Рейн Евгений Борисович уходит в ночь…

25 января 2016 г.Татьяна Филиппова
Рейн Евгений Борисович уходит в ночь…

В книжном магазине «Пиотровский», расположенном на втором этаже Ельцин Центра в Екатеринбурге, 22 января состоялась встреча поклонников с Евгением Рейном – с поэтом, сценаристом. Творческий вечер проходил в рамках фестиваля «Дни памяти Бориса Рыжего».

Евгений Рейн признался, что прилететь в Екатеринбург получилось только с третьей попытки: «В декабре мы отмечали мой юбилей (29 декабря, 80 лет). Потом, как водится, был не здоров. Но все же выбрался и вот я с вами!». Для него Свердловск знаковый город – здесь он прожил с мамой в эвакуации до 1943 года. В Ленинград вернулся уже после войны. Еще школьником занимался в литобъединении при газете «Вечерний Ленинград». Однако первое стихотворение опубликовал лишь в 1959 году и тогда же познакомился с Иосифом Бродским. Входил в знаменитую четверку Бродский-Найман-Бобышев-Рейн. Был знаком с Ахматовой, Пастернаком, Зощенко, Окуджавой, Довлатовым.

Окончил Высшие сценарные курсы в Москве, написал больше двух десятков сценариев документальных и научно-популярных фильмов: «Моя жизнь – Россия» о Куприне, «Чукоккала» о Чуковском, «Время Лермонтова», «Десятая глава», «Полёт», «Мода: за и против» и других. Рейн много занимался переводами с языков народов СССР, в том числе с армянского и грузинского. Он – автор шести детских книг. Однако, «взрослые» стихи поэта не печатались, они распространялись в самиздате, часть публиковалась в журналах и сборниках, издававшихся за рубежом: «Континент», «Грани», «Ковчег», «Синтаксис».

В 1999 году Рейн возглавлял жюри премии «Антибукер». Премия за поэзию в этот год не присуждалась, но Борис Рыжий получил поощрительный приз за сборник «From Sverdlovsk with love».

- Я лично проголосовал за то, чтобы Борису дали премию, считаю его последним поэтом ХХ века. Что касается его стихотворения, посвященного мне, то у меня никогда не было белого плаща. Но таким он увидел меня - поэты всегда пишут так, как видят.

Рейн

Рейн Евгений Борисович уходит в ночь,

в белом плаще английском уходит прочь.

В черную ночь уходит в белом плаще,

вообще одинок, одинок вообще.

Вообще одинок, как разбитый полк:

ваш Петербург больше похож на Нью-Йорк.

Вот мы сидим в кафе и глядим в окно:

Рыжий Б., Леонтьев А., Дозморов О.

Вспомнить пытаемся каждый любимый жест:

как матерится, как говорит, как ест.

Как одному: «другу», а двум другим

он «Сапожок» подписывал: «дорогим».

Как говорить о Бродском при нем нельзя.

Встал из-за столика: не провожать, друзья.

Завтра мне позвоните, к примеру, в час.

Грустно и больно: занят, целую вас!

Борис Рыжий, 1997

Послушать стихи Евгения Рейна пришло много народу. Люди сидели и стояли – яблоку негде было упасть. Он отказался от микрофона, читал стихи густым раскатистым баритоном, рассказывая предыстории их написания. Когда он уставал, его сменяла супруга – Надежда. Вместе они отвечали на вопросы.

- Когда доживаешь до таких лет, как я, конечно, есть что рассказать.

- Правда, что Окуджава посвятил вам песню?

- Было дело, мне устроили вечер в малом зале Дома культуры Промкооперации. Поэтесса Эля Котляр привела с собой Окуджаву. Он жил в старой гостинице «Балтийская» на улице Чайковского. И мы, человек семь, после вечера пошли к нему, купили по дороге вино, читали стихи. Я читал юношеский стишок про Одессу. Вдруг Окуджава говорит: «Женя, какой замечательный ритм и размер. Подари мне его». Я говорю: «Булат, дорогой, все размеры от бога», а он за свое: «Подари». Потом он на этот размер написал песню «Из окон корочкой несет поджаристой» и посвятил ее мне.

- Борис Рыжий говорил, что ему неловко от того, что его так рано начали печатать, ведь у вас книжка вышла только в пятьдесят?

- Да, мне тотально не везло. Лучше всего сказал Евтушенко: «Объяснить, почему не печатают Рейна, так же невозможно, как раскрыть загадку советской власти». Я сам не понимаю почему, постоянно что-то мешало. Я был известным человеком, много выступал и как-то один поэт, близкий друг Пастернака, Сергей Спасский сказал: «Принеси рукопись, может быть, что-нибудь удастся сделать». Рукопись я принес перед самым его отъездом в отпуск. А в отпуске он умер. Представляете? Моя книга получила семь положительных рецензий, при том что полагалось всего две. Однажды мне сказали, что меня не печатают потому, что я не член Союза писателей. В Москве у меня был приятель, поэт Анисим Кронгауз, калека, десятилетиями не выходивший из дома. Он мне сказал: «Женя, я зарегистрирую вашу книгу в московском «Совписе». Вызвал такси, и мы поехали к его приятелю, который заведовал редакцией советской поэзии. За меня многие хлопотали, и книга доползла, наконец, до плана редподготовки. Это был 78-й год, Вася Аксенов организовал «Метрополь». А мы с ним были близкими приятелями, и он попросил меня составить поэтическую часть «Метрополя». Я позвал Липкина, Лиснянскую, Кублановского... Только, кажется, Высоцкого позвал он сам. Был жуткий скандал, который дошел до Политбюро. Мне снова вернули мою книгу.

- Вы помните, как познакомились с Бродским?

- У меня был приятель Славинский, один из первых битников, он сейчас на Би-Би-Си работает, в Лондоне. Он снимал квартиру где-то в Ново-Благодатном переулке, и как-то пригласил меня на вечер с девушками и вином. Встречаю курящих на лестнице, и они мне жалуются: «У нас тут безумная проблема - один маньяк зачитывает нас своими графоманскими стихами, никто его остановить не может. Скажи ему, чтоб перестал читать… и писать тоже». Подводят меня к рыжему юноше в заношенной геологической штормовке. Это и был Бродский. Хотя я видел его и раньше, году в 56-м, он говорил мне: «Рейн – вы декадент и эстет, сейчас надо писать о химизации». Ему не давали выступать и, кажется, спустили со сцены. Сам он этого не помнил. Вспомнил только в 1988 году, когда я впервые приехал в США и жил у него на Мортон-стрит.

Евгений Борисович отменный рассказчик, с большим чувством юмора. Приехав к Бродскому в Штаты, он сочинил экспромт: «Бедный Йорик, бедный Йорик! Поздно ты попал в Ньюйорик!»

Чувствовалось, что он устал, но в целом доволен встречей. А люди все не расходились и задавали вопросы про тех, кто давно стал легендой.

Разошлись, когда опустел уже Ельцин Центр и закрылся книжный магазин. Получилось, как в стихотворении Рыжего: Рейн Евгений Борисович уходит в ночь…

Покидая «Пиотровский», люди говорили, что хочется больше таких встреч и такого «вкусного» поэтического общения.

Другие новости

Детям

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.