Работа международной промышленной выставки ИННОПРОМ-2015 перешла экватор, и посетителей в павильонах стало заметно меньше. Но программа стенда Ельцин центра в оставшиеся два дня не стала менее насыщенной. Дискуссии, круглые столы, презентации.
ИННОПРОМ. Стенд Ельцин Центра. День третий и четвертый
Видео Александра Полякова
Впрочем, пойдем по порядку, последовательно. Третий день – пятница, 10 июля открылся на стенде дискуссией «Музейная педагогика и перспективы ее развития». Тема и для Екатеринбурга, и для Центра Ельцина с музеем и программами, ориентированными на подрастающее поколение, и в целом для образования в стране значимая, актуальная.
Первопроходцем в этом направлении стал Русский музей в лице доктора педагогических наук Бориса Столярова, заведующего Российским центром музейной педагогики и детского творчества. В числе первых городов-миллионников, в которых этот опыт получил хорошее развитие, был Екатеринбург. В городе, который называют столицей Урала, насчитывается 90 музеев, и культурно-образовательную деятельность некоторые из них начали еще в начале двухтысячных. Пионером можно назвать Екатеринбургский музей изобразительных искусств, который в 2005 году стал инновационной площадкой города в этом направлении. Благодаря мультимедийным технологиям виртуального филиала Русского музея, зрители могли войти внутрь и вглубь картины Поленова «Московский дворик», пережить «Последний день Помпеи» Брюллова, оказаться в Михайловском замке. В 2007 году Екатеринбургский музей изобразительных искусств участвовал в общероссийской программе «Музей. Музыка. Дети», проводившейся Русским музеем совместно с Союзом музеев России при поддержке Ельцин центра.
Основной доклад, открывавший дискуссию, сделала Римма Садыкова, представлявшая Центр музейной педагогики Екатеринбургского музея изобразительных искусств, созданный в 2008 году. Одна из особенностей центра в том, что он работает с разными возрастными группами, начиная с трехлетних детей. Сегодня музейно-педагогическая деятельность Центра проходит по трем основным направлениям: культурно-досуговая, социальные проекты и образовательные программы. На сайте Екатеринбургского музея изобразительных искусств есть раздел «Центра музейной педагогики», где с его деятельностью можно познакомиться более подробно.
В области музейной педагогики, которая напрямую связана со школьным образованием, проблем и нерешенных вопросов множество. О них и говорили участники дискуссии. Заслуги екатеринбургских музейщиков значительны. Здесь работают с детьми, имеющими ментальные нарушения, выезжают в Онкоцентр с программой «Искусство против рака», проводят лектории на различные музейно-искусствоведческие темы, творческие мастерские, даже устраивают просветительские мероприятия в детских садах. И самое главное в том, что музеи становятся все более открытыми для публики, для посетителей, то есть, по словам Ирины Евдокимовой, директора Музея истории Екатеринбурга, музейщики не сидят в ожидании посетителей, а идут к ним навстречу.
Одна из серьезных проблем в плоскости работы со школьной аудиторией в том, что музей, безусловно, расширяет кругозор, но никак не помогает сдать ЕГЭ. Эта проблема, конечно, не единственная, но музейщики Екатеринбурга руки не опускают, и площадка Центра Ельцина поможет реализовать их замыслы. Дискуссия закончилась и практическим результатом: Президентский центр Б.Н. Ельцина и Екатеринбургский музей изобразительных искусств подписали соглашение о взаимном сотрудничестве, масштабное, подробное и детализированное.
Дискуссия «Инициативные бюджетные практики как ресурс для промышленных регионов Урала» стала наиболее представительной по составу участников и, наверное, самым содержательно «нагруженным» пунктом программы Президентского центра Бориса Ельцина. Речь шла о так называемом партисипаторном бюджетировании. Что расшифровывается как распределение части бюджета города при непосредственном участии горожан. Такая процедура уже двадцать пять лет успешно применяется в Европе, Латинской Америке и США (всего в 84 странах мира), и, по мнению экспертов, помогает по-новому выстроить публичное обсуждение (и решение) городских проблем, повысить уровень активности населения и реализовать важные для жителей города проекты. Иными словами, граждане получают возможность самостоятельно определять часть расходов муниципального бюджета на будущий год. По сути, это практический механизм реализации принципов прямой народной демократии.
В России программы партисипаторного бюджетирования реализуются с 2013 года. Сегодня технология внедряется в девяти городах и городских поселениях Ленинградской, Вологодской и Кировской областей. Суть технологии — социальный эксперимент в области муниципального управления и бюджетного процесса, в котором часть средств муниципальных бюджетов распределяется при помощи граждан.
