Родченко и Лагранж: мастерство выбрать ракурс

25 марта 2022 г.Михаил Лузин
Родченко и Лагранж: мастерство выбрать ракурс

В Арт-галерее Ельцин Центра одновременно открылись выставки работ двух выдающихся советских фотографов Александра Родченко (18911956) и Владимира Лагранжа (19392022). На их черно-белых снимках раскрывается вся история Советского Союза, за исключением военных лет.

Работы Александра Родченко из коллекции фонда Still Art Foundation разместились на первом этаже Арт-галереи, а фотовыставка «Улицы Лагранжа» — на втором. Обе организованы Ельцин Центром совместно с галереей «Люмьер» и фондом Still Art Foundation и продлятся до 22 мая.

О замысле организаторов, о художниках и представленных здесь работах рассказал ведущий специалист Арт-галереи Ельцин Центра Роман Плотников.

Ракурсы Александр Родченко

Александр Родченко — один из лидеров русского авангарда, новатор в области живописи, скульптуры, книжного, плакатного, кино- и театрального дизайна.

Фотографировать он стал в 1924 году и почти сразу же начал экспериментировать. Исследователи выделяют несколько типичных «родченковских приёмов»:

— Съемка с непривычного ракурса (сверху вниз и снизу вверх).

— Диагональное построение композиции, задающее динамику и ритмичность кадру.

— Съемка детали и крупного плана.

— Применение двойной экспозиции.

— Тонкая работа со светотеневыми контрастами.

Творческий подход Родченко навсегда изменил историю этого вида искусства. Он повлиял не только на современников, но и определил развитие фотографии на десятилетия вперед.

Выставка Александра Родченко в Арт-галерее состоит из двух блоков. Первый блок — эксперименты. В нём представлено множество знаковых фотографий, ставших визитными карточками Родченко как новатора жанра. Например, кадр с диагональными тенями от лестницы храма Христа Спасителя. Или фото шестерёнок с первого московского автозавода АМО — благодаря удачно выбранному ракурсу, детали автомобильного механизма выглядят исполинскими.

В «Шествии спортивного общества „Динамо“ на Красной площади» и «Сборе на демонстрацию», использован фирменный приём съёмки сверху. В последней работе можно выделить два пласта — мы наблюдаем и за сбором жителей дома на демонстрацию, и за их соседями, наблюдающими сверху за формированием колонны. Ещё один известный пример экспериментов с ракурсом и воздушной перспективой — фотография пожарной лестницы, сделанная в 1925 году.

— В 1925 году Родченко ездил в Париж оформлять советский павильон на Всемирной выставке и привез оттуда фотоаппарат Kodak Vest Pocket, — рассказывает Роман Плотников историю появления кадра. — На этой камере размером с современный смартфон не надо было выстраивать экспозицию: перемотал кадр, нажал на кнопку затвора и снял. Именно с ней фотограф начал свои эксперименты с ракурсом. Пожарная лестница встроена в кадр таким образом, что напоминает железную дорогу — и взгляд зрителя как будто переходит из вертикальной плоскости в горизонтальную.

Творчество Родченко не раз становилось предметом официальной критики — за «чуждые новому коммунистическому государству эксперименты», «преклонение перед Западом» (в его работах видели влияние школы «Баухаус») и т. д. Художнику досталось и за ставшее культовым фото 1931 года «Пионер-трубач», снятое с нижнего ракурса, и даже за безобидные «Сосны в Пушкино». Автор парировал все обвинения — эксперимент состоит в том числе в переработке чужого опыта.

Второй и не менее важный блок выставки Родченко — сделанные им портреты. Некоторые из них известны каждому — фото Лили Брик, «кричащей» в приложенную ко рту ладонь-рупор, Осип Брик в очках, в один из окуляров которых вставлена аббревиатура «ЛЕФ», серия портретов Владимира Маяковского или кадр с матерью художника, ставший обложкой одного из номеров журнала «Советское кино».

Всего в экспозицию на первом этаже вошли 58 серебряно-желатиновых отпечатков из двух альбомов музейной серии портфолио, выпущенных тиражом 35 экземпляров в 1994–1997 годах. Они собраны под руководством Варвары Родченко, Александра Лаврентьева и галериста Говарда Шиклера и отпечатаны с оригинальных негативов автора.

