25 июня в Ельцин Центре состоялся круглый стол «Партнерство и сотрудничество России и Евросоюза: 25 непростых лет. Что же дальше?»
В нём приняли участие Евгений Волк – директор Фонда Ельцина, Валерий Михайленко – профессор кафедры теории и истории международных отношений УрФУ, руководитель кафедры Жана Монне в Уральском гуманитарном институте и Фёдор Крашенинников – российский политолог публицист, автор Deutsche Welle.
Евгений Волк зачитал поздравительное приветствие Ельцин Центру от «Диалога Европа–Россия» и Вольфганга Шюсселя – бывшего федерального канцлера Австрийской Республики. В нем говорилось, что 25-я годовщина подписания Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве должна напомнить нам, что принципы и политические цели, заложенные в этом документе, сегодня заморожены, но рано или поздно вновь обретут действенность. Возобновленное экономическое сотрудничество укрепит политический диалог и сможет в конечном итоге привести к взаимопониманию между ЕС и Россией.
«От имени «Диалога Европа–Россия», – сказано в обращении – я хотел бы поздравить Ельцин Центр в связи с тем, что президент Ельцин в свое время принял мудрое решение заключить историческое соглашение с Евросоюзом. Этот прозорливый российский государственный деятель хорошо понимал, что Россия и ЕС являются частью одной и той же цивилизации и объединены общей судьбой».
Возвращаясь к истории вопроса, Евгений Волк напомнил, что соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией было подписано 24 июня 1994 года на греческом острове Корфу, куда прибыли политические лидеры 15 государств-участников и первый президент Российской Федерации Борис Ельцин. У Ельцина было ясное видение того, что Россия будет формироваться, демократизироваться и интегрироваться вместе с остальной Европой. Соглашение вступило в силу в 1997 году. Срок его действия был рассчитан на десять лет, но оставался в силе и после 2007 года.
Ведущий круглого стола Фёдор Крашенинников кратко осветил историю взаимоотношений России и Европы в рамках заключенного соглашения.
Вступление России в ЕС он назвал шагом большой моральной поддержки со стороны Европы лично Борису Ельцину, той России, которую он декларировал, и курсу, который пытался проводить. В 1994 году Россия была еще очень далека от высоких стандартов европейской демократии и соблюдения прав человека. Война в Чечне вызывала справедливую критику многих европейских политиков. Тем не менее, шаг был сделан, и это был большой аванс, выданный нашему государству народами Европы. За те годы, пока Россия декларировала свою приверженность европейским ценностям и желание участвовать в строительстве общего европейского дома, подчеркнул ведущий, реального сближения наших народов не произошло. Поэтому когда руководство России приняло решение свернуть сотрудничество с Европой в пользу отказа от ряда провозглашаемых лозунгов, оказалось, что союзников взаимодействия среди политической элиты у России нет. Как только изменилась политическая ситуация в верхах, все, кто ориентировался на власть, исчез из этого процесса. Удивительно, но именно сейчас структура Совета Европы оказалась гораздо ближе рядовым гражданам России, чем тогда, когда этот процесс стартовал. Теперь мы знаем, что существует Европейский суд по правам человека – это открытие, которое в 90-е годы было интересно только очень узкому кругу людей. Сегодня Страсбург оказался ближайшим местом, где гражданин России может найти справедливость. Только за это мы должны быть благодарны Борису Ельцину, что он начал этот процесс. Мы не должны слушать тех, кто говорит, что России не место в ЕС. Такие голоса есть в Восточной Европе, на Украине и в странах Прибалтики. Их обида понятна и не нова. Россия должна сохранить за собой возможность и право быть представленной в структурах Совета Европы, как шанс когда-нибудь вернуться и завершить тот важный процесс, который был начат четверть века назад.
Тема взаимоотношений государств Восточной Европы и постсоветского пространства продолжилась в докладе «Восточное партнерство ЕС и интересы России» Валерия Михайленко. Профессор назвал тему токсичной, требующей тщательного анализа и деликатного освещения. Он анонсировал книгу, которая готовится к изданию, и как раз будет посвящена европейскому регионоведению в ХХI веке.
Михайленко подчеркнул, что в 1991–1993 годах Ельцин предпринимал попытку вернуться к ялтинскому пониманию мира, договориться о разграничении сфер влияния. Но с 1994 года и по сей день это остается лишь попыткой. Сегодня много говорят о кризисе либерального миропорядка. Если проанализировать мировую прессу, то это кризис американского миропорядка, который в 90-е пытались выстроить как однополярный мир. В этом суть подхода к восточному партнерству, считает Михайленко. Речь не идет об антизападном мире, просто усиливаются региональные порядки. Он проанализировал историю отношений новых партнерств БРИКС и АСЕАН, которые успешно сотрудничают со сверхдержавами, но не допускают их господства на своей территории.
