Выставка «Самиздат для Высоцкого» известного художника Михаила Златковского открылась в среду 23 июля практически синхронно в двух местах: в Ельцин Центре в Екатеринбурге и в его московском филиале, который находится на улице Малая Никитская.
Сам автор называет эти работы «многолетней серией плакатов не для печати», и создавались они специально для Владимира Высоцкого с середины 70-х. «Публичной биографии у этих работ не было» – это снова Михаил Златковский. В экспозиции представлено более двух десятков работ. Выставка приурочена к 45-летию ухода из жизни великого поэта, это случилось 25 июля 1980 года.
Владимир Высоцкий – поэт огромного таланта, исполнитель своих песен и великолепный актёр – был любим страной и её народом, но власть его не жаловала, официального признания при жизни он не получил, так же как и не смог выпустить ни одного поэтического сборника. Даже с афишами концертов были проблемы. Поэт очень остро это переживал.
Плакаты для Высоцкого занимают отдельное место в обширном и разнообразном творчестве Михаила Злаковского, одного из самых известных отечественных карикатуристов (на слове «карикатура» спотыкаются все, кто пишет об этом ярком художнике), мастера философского рисунка, иллюстратора. Златковский очень хотел познакомиться с Высоцким, показать свои «картоны», бывал на его концертах, но никак не получалось. «Бард всея Руси» после концертов стремительно исчезал. «По маминому телефону редкие «ту-ту» и всегдашнее «не знаю, когда будет», – из воспоминаний самого Златковского. Когда Михаил Михайлович узнал о переезде Высоцкого на Малую Грузинскую, то сразу же туда и «заявился». Первая попытка оказалась удачной. Они познакомились и дружили до смерти поэта. Зримое свидетельство этой дружбы – серия философских плакатов, созданных в одном экземпляре и категорически не похожих на всё остальное из этого жанра. Изображенное на плакатах не даёт ответов, а задаёт вопросы. Как определить этот жанр? Об этом удалось спросить напрямую Михаила Михайловича. Задумавшись на пару-тройку секунд, он чётко ответил – метафорический реализм.
Столица Урала
Сначала – про открытие в Екатеринбурге. Хоть оба вернисажа и открылись в один день, в одно время, но в столице Урала другой часовой пояс – на два часа раньше. Выставку в Екатеринбурге открыла директор Музея Бориса Ельцина Анна Бородулина. Она поблагодарила всех, кто пришёл на открытие.
– Когда мы отбирали работы для выставки, то решили, что это такое художественное «эссе на заданную тему». Нам с вами, прикасаясь к личности, к творчеству больших людей приходится себя менять, дотягиваться до их уровня. И, конечно, не каждый может свои чувства, свою рефлексию выразить так, как это делал Михаил Златковский. Здесь нет прямых отсылок к текстам. Это, действительно, эмоции, ощущения, атмосфера. Это квинтэссенция философии на грани творчества самого художника и его героя, человека, которому были адресованы его плакаты. Я уверена, что каждый найдёт в этих изображениях что-то своё. В этом ценность большого искусства. Кто-то узнает тексты. Кто-то – реальные истории из жизни поэта. А может и нереальные, потому что фантазия мастера в этих работах проявилась в полной мере. Для нас большая честь приветствовать не только вас, но и наших коллег из Музея Высоцкого.
Анна пригласила к микрофону Андрея Гавриловского, создателя частного Музея Высоцкого в Екатеринбурге и владельца небоскрёба «Высоцкий», в котором этот музей находится. Андрей Николаевич рассказал о своём знакомстве с художником.
– Когда-то Михаил Златковский рассказывал мне историю их отношений с Высоцким. Высоцкий принимал каждый плакат. О каждом они говорили по несколько часов. Однажды он позвонил Высоцкому, чтобы показать очередной плакат. Тот сказал, что ждёт его, но угостить не сможет, потому что холодильник пуст. Златковский приехал с супом. Заглянул в холодильник, а там действительно ничего нет. Кроме нескольких банок чёрной икры. Это удивительно, но на его концерты люди приходили не с пустыми руками. Каждому хотелось его поддержать, накормить. Отрывали от себя и делали это абсолютно искренне. Что касается работ Михаила Златковского, то на них можно смотреть часами. Они многослойны, и каждому откроется что-то своё.
