В Ельцин Центре 14 мая открылась выставка «Сады Рейшера», посвящённая знаменитому уральскому зодчему.
Партнерами выставки выступили Музей архитектуры и дизайна УрГАХУ, МБУ «Дендрологический парк-выставка» в Екатеринбурге, проект «Территория авангарда», Благотворительный фонд Владимира Потанина и Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина.
Моисей Рейшер, 120-летие которого отметили в январе нынешнего года, внёс огромный вклад в формирование архитектурного облика Свердловска-Екатеринбурга. Он прибыл на Урал в 1927 году для участия в проектировании завода тяжелого машиностроения. В составе группы молодых архитекторов Рейшер спроектировал не только основные цеха Уралмаша, но и жилые кварталы города-солнца. Его архитектурному гению принадлежит строительство легендарной Белой башни, которую называют «Джокондой конструктивизма». Она ещё в 90-е стала символом города.
Моисей Рейшер спроектировал более ста уникальных архитектурных объектов на Урале. По его проектам в 1930–1950-е годы были возведены знаковые для города здания, памятники и целые городские кварталы: гостиничный комплекс «Большой Урал», коттеджи для сотрудников консерватории, Дендропарк на улице Первомайской, монументы героям Великой Отечественной войны на Широкореченском кладбище и заводской площади Уралмаша. Также он осуществлял авторский надзор над реконструкцией здания Горсовета с его знаменитыми скульптурами и башней с часами.
На выставке представлены фотографии, книги, акварели Моисея Рейшера из семейного архива, фотографии и чертежи из фонда Музея архитектуры и дизайна УрГАХУ и архива МБУ «Дендрологический парк-выставка» в Екатеринбурге, произведения Кати Рейшер — правнучки архитектора, фотографии Славы Солдатова, Екатерины Светловой и Анастасии Крохалевой.
Выставку открыла руководитель экспозиционно-выставочного отдела музея, куратор проекта Марина Соколовская. Она особенно выделила проект Дендрологического парка-выставки на Первомайской улице:
— Мы задались вопросом: что это значит — спроектировать дендрологический парк? Как проектирование парка может пересекаться с личным увлечением садоводством? Все эти истории мы хотели показать в нашей экспозиции. Они не только про прошлое города, но и про его настоящее. Здесь соединились и наши собственные увлечения пейзажем, ландшафтом, садоводством, собственное желание жить не в многоэтажных строениях, а в частных малоэтажных домах и собственная любовь к природе. Выставку дополняет публичная программа лекций и экскурсий. Мы хотим начать разговор о том, что значит природа для города, как простые прогулки по парку помогают нам жить в современном городе.
Директор Музея Бориса Ельцина Олег Лутохин поблагодарил присутствующих за то, что в тёплый субботний вечер, они нашли время, чтобы посетить открытие выставки:
— Моя коллега справедливо отметила, что выставка — это разговор не только о прошлом и настоящем, но и о будущем в той мере, в какой оно относится к памяти. Память о прошлом мы сохраняем в настоящем, но точно так же мы думаем, какой она будет завтра. Повод для выставки мемориальный — 120 лет со дня рождения Моисея Вениаминовича Рейшера, без преувеличения очень значимой фигуры для Свердловска-Екатеринбурга, для Урала и всей страны.
Почему я говорю про память? Потому, что в подготовке выставки участвовала его семья: внучка Татьяна Борисовна Казачинская и правнучка Катя Рейшер. Я убеждён, что случайностей не бывает. Ельцин Центр сам по себе — центр семейный. Музей Бориса Ельцина — во всех смыслах музей семейный. В работе нашего центра принимает участие семья Бориса Николаевича, его наследники. И совершенно естественно, что подобный семейный проект был представлен именно в Ельцин Центре. Это всё органично и правильно. Я спокоен за память, если есть семья».
Олег Лутохин передал слово внучке архитектора. Татьяна Казачинская поблагодарила Ельцин Центр, организаторов и гостей выставки за внимание к памяти её деда и интерес к его проектам:
— Для меня жизнь с дедом, воспоминания о нём — самые светлые моменты детства и юности, которые я провела с ним, рядом со столом, с которого сходили чертежи его проектов от идеи до окончательного воплощения. Более двадцати лет семья прожила в Щипановском переулке, совсем рядом с Ельцин Центром, — на том месте, где сегодня располагается Драмтеатр. Это был небольшой одноэтажный домик. Там и началось его увлечение огородничеством и цветоводством. Только в 1949 году ему позволили купить половину коттеджа в Пионерском посёлке, где он спроектировал несколько улиц.
