Ельцин Центр в партнерстве с сообществом «Найди своего доктора» подготовил новый цикл лекций «Путь пациента. О медицине человеческим языком», который 6 декабря открыл врач-сомнолог Александр Мельников рассказом о новых подходах к проблеме бессонницы — болезни, широко распространенной в современном мире.
АНО «Найди своего доктора», которое помогает пациентам и врачам находить друг друга и популяризирует доказательную медицину, родилось на базе одноименного сообщества в соцсетях, объединившего несколько сотен тысяч человек. Специалисты и эксперты этого некоммерческого объединения в своих лекциях в Ельцин Центре будут говорить о медицине, её проблемах и перспективах на одном языке с аудиторией.
Эксперт Европейского общества исследования сна, ответственный секретарь Российского общества сомнологов Александр Мельников назвал свою лекцию «Новый взгляд на бессонницу». Врач пояснил, что речь в ней пойдет не о нарушениях сна, связанных с внешними причинами, а о бессоннице как о заболевании, в случае которого специалисты употребляют термин инсомния.
Исследования показывают, что 9-15 процентов людей в возрасте от 30 до 60 лет страдают хронической бессонницей, которая продолжается более трёх месяцев, и этот процент растёт с увеличением возраста. Однако практически у всех в течение жизни возникают ситуации, когда человек не спит несколько ночей подряд. Это состояние, зачастую вызванное стрессом, врачи называют острой или кратковременной инсомнией.
— Бессонница — это когда ничто не мешает вам спать, но спать вы не можете, а днём чувствуете себя не очень хорошо, вас преследует сонливость, утомляемость, усталость, нарушения внимания и настроения, снижение работоспособности. За последние 10-15 лет во взглядах научного сообщества на природу бессонницы, её характер и терапию произошли достаточно существенные изменения, которые прежде всего коснулись лечения. В результате исследований оказалось, что закономерности течения этого патологического состояния сходны и повторяются при разных ситуациях и причинах. Соответственно, требуются и новые подходы к его коррекции.
Мельников отметил, что особенно часто страдают от нарушения сна пожилые люди, подростки и женщины в период пременопаузы, беременности, а также в течение пяти лет после рождения ребёнка.
Американский учёный Артур Шпильман и его коллеги в 1987 году создали модель бессонницы, которая разбирает базовые причины, приводящие к возникновению этого состояния. Модель основана на трёх факторах: предрасполагающем, провоцирующем и поддерживающем.
К создающим почву для бессонницы предрасполагающим факторам относятся повышенная тревожность, склонность к депрессии, перфекционизм и даже способность некоторых людей просыпаться от малейшего шума. Провоцирующие факторы — острый и хронический стресс, болевой синдром, инфекционные заболевания, нарушение гигиены сна. Поддерживающие — нерегулярный ритм сна, избыточный дневной сон плюс формирование неправильных представлений о сне и поведенческих реакций. Именно поддерживающие факторы способствуют тому, что бессонница приобретает хронический характер.
— К кому обращаться, если возникла бессонница? Помочь могут сомнологи, неврологи, терапевты, психиатры, психотерапевты и психологи. Главное условие — специалист должен иметь представление о современном, правильном подходе к лечению.
Мельников особо выделил важность гигиены сна, поскольку соблюдение определённых несложных правил помогает большинству людей хорошо высыпаться и служит прекрасным методом профилактики бессонницы.
По словам врача, важно ложиться спать и вставать в одно и то же время, а дневной сон не должен превышать 40 минут. При пробуждении ночью необходимо ограничивать освещение, а утром лучше как можно быстрее впустить солнце в комнату или зажечь яркий свет, чтобы разрушить остатки мелатонина, который способствует ночному сну. Не стоит пользоваться гаджетами с ярким экраном в течение одного часа до сна, а за шесть часов — избегать продуктов, содержащих кофеин. Вечером не следует переедать, необходимо ограничить курение и алкоголь. Занятия физическими упражнениями необходимы, но не непосредственно перед сном. Также очень важны комфорт, температурный режим, тишина и темнота в спальне.
— Используйте постель только для сна и секса, не превращайте её в офис, кинотеатр или дискуссионный клуб, чтобы постель не ассоциировалась с какой-то деятельностью, которой человек занимается в течение дня. Ещё одно дополнительное правило — не смотреть на часы, не контролировать время, поскольку это легко может выбить человека из состояния нормального засыпания.
Однако гигиена сна — это не самостоятельный способ лечения бессонницы, а лишь средство её профилактики, поддержка при терапии, подчеркнул Мельников. Для лечения хронической инсомнии в настоящее время используются два основных метода — фармакотерапия и психотерапия, которая сейчас вышла на первое место.