Собравшихся поздравила с открытием директор Музея Владимира Высоцкого Мария Головина.
– Я рада, что вы не забываете Высоцкого. Жаль, что сам Михаил Златковский не прилетел на открытие, но он прислал письмо, которое попросил меня зачитать.
«Ровно пятьдесят лет назад был сделан первый плакат для Высоцкого. Потом ещё десятки картонов. Только для него. Иногда он устраивал приватные выставки коллекции в доме на Малой Грузинской для друзей и знакомых. Но в мыслях никогда не было выставлять их в галереях, разве что в январе 1981 года к спектаклю памяти Высоцкого двенадцать плакатов были тайно пронесены и вывешены в фойе театра, но не провисели и часа. И вот настоящий сюрприз для меня: выставка полной коллекции в Екатеринбурге и Москве. Высоцкий создал вербальный образ мира, в котором мы жили, а я дополнил его визуально своими работами. В них нет точного соответствия песням и балладам, а есть графическая интерпретация драматизма и трагедии творческой личности Владимира Высоцкого. Огромное спасибо организаторам. Такой неожиданности стоило ждать пятьдесят лет. Ваш Михаил Златковский».
– Выставка, действительно, замечательная, – продолжила Мария Головина. – Эти работы можно рассматривать бесконечно, сопоставлять их с песнями и стихами. Это яркие, актуальные работы, они и сегодня как будто сделаны на злобу дня, хотя написаны были в советское время, ещё до перестройки.
Под занавес открытия директор Музея Бориса Ельцина Анна Бородулина пригласила всех присутствующих на экскурсию из цикла «Люди в обстоятельствах», посвящённую Владимиру Высоцкому, которая состоится 1 августа в 18.30.
Столица страны
Выставку в московском филиале Ельцин Центра открывала первый заместитель исполнительного директора Центра Людмила Телень: «Меня часто спрашивают, по каким критериям отбираются персоны и произведения, которые появляются в Ельцин Центре. Ответ очень простой. Первое – это профессионализм, второе – интеллектуальный уровень, третье – умение небанально выражать свои мысли, четвёртое – верность гуманитарным, общечеловеческим ценностям. Но когда к этому добавляется еще и самоирония, которая очень важная вещь в любом творчестве, – то это Михаил Златковский».
Затем к собравшимся обратился сам виновник торжества: «Именно в июле 2025 года исполняется 50 лет с того дня, когда я сделал первый плакат для Владимира Семёновича. И я, конечно, даже не думал, что когда-ниюудь сделаю из этих плакатов выставку. Действительно, в России надо жить долго». И ещё мастер добавил, что с созданием Музея Высоцкого (это уже московский музей) он передал туда все оригиналы плакатов, которые у него были.
Затем был небольшой перформанс с участием выпускников Школы-студии МХАТ – Василия Боброва и Артёма Ляшенко, поставленный режиссёром Владимиром Киммельманом. Молодые актёры исполняли под гитару песни Высоцкого, которые шли вперебивку с воспоминаниями Михаила Златковского.
У Высоцкого много песен – на разрыв аорты, и представление началось именно с такой, в которой звучит известное всем – «Парус! Порвали парус! / Каюсь! Каюсь! Каюсь!» Интересно, что песня называется «Парус. Песня беспокойства».
И ещё прозвучали невероятно интересные истории из воспоминаний Михаила Златковского. Вот две.
«Когда его не стало, все плакаты вернулись ко мне. Но не залежались. Уже в январе должна была быть премьера спектакля «Высоцкий» на Таганке. Мы с другом, переодевшись монтёрами, пробрались в театр и в фойе прибили все плакаты к стенке. Провисели они чуть больше часа, потому что директор театра Дупак стал орать: «Кто разрешил?! Кто повесил?!». При нашем молчании плакаты сорвали, и они года два были в кабинете Любимова, который показывал их посетителям при случае».
