Путешествие из Свердловска в Пешеград

22 февраля 2017 г.Анна Матюхина
Путешествие из Свердловска в Пешеград

В Ельцин Центре в Екатеринбурге 16 февраля открылась выставка «Сказка для Свердловска. Пешеград Льва Эппле». Проект экологичного города-сада, описанный Эппле, представляется особенно актуальным в контексте того, что 2017-й год объявлен в России Годом экологии.

Родившийся в 1900 году художник-иллюстратор Лев Эппле – человек удивительной судьбы, пропустивший сквозь себя несколько эпох: дореволюционную Российскую империю, Октябрьскую революцию, лесоповал, спецпоселение, наконец, наполненную надеждами эпоху послевоенного Советского Союза.

Высокопрофессиональный художник Лев Эппле иллюстрировал книги А. Пушкина, Н. Лескова, В. Маяковского, Г. Уэллса, Д. Мамина-Сибиряка, К. Чуковского, И. Ильфа и Е. Петрова и многих других классиков российской и зарубежной литературы.

Несмотря на тяжелые жизненные испытания, Эппле не разучился творить и мечтать. А главной мечтой Эппле было, пожалуй, превращение «закрытого» в ту пору промышленного Свердловска в экологичный город-сад. Городом-садом, согласно планам Эппле, Свердловск должен был стать в 2017-м году.

Стоит отметить, что сама по себе идея идеальных городов или страны, населяемой гармоничными и справедливыми гражданами, «витает в воздухе» не одно столетие. Можно вспомнить сочинения Платона, «Утопию» Томаса Мора (1516), «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы (1602) и другими. Но если Платон, Мор и Кампанелла сосредотачивались в большей степени на построении идеального общества, нежели на внешней стороне жизни людей, то в ХХ веке обрело особенную популярность направление, можно сказать, «идеального градостроительства». Так, Эбенизер Говард предложил концепцию идеального города как поселения круглой формы с многочисленными бульварами, садами, общественными зданиями и стеклянной галереей. Наибольшую популярность идея города-сада приобрела в Великобритании, где возникло аж два города-сада – Лечворт и Велвин. Нашла последователей идея и в других европейских странах: Бельгии, Германии, Швеции, Испании, Австралии. Попытки создания подобных городов были и в России.

Так что можно сказать, проект Свердловск-Пешеград находился в русле мировых тенденций. Примечательно, что в центре города будущего, по замыслу художника должен был возвышаться памятник Владимиру Ленину.

– Это выставка работ творческого человека с очень необычной тяжелой судьбой. Несмотря на все перипетии, он старался думать о высоком. Его интересы относились во многом к тому, что сегодня называется урбанистикой, – отметил, открывая выставку, руководитель Архива Президентского центра Б.Н. Ельцина Дмитрий Пушмин.

– Пешеград возник в то время, когда в СССР большое внимание уделяли градостроительным идеям, – рассказала куратор выставки Марина Соколовская. – Выходило много книг о городах будущего. Особенность этих городов в том, что градостроители пытались организовать комфортную жизнь для людей и построить город, который бы ответственно распоряжался ресурсами. В этом проект Эппле соответствует актуальным градостроительным идеям той поры. Были актуальны экологические и транспортные проблемы. Речь шла о создании пространства, где людям было бы комфортно ходить пешком, можно было бы поддерживать свое здоровье. Это был синтез западных градостроительных идей и социалистических представлений о городе.

Выставка «Сказка для Свердловска. Пешеград Льва Эппле» – это собрание эскизов, фотографий и документов, благодаря которым можно себе представить образ «Города Солнца» по-советски. Воссоздать город будущего для наших современников удалось благодаря усилиям Ельцин Центра, Музея архитектуры и дизайна УГАХУ и, конечно, Евгению Алексееву – соавтору книги «Лев Эппле».

– Спасибо за помощь в проведении выставки. Мы очень рады, что именно на вашей площадке имеем возможность продемонстрировать архивы и материалы, – сообщила Елена Штубова, директор Музея архитектуры и дизайна УГАХУ. – Думаю, это только начало нашего плодотворного сотрудничества. Ельцин Центр – прекрасная площадка, мы надеемся, что благодаря проекту наша аудитория расширится. Сам проект полноценный, масштабный. Большая часть материалов, представляющих Пешеград на выставке, – из нашего архива, их передала нам дочь Эппле.

