таких нормальных человеческих эмоций как грусть людям неприятно, когда они несчастны.

Репрессивная психология счастья, которая постулирует что морально, а что нет, получила очень широкое распространение. Её ориентир — позитивный человек. Нельзя быть негативным, это считается аморальным. Если у кого-то депрессия, мы считаем, что-то с этим человеком не так, если у женщины истерика — её надо успокоить, если тебе грустно ты должен взять себя в руки и пить антидепрессанты. Откуда-то возникло представление, что мы должны стремиться к счастью. Между тем, страдать — это нормально, жизнь может быть и травматичной тоже, и сложно нормализировать, когда можно страдать, а когда нет.

Жюли назвала себя сторонницей депрессивного реализма: «Когда мы счастливы, мы вынуждены сузить перспективу восприятия. В негативном состоянии мы ближе к реальности».

Оппонируя госпоже Реше, Дмитрий Леонтьев отметил, что позитивная психология ни на что людей не ориентирует, она исследует всё, что связано с позитивными аспектами жизни, включая счастье. Более того, позитивные психологи сами страдают от того, что их отождествляют с некими персонажами с белоснежной улыбкой, продающими «личностный рост».

Что такое счастье? Это эмоциональное состояние, выражающее совпадение желаемого с действительным. Оно недолговечно, и более того, с эволюционной точки зрения негативные эмоции даже важнее. Страдание есть форма обратной связи об этом лучше всего написал Лев Толстой в эссе «О жизни». Если нам угрожает хищник — надо спасаться, если засуха — надо двигаться в сторону воды. Надо что-то делать. А счастье это сигнал внутреннего навигатора: всё, приехали, не надо ничего делать. Счастье фиксирует пассивность. Желание выполнено, прибыли куда хотели, обнуляется мотивация. Счастье может быть разным, в зависимости от качества наших желаний. Как писал Эрих Фромм, начавший свою деятельность в рамках Франкфуртской школы, а потом выросший далеко за её пределы, удовлетворение потребности в насыщении даёт одни переживания, а творчество или любовь — другие.

Когда позитивная психология стала изучать стереотипы, связанные со счастьем, отметил учёный, было опровергнуто убеждение, что счастье отрицательно связано с интеллектом («дураки счастливее»). Оказывается, счастье и интеллект не коррелируют никак (и позитивно тоже). Также было установлено, что эгоцентрики более несчастны, чем те, у кого хватает ресурсов делать что-то и для других. А люди, которые сравнивают себя с другими, несчастнее тех, кто этого не делает.

Вопрос о связи счастья с религией является запутанным. По словам Дмитрия Леонтьева, в 80-е были эмпирически установлены два вида религиозности внутренний и внешний.

Выяснилось, что люди, которые живут в полном соответствии с предписаниями своей религии («внутренняя религиозность»), более счастливы, чем неверующие. А «внешние» верующие например, те, кто только называет себя православными, но не знает Писания, — несчастнее неверующих. Учёный также высоко оценил взгляды на счастье Далай-ламы XIV Тензина Гьяцо, главы тибетских буддистов — «он один из умнейших людей, ныне живущих».

По словам Дмитрия Леонтьева, европейское счастье отличается от российского: если в Европе человек счастлив «потому что», в России он счастлив «вопреки»:

— Центральной проблемой психологии является не проблема счастья, а проблема смысла. В этой связи одна из самых важных проблем в сознании россиян — это низкая ценность жизни, как своей, так и жизни окружающих. Отсюда и насилие, и несчастные случаи, и нездоровый образ жизни. У нас низко ценится жизнь, людям плевать, что они пьют и едят, нет большой разницы между жизнь и не-жизнью. На то есть масса причин, которые действуют не одно столетие.

По словам психолога, исследования показывают, что новые поколения россиян более высоко ценят жизнь, и отметил в связи с этим, что смысл существования позитивной психологии обращать внимание на ценность жизни. «Моя миссия — это работать в данном направлении. И я буду счастлив, если смогу внести вклад», — сказал он.

Дмитрий Леонтьев и Жюли Реше также прочли в Ельцин Центре открытые лекции. Их видеозаписи уже можно посмотреть.

Другие новости

Лекция

Как XX век стал временем антиутопий

Как XX век стал временем антиутопий
Антиутопию нередко называют «антижанром», имея в виду, что она рождается, когда в классическую утопию проникает романное начало — историческое время и герой-личность, доказывающий уникальность и значи…
15 марта 2024 г.
Выставка

«Ткань времени»: соткано из воспоминаний

«Ткань времени»: соткано из воспоминаний
Лаборатория для людей старшего поколения 55+ под руководством Софьи Содерберг и Евгения Кутергина завершилась выставкой «Ткань времени», которая открылась 28 февраля в Образовательном центре. Картины …
14 марта 2024 г.
Лекция

Театр застоя: от «Заседания парткома» до Гамлета Высоцкого

Театр застоя: от «Заседания парткома» до Гамлета Высоцкого
В жизни театра эпохи застоя происходили те же процессы, что в поэзии, философии или религиозной сфере. Ставили свои лучшие спектакли Юрий Любимов и Олег Ефремов, Георгий Товстоногов и Анатолий Эфрос;…
10 марта 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.