— Снотворные — это неподходящий метод для лечения бессонницы, в большинстве случаев сегодня лечение начинают именно с психотерапии, с работы с психологом. Чем плохи снотворные препараты? Они не влияют на факторы, которые вызывают и поддерживают бессонницу, и не излечивают её. Это симптоматическое лечение: принял таблетку — заснул, а не принял — снова не спишь. Также эти препараты могут вызывать зависимость, а некоторые из них обладают большим количеством побочных эффектов. Обычно снотворные применяют при острой инсомнии на фоне стресса, когда нужно быстро нормализовать сон, но при хронической бессоннице их лучше не применять.
Мельников рекомендует страдающим бессонницей когнитивно-поведенческую терапию, которая в России начала применяться не так давно, но этот способ лечения уже принят врачебным сообществом и стал более доступным для пациентов. Этим методом, как правило, владеют клинические психологи, неврологи, сомнологи, врачи-психотерапевты.
— Когнитивно-поведенческая терапия бессонницы — это курс из 6-8 очных или онлайн-встреч со специалистом, во время которых врач и пациент доверительно и уважительно разговаривают. Согласно научным исследованиям, сделанным в рамках доказательной медицины, эффективность такой терапии составляет 70-80 процентов. А фармакотерапия должна применяться лишь в тех случаях, когда когнитивно-поведенческая терапия бессонницы неэффективна или недоступна. Хотя сейчас о её недоступности говорить не приходится, ведь современный виртуальный мир прекрасен тем, что всё становится более доступным.
Перед своей лекцией Александр Мельников посетил Музей Бориса Ельцина, а затем ответил на несколько вопросов корреспондента сайта Ельцин Центра.
— Как вам музей, какие впечатления от Ельцин Центра?
— Музей отличный, потрясающий! Он сделан концептуально, интересно и создан явно талантливыми людьми по высоким стандартам музейного дела. Из тех музеев, которые я видел, могу сравнить его с Яд Вашем — израильским мемориалом Холокоста и Героизма. Там тоже такой же нестандартный и очень глубокий подход к предмету. Многое из того, что я увидел сегодня, проходило на моей памяти. Я участвовал в этих митингах, видел Ельцина на трибуне, поэтому появляется ностальгия, и, конечно, всё увиденное заставляет задуматься о дне сегодняшнем. А Ельцин Центр прекрасен и заслуживает самых лучших слов, тем более что он стал площадкой для серии встреч врачей разного профиля с пациентами, которые не часто практикуются, но они очень важны и полезны.
— Что такое эпоха 90-х лично для вас?
— Это было время изменения всей моей жизни. Я тогда стал депутатом Моссовета от Демократического фронта, занимался до 1993 года политической деятельностью и даже на время ушёл из медицины. Я всегда интересовался политикой, для меня свобода и демократия не пустые слова. Когда начались свободные выборы в Москве, то мои коллеги по Центру трансплантологии, где я работал тогда, выдвинули меня в депутаты даже против воли директора — Валерия Ивановича Шумакова, а потом я баллотировался у себя в районе и стал депутатом Моссовета. Я никогда не планировал политическую карьеру, но так уж получилось в те годы. Это время для меня было очень вдохновляющим и интересным, потому что закончился период застоя, всё вокруг обновилось, и мы получили возможность участвовать в жизни страны.
Видеозапись лекции Александра Мельникова о бессонице
— Почему вы выбрали сомнологию своей медицинской специальностью?
— В Центре трансплантологии я занимался кардиологией, но где-то в 2010 году впервые столкнулся с темой сомнологии и услышал очень много интересного от профессора Романа Вячеславовича Бузунова об этой области медицины. Он увлёк меня предметом, который возник уже после того, как я закончил медицинский институт. А поскольку сама тема сна меня очень заинтересовала, то я пошёл учиться и работать в эту молодую и бурно развивающую область.
— Как вы оцениваете перспективы онлайн-медицины?
— Уже сложно представить, что о телемедицине мы даже не думали ещё пять-шесть лет назад. Прорыв сделан очень значительный, и я абсолютно уверен, что за этим будущее, потому что в нашем сложном мире не всегда удаётся обеспечить прямой, очный контакт врача и пациента. Мне иногда пишут, что в каком-то регионе просто нет сомнологов, но дистанционно обратиться к специалисту и получить помощь сейчас есть возможность почти у всех. Методы обследования руками — пальпация, перкуссия — используются до сих пор, но появились современные инструментальные способы диагностики, которые дают гораздо больший объём информации о заболевании и пациенте, и врач может использовать эти данные дистанционно. Общение между врачом и пациентом крайне необходимо, но оно может осуществляться и виртуально. Благодаря технологиям медицина получила возможность оказывать реальную помощь человеку онлайн.