– Надо внимательно относиться к той политике, которую проводит Евросоюз, – отметил Михайленко. – В 2016 году были приняты стратегические решения, благодаря которым ЕС может использовать не только мягкую, но и военную силу. Он постепенно наращивает свой военный потенциал. Но надо согласиться, что ЕС эффективно сотрудничает с регионами. И здесь политика добрососедства, которая была принята в начале двухтысячных, импонирует России. Мы успешно участвуем в различных региональных проектах. В том числе на наших территориях. Что «экспортирует» ЕС: демократические ценности, верховенство демократии и права, уважение свобод и прав человека, рыночную экономику, устойчивое развитие и поддержание стабильности. ЕС извлек уроки из событий Арабской весны 2011–2014 годов. Она оказала сильное влияние на переосмысление стратегий Евросоюза. Стало понятно, что перенесение демократических ценностей на территории некоторых государств может привести к прямо противоположным результатам. Сегодня Евросоюз особенно заинтересован в том, чтобы «соседи» были политически и экономически стабильны.
Профессор представил Дорожную карту восточного партнерства – это поэтапная интеграция в экономику ЕС, расширение зон свободной торговли, упрощение въезда в ЕС, либо полная визовая либерализация, сотрудничество в сфере энергетической безопасности, связь и интеграция энергетических рынков, работа с гражданским обществом и молодёжью, продвижение демократических ценностей. Докладчик ещё раз подчеркнул, что необходимо адекватно оценивать вызовы, с большой долей скепсиса и прагматизма. Дипломатия не должна быть реактивной. Необходимо думать о том, как влияют наши решения на долгосрочные отношения. Скоропалительные решения – это выстрелы в будущее. Силовые модели себя не оправдали, приоритеты остаются за мягкой силой.
Круглый стол продолжил Евгений Волк с докладом «Партнерство ЕС и Российской Федерации и Борис Ельцин». Он напомнил, что политический советский истеблишмент с недоверием относился к идее экономической и политической интеграции в Евросоюзе. Гораздо удобнее было иметь отношения с отдельными странами, чем с объединениями, которые зачастую предлагали невыгодные позиции для Советского Союза и нынешней России. Евросоюз считали экономическим крылом НАТО. Связи с Брюсселем носили эпизодический характер. В период перестройки и начала 90-х произошла попытка осмыслить европейскую интеграцию, как объективно существующий процесс попытки американского империализма или его европейских агентов учинить очередную антисоветскую провокацию. Однако заключенное в 1989 году соглашение между Советским Союзом и ЕС не было многоплановым и далеко идущим. Новая Россия, как правопреемник Советского Союза, стояла перед непростым выбором, как вести отношения с ЕС. Борис Ельцин с самого начала своего президентства выбрал путь многопланового, перспективного сотрудничества с ЕС.
– Когда стало понятно, что Союзный договор не будет подписан, Советский Союз обречен и Горбачёв доживает последние дни в качестве его президента, мне довелось переводить беседу Бориса Ельцина с одним авторитетным западным изданием, – рассказал Евгений Волк. – Могу с полным правом сказать, что уже тогда у Бориса Николаевича было абсолютно ясное видение того, что Россия будет идти по пути реформ, демократии и интеграции с Большой Европой. Эта революционная политика стала воплощаться к середине 90-х. В результате чего, 25 лет назад Россия обрела партнерство, которое для многих стран было трамплином для вступления в НАТО. У этого документа непростая судьба. Из-за войны в Чечне вступление в ЕС было отложено на три с половиной года. Но и в этот период наша дипломатия и Борис Ельцин продолжали диалог, стремясь любыми путями не ослабить той динамики, которая возникла между Россией и Евросоюзом. Ельцин видел реальную перспективу в том, чтобы российской экономикой руководили люди, которые не только знают и понимают экономику, но и обладают современным опытом решения проблем экономического и управленческого характера с точки зрения свободной, рыночной экономики. Инициатива Ельцина нашла позитивный отклик в руководстве ЕС.
Все наработки, которые возникли у российских дипломатов в работе с ЕС в начале 90-х, подчеркнул Волк, оказали серьёзную помощь в дальнейших переговорах между Россией и ВТО, переговорах Евразийского союза, который был успешно реализован на постсоветском пространстве. В этом процессе сыграли огромную роль личные инициативы Бориса Николаевича, его участие в переговорах и те начинания, которые были заложены им в 90-е годы прошлого столетия.
Круглый стол завершился общением с аудиторией, которое позже переместилось в кулуары и продолжилось за деловым обедом в кафе «1991».