– Какую ценность имеют эти материалы сегодня? Актуальны ли они в мире торговых центров и небоскребов?

– Материалы о Пешеграде очень актуальны! В мире бум ландшафтного дизайна. И в России тоже. В Год экологии важно проанализировать, что нужно сделать, чтобы наши города если не превратились в сады, то хотя бы приблизились к вечной мечте архитекторов о городе-саде. Проект Эппле не лишен утопичности: к примеру, художник предлагал разбивать газоны там, где обветшали и разрушились старые здания. Но ведь землю в центре мегаполиса вряд ли отдадут под газон. Тем не менее, мы надеемся, что некоторые идеи этого проекта будут восприняты.

– Насколько проект был прорывным для советского времени?

– Когда Эппле создавал свой проект, шла работа над генеральным планом Свердловска. Много говорили о создании парковых и пешеходных зон. Строились новые микрорайоны, где были аллеи, зеленые участки во дворах. Многие проекты воплощались в жизнь.

– Вероятно, это было особенно актуально в контексте того, что Свердловск был индустриальным центром.

– Конечно! Идеи Эппле были восприняты. Другое дело, что масштабный замысел художника требовал других усилий и затрат.

– Что помешало Эппле реализовать проект?

– Эппле сам делал акцент на том, что его проект будет реализован к 2017 году. Безусловно, тогда о Годе экологии речи не было, но все знали, что в 2017-м году грядет столетие Октябрьской революции. И Эппле полагал, что к столетию революции все наши города станут городами-садами».

О перипетиях судьбы Льва Эппле и истории его архива рассказал один из авторов книги «Лев Эппле» Евгений Алексеев, у которого хранятся некоторые работы мастера.

– Мне кажется, сегодня существует огромный интерес к истории Свердловска и региона, – отметил Евгений Алексеев. – Появляются новые имена, артефакты, документы, художественные произведения, у которых есть свои ценители.

– Что представляет собой архив Льва Эппле сегодня?

– Дочь художника, Татьяна Львовна, почти все ценные вещи передала Музею УГАХУ еще в 80-х годах. В семье остались графические и живописные работы. В Музее писателей Урала хранятся иллюстрации к произведениям уральских литераторов.

– Что вы открыли для себя во время работы над книгой про Льва Эппле?

– Когда прикасаешься к судьбе творческой личности, открываешь для себя примеры мужества и благородства. Лев Эппле был прежде всего благородным человеком. Виталий Волович, вспоминая его, говорил, что он походил на средневекового рыцаря. Крупные черты лица, спокойствие, европейское чувство юмора и оптимизм. Несмотря на лагеря, несмотря на репрессии, он верил в себя, в друзей, в будущее. Этот человек не смог реализовать ни одного монументального проекта, многие его задумки остались на бумаге, он сумел реализоваться на 5-10 процентов. Но величие замыслов у него было.

– Что ему удалось воплотить?

– Он реализовался прежде всего в книжной графике. Виталий Волович видел в нем человека европейской культуры, который знал иностранные языки, получил воспитание в царской России, учился в гимназии, застал Серебряный век. Он видел уличные бои в Москве в декабре 1917 года. И передавал письма Льва Троцкого к Владимиру Ленину. Он рассказывал дочери, как на Красную площадь, когда приезжал Ленин, заранее собирали небольшие группы людей. Ленин на грузовике подъезжал к одной группе, что-то рассказывал и переезжал к другой. Его очень серьезно охраняли после выстрела Фанни Каплан. Судьба Льва Эппле чрезвычайно интересна. Он общался с Дмитрием Шостаковичем.

– В чем причина того, что Эппле подвергли репрессиям?

– Люди немецкой национальности были направлены в лагеря, в спецпоселения. Его семья сначала была депортирована в Казахстан. Потом Эппле был выслан на север Свердловской области, это Ивдель и Сосьва, после расконвоирования жил в Ирбите, потом перебрался в Свердловск.

– Чем он занимался в Свердловске?

– Иллюстрировал книги. Профессиональных художников-иллюстраторов в Свердловске 50-х было немного. Когда Эппле еще находился на лесоповале, он иллюстрировал книги Д. Мамина-Сибиряка. Его фамилию просто не ставили.

Другие новости

Спектакль

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.