Улицы Владимира Лагранжа

На втором этаже Арт-галереи Ельцин Центра расположилась ретроспективная выставка «Улицы Лагранжа», составленная из работ важнейшего советского фотографа второй половины XX века Владимира Лагранжа — корреспондента ТАСС и ряда других крупных изданий, участника многочисленных конкурсов и выставок, обладателя профессиональных премий, медалей, призов и дипломов.

По мнению Романа Плотникова, работы двух классиков советской фотографии прекрасно дополняют друг друга — через них можно отследить, что происходило в стране в разные десятилетия её истории.

Внимательный взгляд увидит и определённую «зарифмованность» работ — глядя на спортсменов на Красной площади у Родченко и пионеров в той же локации у Лагранжа, можно уловить, что изменилось в атмосфере страны после Великой Отечественной войны и смерти Сталина. А ещё мы можем увидеть, как после войны фотографы возвращаются к экспериментам, которые начал Родченко.

Владимир Лагранж начал снимать в 1960-е годы, и в его работах этого периода видны лёгкость и жизнерадостность эпохи «оттепели», когда идеологическое давление государства ослабло. Именно в это время сделан один из хрестоматийных кадров — «Голуби над Кремлём» с выпускниками московских школ на Красной площади.

К этому же времени относятся портреты Беллы Ахмадулиной, Роберта Рождественского и других культурных героев поколения, снятые в Лужниках на одном из поэтических вечеров. Или фото блока «ретро заграница» — Владимир Лагранж в составе группы «СССР — Франция» впервые выехал в Европу, где снял множество великолепных кадров, используя родченковские приёмы «диагоналей» и взгляда сверху.

— Сам Лагранж, комментируя свои работы 60-х годов, называл себя «детским фотографом»: в этих снимках сфокусировалась надежда на то, что дети могут вырасти в другой стране, свободной от тоталитарного давления, где есть простые человеческие радости, — рассказывает Роман Плотников.

В 1970-е Лагранж продолжал использовать приёмы 1960-х, но сфокусировался на более «приземлённых» темах. Его героями становились люди труда, а темами для сюжетов — сцены из деревенской жизни.

По работам 1970–1980-х годов можно отследить, как менялся интерес автора. Например, он начал снимать коммуналки. Эта тема для Лагранжа личная — он сам вырос в подобной квартире, а апофеозом серии стала фотография с козой на кухне, сделанная уже в 1990-е годы.

В 1980-е, после окончания войны в Афганистане, Владимир Лагранж снял серию кадров о выводе советских войск и о том, как война отразилась на прошедших её людях. Одно из самых знаменитых фото было сделано в госпитале — пустая кровать погибшего солдата. Фотограф был уверен, что это гораздо сильнее продемонстрирует абсурд войны, нежели демонстрация боевых действий.

На фотографиях, сделанных с 1990-го по 1994-й годы видно отношение Лагранжа к эпохе, кардинально поменявшей образа жизни, привычный для советского человека. Работая на французское издательство, автор документировал пустые полки в магазинах, митинги, барахолки и стриптиз-клубы. Подобный заказ Лагранжу не нравился. Проработав три или четыре года, он разочаровался, уехал в деревню и снимал преимущественно для самого себя.

В январе 2022 года Владимир Лагранж ушёл из жизни. Ретроспективная экспозиция в Ельцин Центре — первая его посмертная выставка, дань памяти великому фотохудожнику.

Более ста работ автора, начиная с 60-х и заканчивая 90-ми, позволят зрителю уловить перемены в настроениях сменяющих друг друга периодов истории. В экспозицию вошли как классические, знакомые каждому кадры: «Бабуля» (1961), «Вратарь» (1961), «Голуби мира» (1962), «Юные балерины» (1962), — так и менее известные работы. Выставка охватывает около сорока лет творчества Лагранжа и отражает развитие автора, влияние времени на его стиль, подачу и темы.

Самые знаковые фотографии обеих выставок размещены на сером фоне с текстом, под которым в формате куар-кода есть ссылка на аудиогид. Есть на выставке и фотографии, снабжённые только куар-кодами со ссылкой на аудиогид, без текста.

Выставки работают со вторника по воскресенье с 10:00 до 22:00. Они продлятся до 22 мая. Вход — по билету в Арт-галерею. Возрастное ограничение: 0+.

Другие новости

Детям

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.