Алексей Фёдорович Лосев — философ, доктор филологических наук, антиковед, переводчик, писатель. А ещё — тайный монах «в миру», который хранил приверженность вере, прожив большую часть жизни в атеистическом советском государстве. В сентябре этого года отмечается 130 лет со дня рождения этого выдающегося деятеля культуры.
В честь круглой даты в Ельцин Центре 25 сентября состоялась лекция о жизни и творческом наследии Алексея Лосева. Прочитал её Виктор Троицкий, старший научный сотрудник московской библиотеки-музея «Дом А.Ф. Лосева» и руководитель исследовательского семинара «Русская философия». Он уделил особое внимание рассказу о судьбе самой знаменитой книги автора, «Диалектика мифа» (1930), а также общей характеристике оригинальной лосевской философии.
Алексей Фёдорович Лосев родился 22 сентября 1893 года в Новочеркасске. Его отец происходил из казаков, мать — дочь священника из казачьего дворянского рода. По примеру деда Алексей Фёдорович впоследствии тайно принял монашество. В 1915 году Лосев окончил историко-филологический факультет Московского университета сразу по двум отделениям — философскому и классической филологии. Предметом его живого интереса была античность: кандидатская работа называлась «О мироощущении Эсхила».
В 1922 году советская власть выслала около 200 известных учёных за рубеж на «философских пароходах». Алексея Фёдоровича эта чаша обошла: он был ещё слишком молод и казался новой власти «птицей невысокого полёта». Но на этом агрессивном фоне знаток античности всё глубже уходил в русскую религиозную философию и духовную жизнь. В 1922 году Лосев женился на Валентине Михайловне Соколовой. Брак был церковным, венчал молодых священник, религиозный философ и поэт Павел Флоренский в Сергиевом Посаде. Годом позже Алексей Фёдорович стал профессором Московского университета. При этом он активно служил в столичном храме Воздвижения Креста Господня.
В 1929-м, в «год великого перелома», Алексей Лосев и его жена тайно постриглись в монахи от афонских старцев, приняв в монашестве имена Андроник и Афанасия. Из всего монашеского облачения Алексей-Андроник носил только монашескую скуфью на голове.
Резкий перелом в жизни философа произошёл после издания книги «Диалектика мифа», где он отвергал марксизм и диалектический материализм. В апреле 1930 года Лосев был арестован вместе с женой по сфабрикованному делу о церковно-христианской монархической организации «Истинно православная церковь». Философа приговорили к десяти годам лишения свободы, заключение он отбывал на строительстве Беломорско-Балтийского канала, где почти полностью потерял зрение. Благодаря ходатайству первой жены Горького Екатерины Пешковой, в 1933 году Алексей и Валентина были освобождены.
Виктор Троицкий перечислил ключевые темы, связанные с философией Алексея Лосева. Во-первых, это философия имени. Лосев занимался вопросами языка, речи и богословия. Его работа в этой области включала в себя анализ философских идей и теорий, связанных с именем и словом. Вслед за Флоренским Лосев стал сторонником имяславия: «Бог не есть имя, но Имя — Бог». В рамках исследования античной эстетики слова и символа он изучал философию Имени как «изначальной сущности» мира.
Во-вторых, это философская концепция числа: Лосев занимался вопросами математики и исследовал её диалектические богословские аспекты. Он считал, что число есть осуществление Первого начала, Первопринципа в бытии, и часто упоминал святую Троицу в контексте своих изысканий. В-третьих, Лосев исследовал феномены стиля и символа, а также был обобщителем и интерпретатором античных философских идей. Он стал автором «Истории античной эстетики» и переводов Аристотеля, Плотина, Секста Эмпирика, Прокла, редактором сочинений Платона.
Наконец, ключевой темой для Алексея Федоровича стала философия мифа. В своей фундаментальной работе «Диалектика мифа» он разделил мифы на относительные и абсолютные, а также исследовал их роль в человеческой жизни и культуре. Разрабатывая свою теорию, он активно взаимодействовал с современными ему философскими идеями: концепцией языка Людвига Витгенштейна, диалектикой мифа и взглядами Карла Густава Юнга на его происхождение, а также представлениями Клода Леви-Стросса о символах и семиотике.
Будучи глубоко религиозным человеком, Алексей Фёдорович критически относился к диалектическому материализму и историческому материализму. Он представлял свою философию как неоплатоническую диалектику, которая признавала наличие Бога. Именно за это его называли «русским Проклом» — в честь Прокла Диадоха, философа V века, руководителя Платоновской Академии, при котором неоплатонизм достиг своего последнего расцвета.
Лекция Виктора Троицкого о жизни и творческом наследии Алексея Лосева.
В условиях советской России философия и научные исследования подвергались цензуре и идеологическим ограничениям, что сильно ограничивало свободу выражения мыслей. Тем не менее, Алексею Лосеву удалось создать собственную оригинальную теорию, которая вдохновляла и современников, и нынешних исследователей. По мнению Виктора Троицкого, Лосев оставил значительный след в русской философской традиции и культуре, и его влияние на философию и культуру с течением времени будет только усиливаться.
В Москве по адресу Арбат, 33 работает библиотека-музей Алексея Лосева. Работой по сохранению творческого наследия философа руководит последняя спутница жизни профессора Аза Алибековна Тахо-Годи. В 2006 году во дворе библиотеки был открыт первый в России памятник Лосеву — бронзовый бюст на гранитном постаменте работы Василия Герасимова.
По словам Виктора Троицкого, дом-музей стал не только местом сохранения памяти о великом философе, но и центром философских исследований и культурных мероприятий, что является значимым вкладом в сохранение и развитие оригинальных идей Алексея Лосева.