Прогулка по самым красивым особнякам старой Москвы

5 ноября 2025 г.Андрей Жданкин
Прогулка по самым красивым особнякам старой Москвы

«Московские особняки, их владельцы и архитекторы в историях и фотографиях». Лекция с таким названием состоялась в московском филиале Президентского центра Б.Н. Ельцина 29 октября. Лекцию прочитала Елена Крижевская — исследователь, фотограф, автор книг по архитектуре первопрестольной. И просто человек, любящий и хорошо знающий старую Москву.

Лекция была прочитана в Бальном зале усадьбы Долгоруковых-Бобринских, где располагается филиал Ельцин Центра в Москве. Бальный зал — лучшее место для такого просветительского мероприятия. Когда-то один из хозяев усадьбы устроил в этом помещении свой парадный кабинет, стены которого украшали ковры, коллекция восточного оружия и прочие диковины — их сейчас называют арт-объектами.

Просторный зал в плане почти квадрат, паркет наборный, из ценных пород дерева. Высота потолков, расписанных в живописной технике гризайль, которая делает плоское пространство объёмным, более шести метров. Окна благородных пропорций, мягкий свет огромных бронзовых люстр. Обстановка настраивает на высокую поэтическую ноту.

Первым объектом для повествования лектор выбрала знаменитый готический особняк на улице Бахрушина (во время постройки в 1896 году улица называлась Лужнецкой), в котором размещается Театральный музей имени Алексея Бахрушина. Основатель музея Алексей Александрович Бахрушин — крупный предприниматель, меценат и благотворитель, потомственный почётный гражданин Москвы, представитель большого купеческого рода Бахрушиных. Фамилия происходит из Зарайска, из касимовских татар, принявших православие. Предки торговали скотом, занимались выделкой кож. В 20-х годах ХIХ века перебрались в Москву, основали кожевенное и суконное производство. В семье был обычай по окончании каждого года, благоприятного в финансовом отношении, выделять суммы на помощь бедным, больным, престарелым, учащимся. Делалось это не напоказ, без какой бы то ни было рекламы. Правда, всем благотворительным учреждениям, открытым на средства семьи, присваивалось имя братьев Бахрушиных, дабы сохранить его в памяти будущих поколений.

Дело основателя династии Алексея Фёдоровича Бахрушина продолжила его вдова Наталия Ивановна с тремя сыновьями: Петром, Александром и Василием. У Александра Алексеевича родились трое сыновей: Владимир, Алексей и Сергей. Именно Алексей Александрович увлёкся театром, оперой и балетом, принимал участие в любительских спектаклях, играл на арфе. Из гимназии ушёл в седьмом классе, начал работать на отцовском производстве. С раннего утра — на заводе, вечером — театр, светская жизнь. Любовь к театру переросла в страсть, отсюда и собирательство всего, связанного с ним.

Поселившись с Верой Васильевной — дочерью купца и фабриканта В. Носова — в усадьбе на Лужнецкой, подаренной молодожёнам отцом Алексея Александровича, Бахрушин почти сразу заказал семейному архитектору Карлу Гиппиусу построить на этом же участке новый особняк, в котором бы жила семья и размещались коллекции. Первоначально предполагалось, что под них отойдут три больших полуподвальных помещения, но собрание разрасталось, трёх комнат стало не хватать. Показательно для Бахрушиных: после того как в новоотстроенный особняк переехала семья и были размещены коллекции, старый дом отдали под приют для престарелых артистов.

Интересна история (её приводят все биографы), с которой коллекция началась. Двоюродный брат Алексея Бахрушина С. Куприянов хвастался, что собрал много фотографий артистов и театральных афиш. Алексей с ним поспорил: «Да я в месяц больше тебя насоберу!» И выиграл пари, всё больше увлекаясь коллекционированием. Бахрушину повезло: жена Вера Васильевна поддерживала мужа в его увлечении, помогала в систематизации коллекции.

Днём основания музея официально считается 10 ноября 1894 года, когда Бахрушин впервые представил свою коллекцию для публики.

Бахрушины были щедрыми благотворителями. По оценкам специалистов-историков, до 1917 года на благотворительность они пожертвовали более 5,7 миллиона рублей. Астрономическая цифра. На средства Бахрушиных были построены городской сиротский приют в Сокольниках, «Дом бесплатных квартир» на Болотном острове для нуждающихся вдов с детьми и учащихся девушек; а через два года рядом возвели ещё два здания, где жили около двух тысяч человек. При них было два детских сада, ремесленное училище для мальчиков, профессиональная школа для девочек. Своё имение Ивановское под Подольском пожертвовали для создания приюта-колонии для беспризорных детей. Список можно продолжать. И конечно, обязательно надо добавить: на средства Бахрушиных были построены 12 храмов, из них семь — в Москве. Кстати, и сам Театральный музей в 1913 году был передан в ведение Российской Императорской академии наук (с условием неразделения коллекции), то есть в ведение государства.

