«Прощание со Сталиным»: кульминация религиозного культа

12 марта 2020 г.Михаил Лузин
«Прощание со Сталиным»: кульминация религиозного культа

Один фильм про мёртвого человека, другой про живого. В кино-конференц-зале Ельцин Центра 5 марта прошёл показ двух новых документальных фильмов: «Прощание со Сталиным» Сергея Лозницы и «Эффект Боровска» Полины Завадской и Юлии Гребенниковой.

После просмотра состоялась дискуссия с участием политолога, автора книги «Джугафилия и советский статистический эпос» Дмитрия Орешкина и писателя, автора сценария фильма «Эффект Боровска» Бориса Минаева. Вёл дискуссию доктор исторических наук Алексей Мосин.

Наибольший интерес у зрителей вызвал первый фильм, что закономерно: премьерный показ прошёл в день смерти тирана (или «отца народов») и совпал с новостью о запуске в Екатеринбурге салюта в честь этой годовщины. К тому же выдача фильму прокатного удостоверения Минкультом РФ вплоть до последнего момента оставалась под вопросом. Решение было принято в пользу фильма, и в Ельцин Центре он был показан ещё трижды.

Хронология четырёх дней

В своём фильме украинский режиссёр Сергей Лозница вынес за скобки вопрос оценки деятельности Иосифа Сталина и показал архивные съёмки грандиозного зрелища, развернувшегося в начале марта 1953 года – похоронную церемонию, сотни тысяч скорбящих на траурных митингах по всей стране, толпы, идущие по московским проспектам проститься с вождём, и траурный митинг на Красной площади в качестве кульминации.

На чередующихся в течение двух часов цветных и черно-белых кадрах – гроб с телом Сталина, утопающий в траурных венках и цветах, почётная вахта из растерянных первых лиц государства, которые вскоре сцепятся в схватке за власть, настоящие слёзы, а порой и скрытое торжество на лицах людей, проходящих через колонный зал Дома Союзов.

Интересно, что в английской версии фильм называется State Funeral, что можно перевести и как «Государственные похороны», и как «Похороны государства». Игра слов неслучайна: московские проспекты, по которым на похороны стекаются толпы; цеха металлургических гигантов, траурные митинги в которых разворачиваются будто по одному сценарию, – всё это государство, построенное Сталиным. И после смерти вождя, как мы теперь знаем, начинает приходить в упадок и его наследие.

Многие кадры хроники демонстрировались впервые, а единственное за весь двухчасовой фильм авторское высказывание – это финальные титры с напоминанием о миллионах людей, ставших жертвами сталинских репрессий.

Вспомнить все имена

Тема репрессий – центральная во втором фильме, который показывался в этот вечер. «Эффект Боровска» повествует о художнике Владимире Овчинникове, нашем современнике, жителе небольшого города Боровск Калужской области. Овчинников внезапно стал рисовать на стенах домов – как вполне невинные картинки на тему провинциального быта, так и иллюстрации, посвящённые жертвам политических преследований. Последние вызвали возмущение у местных властей и коммунистов. После того как художник нарисовал на оборотной стороне памятника участникам Великой Отечественной войны собственный мемориал жертвам сталинских репрессий, в городе начали разгораться настоящие страсти. Овчинников поставил перед собой цель – вспомнить имена всех невинно пострадавших в годы террора. Фильм показывает, как администрация шаг за шагом отступает перед напором художника, но одновременно с улиц городка пропадают наиболее спорные его произведения. А большая часть горожан остаётся совершенно безразличной к этой борьбе.

Сталинская вера

Феномен массового безразличия к теме памяти репрессированных постарался объяснить Борис Минаев, автор сценария «Эффекта Боровска». По его мнению, дело даже не в государственной политике, а в подсознательном вытеснении людьми неудобного им знания о реальности политических репрессий. «Людям трудно это видеть и трудно рядом с этим находиться», – считает он.

О фильме «Похороны Сталина» высказался политолог Дмитрий Орешкин. По его мнению, эта лента адресована в первую очередь информированному и грамотному человеку и показывает кульминацию нового религиозного культа, связанного с фигурой вождя.

– На протяжении двух часов Лозница показывал нам, как миллионы людей шли проститься со Сталиным, и шли, очевидно, по собственной воле. Это надо понять рационально. В конце 1946 года Сталин говорил в беседе с профессором Василием Мочаловым: «Марксизм – это религия класса... Мы – ленинцы. То, что мы пишем для себя, – это обязательно для народа. Это для него есть символ веры!». По сути, для народа была создана альтернативная религия. Поэтому так старательно Сталин и вытравливал попов как конкурентов. Сталинская вера – такой же элемент архаичной культуры, и когда люди говорят, что Сталин был их единственной радостью – это правда, тем более, что другой радости и не было. Чтобы показать сакральность воли вождя, Сталину приходилось уничтожать носителей рационального мышления, способных усомниться в этом. Для поддержания веры ему приходилось также приукрашивать и усиливать свои подвиги – поэтому расстрелам подвергались и старые большевики, помнившие, как всё было на самом деле, и руководители народного хозяйства, в том числе статистики. Для создания новой веры фальсифицировалась реальность.

Дискуссия с участием Дмитрия Орешкина и Бориса Минаева

В подтверждение последнего тезиса Дмитрий Орешкин привёл данные из своей книги «Джугафилия и советский статистический эпос» относительно строительства железных дорог в первую пятилетку.

«На партийной конференции в 1932 году была утверждена директива: построить 25–30 тысяч километров железнодорожных путей. В 1933-м директиву скорректировали – 11 000 км. Наконец, на XVII съезде ВКП(б) председатель Совнаркома Вячеслав Молотов отчитался о досрочном выполнении плана и строительстве 3,8 тысяч километров дорог. Если верить победным реляциям, план был выполнен и перевыполнен, по факту – сделали только 10–15 процентов от запланированного. Но кто усомнится в успехе первой пятилетки? Так что, с одной стороны, у нас архаичная вера, а с другой – хронически обваливающаяся реальность, недоразвитый транспортный и городской скелет страны при огромной концентрации ресурсов в Москве. Продолжается этот перекос и по сей день, а распространённое утверждение, что «Сталин придёт – порядок наведёт» – это религиозная вера во второе пришествие».

Впрочем, по мнению политолога, запрещать эту веру не стоит: «Если есть паства, пусть поставят себе болвана и ему поклоняются».

Итог дискуссии подвёл её модератор Алексей Мосин:

– Лица людей на траурных митингах в фильме Лозницы – будто маски скорби из греческих театров. И скорбь эта то ли реальна, то ли является результатом 20-летней промывки мозгов газетами и радио. Над скорбящими из динамиков звучит стихотворение Константина Симонова – «Нет слов таких, чтоб ими рассказать, как мы скорбим по Вас, товарищ Сталин», но пройдёт несколько лет, и вся страна будет слушать другие стихи – «...оказался наш отец не отцом, а сукою» в исполнении Александра Галича. Хорошо, если фильм «Прощание со Сталиным» получит большой прокат. Это фильм и о том, что происходило с нами, и фильм – предостережение».

Другие новости

Спектакль

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.