«В 1990 году позвонил его отец, Семён Владимирович, с таким примерно текстом: «Я собираюсь издать двухтомник Володи. Мне все его друзья советовали включить в издание твои плакаты. Давай, дуй ко мне, показывай». Приехал, показал рисунки, слайды. Реакция негативная: «Не, я, во-первых, ничего не понимаю в этих рисунках. Чушь какая-то сплошная, отсебятина. Во-вторых, это насколько же дороже будет издание? Не, не пойдет.
А через неделю снова звонок: «Я всё так же не согласен, но друзья мои прям взбеленились, давай да давай. Ладно, рискнём. Привози в издательство». Так вышли два тома Владимира Высоцкого с почти случайно попавшими туда вкладками плакатов и рисунками. Еще и дизайн обложек сделал».
Михаил Михайлович Златковский – человек с невероятными поворотами в судьбе. Отец – военный учёный, доктор наук, поэтому неудивительно, что Михаил поступил в МИФИ. Закончил, стал физиком-ядерщиком, трудился над диссертацией. Но через пять лет бросил всё и ушёл в никуда, стал свободным художником. Разумеется, всё время рисовал: и до, и после, и во время. Зарабатывал на жизнь по-разному. Занимался частным извозом, тренировал юных теннисистов, публиковался под чужими именами. В 1974–1982 годах Михаил Златковский стал художественным редактором журнала «Химия и жизнь». Старшее поколение помнит, какой это был замечательный журнал. И какие там были незаурядные иллюстрации: острые, живые, ироничные. Остроты и смелости Михаилу Михайловичу не занимать: позже он первым в СССР начал рисовать карикатуры на Михаила Горбачёва.
В 90-е годы Златковский работал главным художником в «Московских новостях», «Литературной газете», «Новых известиях». Основал Союз карикатуристов России.
Златковский обладатель 375 профессиональных международных наград и премий в области карикатуры, книжной графики и плаката.
Перечислить, на каких и скольких международных конкурсах карикатуры он был президентом или членом жюри, физически невозможно: это число перевалило за сотню!
На вернисаже, который проходил при полном аншлаге, гости из самой усадьбы выплеснулись во двор с мраморными статуями Париса и Елены, Михаил Михайлович был нарасхват. Все хотели поздравить, сказать тёплые слова, телевизионщики стояли в очередь, чтобы взять у него интервью; фотографы, что профессионалы, что любители, снимали без остановки. И для сайта Ельцин Центра Михаил Михайлович уделил несколько минут.
Лучшим периодом в своей жизни Михаил Михайлович считает десятилетие 1971–1981 – время журнала «Химия и жизнь». Конечно же, интересны художественные предпочтения мастера. Златковский выделяет Альбрехта Дюрера и Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого). По рейтингу Златковского из отечественных художников в числе лучших – Мстислав Добужинский, русско-литовский художник, участник объединения «Мир искусства»; Иван Билибин; Валентин Серов, портрет Николая Второго его кисти Златковский считает бесспорным шедевром. В числе художников, близких по духу, по взгляду на мир, Михаил Михайлович назвал Ролана Топора – французского художника, карикатуриста и писателя-сюрреалиста; и польского художника, родившегося в Тарту ещё до революции, Бронислава Войцеха Линке. Среди отечественных коллег по карикатуристическому цеху Златковский первым поставил художника Сергея Тюнина.
Выставка «Самиздат для Высоцкого» в Филиале Ельцин Центра в Москве, по адресу ул. Малая Никитская, дом 12, стр. 1, продлится до 31 августа 2025 г. Центральный вход, 1 этаж, выставочные залы. Время работы 12.00–20.00. Вход свободный. 18+
Выставка в Екатеринбурге разместилась в Круглом зале Ельцин Центра, на 3 этаже, с 10.00 до 22.00. Она также продлится до 31 августа. Вход свободный. 6+