С архитектурной точки зрения музей построен в неоготическом стиле. Современники называли особняк Версалем на Зацепе. (Зацеп, Зацепа — название района, где расположен музей, рядом с метро Павелецкая). И снаружи, и внутри особняк восхищает посетителей. Парадный вход выполнен в готическом стиле. Высокое двусветное пространство, декоративные потолочные балки тёмного дерева, обилие деревянной резной мебели, стрельчатые витражные окна и изящная, эффектная лестница — словно приглашение в роскошный замок, волшебный мир сказки и театра. Интерьеры выполнены в различных стилях: присутствуют и готика, и Возрождение, и ампир, и модерн. Дизайн разрабатывал Карл Гиппиус вместе с художником Сергеем Ягужинским.

Внутренние интерьеры, росписи, лепнина, мебель настолько великолепны, что их можно восхищенно рассматривать даже без музейной экспозиции. Но так было не всегда. В советское время большая часть внутреннего убранства особняка была утрачена, уникальные росписи на холсте в парадной части особняка были грубо сняты со стен. О сохранности не особо заботились.

Вернуть первоначальный облик музею, каким он был при Бахрушиных, смогла героическая реставрация уже наших дней. Была восстановлена первоначальная планировка комнат, по сохранившимся фрагментам и фотографиям воссозданы детали интерьера. Кстати, очень помогли фотографии жены Алексея Бахрушина Веры Васильевны: она была талантливым фотографом и много снимала интерьеры особняка.

Чтобы оценить всю сложность реставрационной работы — пара примеров. При реставрации знаменитой столовой первоначальный трафаретный посеребрённый орнамент на стенах в виде чертополоха был обнаружен за 13 красочными слоями. Небольшой кусочек пропавших росписей на холсте был найден за трубой. Живопись на нём была выполнена путём нанесения сусального серебра и жёлтого лака для имитации мозаики под золотую смальту. Этот фрагмент позволил художникам воссоздать декоративное оформление библиотеки. В кабинете за многочисленными красочным слоями нашёлся фриз, выполненный масляными красками и сусальным золотом по штукатурке. На нём — изображение фламинго и других птиц с зеленью и цветами. Первозданный вид воссоздавался по крупицам.

После революции семья Бахрушиных Россию не покинула, осталась жить в своём особняке и после 1917 года. Правда, их сильно уплотнили, оставив пару комнат в полуподвальном помещении, где раньше жила прислуга. Имущество семьи было национализировано. Заступился нарком Луначарский: его распоряжением Алексей Бахрушин был назначен заведующим Театральным музеем, то есть фактически директором. Оставался им до конца жизни, которая закончилась в 1929 году.

Несколько слов про семейного архитектора Бахрушиных Карла Гиппиуса. Родился в семье профессора химии в Санкт-Петербурге в 1864 году. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Одна из его самых известных работ — «Китайский домик», то есть чайный магазин Перловых на Мясницкой улице. Очень много строил, и не только для Бахрушиных. В советское время был главным архитектором Московского зоопарка. Скончался в Москве 23 июня 1941 года.

Следующий адрес нашей прогулки — «Дом беседующих змей». Адрес — Воронцово Поле, дом 6-8. Бывшая усадьба Латышевых–Бахрушиных–Бардыгиных. Усадьба также связана с фамилией Бахрушиных, а сейчас здесь размещается посольство Индии в России.

В конце ХVIII века эта земля принадлежала екатерининскому вельможе — светлейшему князю Александру Безбородко. Свою государственную службу он закончил в звании канцлера — это высший гражданский чин в Российской империи. В середине ХIХ века обширные владения канцлера были нарезаны на более мелкие участки и распродавались. В конце ХIХ века часть усадьбы с особняком уже принадлежала купцам Латышевым, которые продали её купцу Алексею Бахрушину — выдающемуся меценату, коллекционеру и библиофилу. Основателю театрального музея он приходился двоюродным братом. После кончины собирателя в 1904 году его вдова продала землю с особняком фабриканту Михаилу Бардыгину. Поэтому-то в названии усадьбы упоминаются три фамилии.

При жизни Алексея Петровича перестройкой усадьбы занимался архитектор Александр Иванов, интерьерами (разные помещения — разная стилистика) — Карл Гиппиус. В 1911 году по заказу новых хозяев Бардыгиных Иван Барютин перестроил усадьбу в стиле франко-бельгийского ар-нуво, по моде того времени. В таком виде особняк предстаёт перед нами сегодня.

