В Филиале Ельцин Центра в Москве 14 февраля открылась художественная выставка «Равнодушие средней полосы». Она представляет собой графические и живописные работы, а также инсталляции художников Екатерины Рожковой, Марии Пуховой, Анны Слобожаниной, Ольги Сергеевой и Евгения Второва. И работы, и выставка в целом посвящены чудесному пространству Центральной России, не только географическому, но и пространству художественному, поэтическому и, может быть, даже волшебному.
От имени Президентского центра Б.Н. Ельцина выставку открывала первый заместитель исполнительного директора центра Людмила Телень. Поздравив с замечательным событием художников и всех собравшихся на вернисаж, она поделилась собственными впечатлениями от выставки. «Потрясающее название! И сама выставка очень необычная. Особенно тронуло настроение художников, создавших удивительную атмосферу и передавших единое ощущение средней полосы. Это когда хочется и смеяться, и плакать, и мечтать, и просто созерцать».
Затем слово взяли сами художники, чьи работы представлены на выставке. Надо сказать – все (или почти все) молодые, красивые, замыслами наполненные, перспективные. Две художницы пришли даже с детьми. Звучали слова благодарности Ельцин Центру, предоставившему пространства на Малой Никитской, а также краткие описания творческих методов. Сказано было много доброго и интересного. Например, художникам очень понравилось, что выставка являет собой движение снизу вверх. Не из столицы в провинцию, как бывает в большинстве случаев, а наоборот. Страна ведь не заканчивается столицей и МКАДом. И выставка – яркое тому подтверждение. Стоит добавить, что все представленные работы были созданы менее года назад специально для выставки.
Участники выставки принадлежат к творческому объединению МИРА, располагающемуся в Суздале. Сами участники определяют МИРА как «пространство, в котором художники, музыканты и режиссёры устраивают выставки и концерты, ставят спектакли, проводят исследования и запускают просветительские программы вместе со зрителями и местными жителями». Проект МИРА растёт и развивается в Суздале уже десяток лет, привлекая к городу всё большее количество туристов и помогая вырастить свое городское сообщество, состоящее из местных жителей и московских «дачников». А к летнему сезону 2022 года объединение обзавелось собственной штаб-квартирой – МИРА центр – в отреставрированном здании торговых рядов ХIХ века, в котором выставка была представлена зрителям впервые. И вот теперь Москва.
Работы художников завораживают. Средняя полоса предстаёт перед зрителем в своём неповторимом светлом очаровании, порой в неожиданных формах. Абсолютно не навязывая себя, она вызывает в нас лёгкую тоску и тихую радость одновременно. Она равна себе, а мы равны перед ней.
Как и любую серьёзную выставку, «Равнодушие средней полосы» надо рассматривать неторопливо, возможно даже медитативно, пытаясь глубже и полнее понять замысел художника. Куратор выставки Евгения Казарновская считает, что «раствориться в средней полосе – это как оказаться где-то в центре, в середине, на горизонте, в точке ноль, там, где нет волнений, нет событий, нет суеты мирских дел. Отдохните, посидите, помолчите». Каждый арт-объект такую возможность предоставляет. Иногда сразу, иногда после некоторых усилий.
Например, инсталляция Ольги Сергеевой «Маятники». Это десять стеклянных сфер-маятников, наполовину наполненных водой и свисающих сверху. Сферы деликатно подсвечиваются изнутри светодиодами и при лёгком покачивании отбрасывают на пол живые радужные структуры, слегка напоминающие солнечных зайчиков. Это нечто космическое. Магическое зрелище. Нечто подобное можно наблюдать на дне небольших чистых водоёмов в солнечный день.
Подолгу останавливаются зрители и у инсталляции Анны Слобожаниной «Райский сад». Высокая одиночная крапива, сделанная из металла, все листья которой буквально усыпаны искусственным жемчугом, который становится почти живым благодаря подсветке. Что будет, когда человека не станет? Только крапива в заброшенном храме среди полей и рек. Подобных мест немало на просторах средней полосы. По мнению художницы, крапива – символ недоступности территории. Сильное приглашение поразмышлять о вечных проблемах.
По числу представленных на выставке работ впереди всех Екатерина Рожкова. Её полотна, выполненные иногда только карандашом, иногда в смешанной технике, равнодушным не оставляют и к средней полосе адресуют, обращают напрямую. Разгадать загадку притягательности средней полосы художница пытается очень настойчиво. О причинах этого интереса она сама говорит так:
«В попытке объяснить очарование мест и эту скучную нежность, пускаемся в путешествие, встречая по пути и церкви, и элеваторы, и водонапорные башни, и коровники. Народная, безымянная архитектура так же хороша, как и великая. В ней ощущаются жизни людей, их суть и повседневная эстетика. Голубятня, сделанная из металлических кроватей, остатков кровельного железа и кусков профнастила – это ведь чья-то мечта и душа».
Для кого-то выставленные работы могут показаться слишком разными, не крепко объединёнными одной темой. Возможна и такая точка зрения, ведь работы разноплановые, как и их авторы, у каждого свой угол зрения, своя оптика и художественный опыт, но красной нитью по всей выставке проходит, чувствуется в каждой работе, негромкая, непафосная любовь к средней полосе. Отсюда и цельное удивительное настроение от всей выставки.
А средняя полоса – она не равнодушная, она тихая и очень спокойная и отзывается на любовь негромким эхом. Надо только уметь услышать и разглядеть её неброскую красоту. Выставка помогает это сделать.
Выставка «Равнодушие средней полосы» будет открыта по 20 апреля 2025 года, с 12.00 до 20.00. Вход – свободный.
Московский филиал Ельцин Центра: ул. Малая Никитская, дом 12, стр. 1. Центральный вход (чтобы зайти, нажмите кнопку звонка на колонне)
12+