Примечательно, что дома стояли на участках в десять соток и можно было претворять в жизнь все свои садоводческие желания. В то время Пионерский посёлок утопал в зелени. Дед просто «заболел» сиренью. Он рисовал акварели с сиренью. Подружился с московским селекционером Колесниковым, и у нас было множество сортов сирени. Дендрарию он посвятил двадцать лет своей жизни. Сначала проектировал его, воплотил свою идею с искусственным прудом. Задумывал ещё и остров, но его затопило, и он оказался под водой. Дед очень любил воду в ландшафте. Фонтаны на Плотинке — тоже его идея, он подарил её автору проекта. Когда я прохожу мимо, всегда вспоминаю его. Я выросла в садах Рейшера. Для меня это самое тёплое и родное место на Земле.
Руководитель отдела развития музея Людмила Старостова рассказала о публичной программе проекта:
— Я рада, что эта выставка позволила нам по-другому взглянуть на наше архитектурное наследие. Проект «Территория авангарда» нацелен на популяризацию конструктивистской архитектуры в нашем городе, и он, конечно, присоединился к нашей публичной программе, которая объединила в себе разные форматы — лекционный и экскурсионный. На лекциях мы рассмотрим, как разные растения участвуют в жизни города, как их отражает искусство. Экскурсии позволят подсветить взаимодействие природы и урбанизации и поднять вопрос: какую роль в этом играем мы и каким мы оставим город нашим детям.
На открытии выставки присутствовало много представителей архитектурного сообщества: архитекторы, ландшафтные дизайнеры, студенты и преподаватели Архитектурной академии.
Директор Музея архитектуры и дизайна УрГАХУ Елена Штубова поблагодарила Ельцин Центр за приглашение принять участие в столь значимом для города проекте:
— Для нас это тоже важная дата, и мы планируем на своей площадке показать фондовые материалы, оригинальные проекты архитектора Рейшера, графику, которая хранится у нас в музее. Моисей Вениаминович относится к той плеяде архитекторов, на творчестве которых мы можем проследить архитектурное развитие Свердловска-Екатеринбурга: как менялись стили, приоритеты, идеология и облик нашего города. Он приехал в город, когда здесь господствовал конструктивизм, и первые его крупные реализованные проекты были связаны с авангардной архитектурой. Но менялось время — менялась архитектура. Рейшер осуществлял авторский надзор и руководил проектом возведения башни на здании городской администрации, и это уже была совсем другая архитектура. Я рада, что выставка рассказывает об этом. Творчество Рейшера было столь широко и разнопланово, и это несомненно отразят выставки юбилейного года. Думаю, они принесут всем нам новые интересные открытия.
Торжественную часть завершила правнучка архитектора Катя Рейшер (она же выступила художником проекта «Сады Рейшера»):
— Мне приятно видеть на открытии так много людей, так много знакомых людей. Я не была знакома с моим прадедом, мы с ним разминулись во времени. Но я знаю его по его наследию и памяти моих родственников — мамы и дедушки. Я связана с ним чувственно, через его работы, через архивы, которые хранятся у нас дома, через дома на улицах, мимо которых я хожу. Мы познакомились таким образом. Работая над этой выставкой, я применяла такую же внутреннюю логику, хотела, чтобы зрители прошли этот чувственный путь знакомства с архитектором. Замечательно то, что в меньшей степени это архитектурная выставка и в большей степени выставка про увлечения, про природу. Мне кажется, что большое вдохновение и внутреннюю опору Моисей Вениаминович черпал из природы, наблюдений за ней, из его практики садоводства. Это та часть его личности, которую я и хотела показать.
В экспозиции выставки присутствует арт-объект «Теплица». Катя пригласила всех желающих посадить своё зёрнышко, чтобы потом, когда оно взойдёт, его можно было забрать домой, взрастить, и, возможно, таким образом приобщиться к садоводству.
Выставка «Сады Рейшера» продлится до 14 июня. Её можно посетить в любой день с 9 до 21 часа. Вход свободный.