В революцию Бардыгины пострадали мало, поскольку не были дворянами и сотрудничали с новой властью, но в 1923 году чета Бардыгиных с восемью детьми из девяти эмигрировала. Особняк был национализирован. Сначала в нём разместился Институт экспериментальной биологии, а в 1946 году хозяев смели ещё раз — в усадьбу переехал Институту океанографии. В 1952-м здание было передано в бессрочное владение посольству Индии.

Многое из убранства сохранилось в приличном виде: роскошные лестницы, огромное пространство, спроектированное для библиотеки — с огромным световым фонарём из блоков Фальконье (попросту — стеклоблоки, стеклянный кирпич). Этот фонарь — едва ли не единственный в Москве, дошедший до нас в первоначальном виде. В кабинете в дюсепортах (декоративная панель над дверным проёмом) уцелели гризайли в медальонах, а также деревянный камин; в одной из комнат сохранился камин в мавританском стиле. «Домом целующихся змей» особняк назван потому, что вазоны-светильники, украшающие фасад, обвиты змеями.

Тот факт, что в особняках располагаются посольства, — сугубо положительный, способствующий сохранности. Но есть и минус — попасть туда и увидеть красоту интерьеров довольно сложно. Не всегда они доступны даже в Дни исторического и культурного наследия. Особенно проблемно посетить тот или иной особняк, если в нём располагается резиденция посла. Елена Крижевская рассказала о нескольких случаях, когда ей приходилось проявить недюжинную смекалку и хитрость, чтобы сфотографировать интерьеры. Бывало не раз, что фотографировать посол разрешает, а кому-то показывать — категорически нет. Парадокс, тупик, но Елена смогла эту ситуацию разрешить положительным образом, и слушатели лекции получили огромное удовольствие от увиденных интерьеров — настоящих произведений искусства.

У продвинутых ценителей искусства есть правило: когда приходишь в музей, выбери совсем немного предметов, объектов, — тогда неспешно, вдумчиво и глубоко сможешь рассмотреть каждый, оценить шедевр. Когда слишком много, внимание распыляется. Получается для галочки, галопом по Европам. Ограничимся двумя роскошными особняками, иначе остальные сольются в какую-то кашу.

Елена Крижевская продолжала свою архитектурную прогулку по лучшим особнякам Москвы и вела за собой слушателей/зрителей. Они увидели (рассказ сопровождался роскошными снимками, которые автор показывала на огромном демонстрационном экране), как выглядят другие особняки-шедевры, сохранившиеся до нашего времени.

Лектор провела гостей по особняку купцов и предпринимателей Носовых — Василия и Евфимии (она была страстным коллекционером) на Малой Семёновской улице, дом 1. Интерьеры проектировал архитектор Жолтовский, парадный зал расписывал Валентин Серов. «Провела» — потому что мощно ощущался эффект присутствия, гости буквально «ходили» за экскурсоводом.

Следующим адресом был выбран особняк Лепёшкиной–Шамшиных на улице Знаменка, 10. Отсюда Кремль находится на расстоянии крика. Сейчас здесь размещается Институт государства и права РАН. Елена Крижевская смогла проникнуть внутрь и сфотографировать — зритель, подписчик радуется. Смотрим фото Елены Крижевской — восхищаемся архитекторами и художниками-декораторами, придавшими зданию и его «внутренностям» такой благородный, великолепный вид. Затем следует особняк «сладких» фабрикантов Абрикосовых на Малой Красносельской. Здание — архитектурный шедевр. Добросовестный архитектор продумывал всё, вплоть до шпингалетов и дверных ручек.

Затем лектор познакомила слушателей с особняком Абрикосовых на Остоженке, в котором сейчас располагается приёмная Службы внешней разведки России. Далее следует особняк фабрикантши Красильщиковой на Большой Никитской, в котором в наше время находится посольство Египта (резиденция посла). Архитектор — Густав Гельрих.

Всего в нескольких домах от египетского представительства, на Большой Никитской, 43а, находится посольство Турецкой республики. Первоначально это был новый дом для семьи фабриканта Балина (из купеческой династии Балиных). Дом построен в 1902 году. Строительством особняка в стиле позднего Ренессанса занимался архитектор Никита Зеленин. Сейчас в нём резиденция посла Турции. Интерьеры радуют глаз: зеркала, камины, мебель, росписи, наборный паркет, потолочная лепнина.

В этом же заповедном месте Москвы, на Поварской, дом номер 7, находится особняк купцов Грачёвых, известных с ХVIII века. Занимались они ситценабивным и хлопчатобумажным (текстильным) производством. Сегодня здесь — резиденция посла Норвегии. Сюда так просто не попасть, но благодаря Елене Крижевской, которая смогла и проникнуть, и сфотографировать красоту, слушатели её лекции смогли все это увидеть и оценить.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.