Представим докладчиков: Владимир Вагин — руководитель Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина РФ, автор и издатель первых российских популярных изданий о бюджете «Путеводитель по российскому бюджету 2006», «Открытый бюджет 2004-2007: легенды и мифы о российском бюджете», Лев Шилов — научный сотрудник исследовательского центра «Res Publica» Европейского университета в Санкт-Петербурге, разработчик и консультант программ партисипаторного бюджетирования. Участники дискуссии – первый заместитель министра финансов Свердловской области Светлана Климук, начальник сводного отдела областного министерства финансов Елена Полынкина, председатель Екатеринбургской городской думы Евгений Ройзман, глава городского округа Нижняя Салда Елена Матвеева.
После ярких, обильно проиллюстрированных примерами докладов Владимира Вагина и Льва Шилова, дискуссия поначалу пошла в скептическом ключе. Позиция участников сводилась к тому, что идея, может, и хорошая, но наши депутаты вполне справляются с задачей транслировать и трансформировать пожелания и приоритеты населения в статьи бюджета, в строительные планы и так далее. Сегодня прозрачность в принятии решений, говорил Евгений Ройзман, полная, мнения людей учитываются максимально и, что называется, от добра добра не ищут. Но после каждого подобного тезиса докладчики приводили примеры, в том числе и из российской практики, когда, казалось бы, объективные и наилучшие решения реализовывались полнее и с большим эффектом. Для этого существуют отработанные, апробированные механизмы и процедуры. Здесь и способы отбора граждан для работы в таких комиссиях, и их обучение азам бюджетного процесса, и многое другое. Как отражают реальные потребности населения депутаты и активные неравнодушные граждане – палка о двух концах.
Елена Матвеева - глава городского округа Нижняя Салда привела пример. Лет двадцать в одном из районов города не было горячей воды. Когда появились средства эту проблему решить, то депутаты и власть были абсолютно уверены, что именно так и нужно сделать. Оказалось, все строго наоборот. Когда выяснили мнение жителей, все в один голос сказали, что каждый по отдельности проблему горячей воды решил: поставили колонки, нагреватели, сделали соответствующий ремонт и ломать все это ради прокладки горячего водоснабжения будет неправильно. Средства были пущены на решение более актуальных проблем. Благодаря применению принципов партисипаторного бюджетирования.
Для тех, кто заинтересуется этой темой, следует сказать, что принцип партисипаторного бюджетирования наиболее хорошо работает в городах с населением до ста тысяч человек. Если увеличить масштаб, то механизм станет работать не так эффективно.
На дискуссию предварительно был отведен час, но заинтересованность участников была столь высока, так же как градус дискуссии и содержательность разговора, что продолжалось все существенно дольше. Дискуссия не предполагает принятия конкретных решений, но новое знание, новый вектор для выбора вариантов при принятии решений в системе управления городом заинтересованные лица однозначно получили.
Завершал третий выставочный день круглый стол «Современные культурные пространства», модератором которого был Денис Корнеевский (книжный магазин «Пиотровский»). Тема стола, заявленная красиво, но общо, на самом деле была посвящена «третьим местам», их функционированию в эпоху кризиса. Под термином «третьи места» подразумеваются «общественные пространства, нейтральные для социального взаимодействия и помогающие выстраивать новые отношения, заводить контакты, создавать новые и укреплять уже существующие сообщества». По-другому тему можно назвать проблемой досуга, прежде всего молодежного. В работе круглого стола приняли участие Елена Трубина - профессор кафедры социальной философии Института социальных и политических наук УрФУ, Илья Шипиловских - руководитель программ Государственного центра современного искусства в Екатеринбурге, Сергей Соловьев - основатель книжного магазина «Йозеф Кнехт».
К «третьим местам» сегодня надо отнести и независимые книжные магазины с самыми разнообразными проектами, и лектории, и коворкинги. Их главный конкурент в условиях большого города – торговые центры и супермаркеты с большими рекреационными пространствами и, главное, кинозалами. Как заинтересовать и привлечь посетителей, какие тут возможны подходы, каковы затраты и потенциальная отдача, какие требуются средства для решения этой задачи – об этом шел заинтересованный, неравнодушный разговор на круглом столе.
Субботнюю программу на стенде центра Б.Н. Ельцина можно назвать творческой. Началась она с презентации радиопрограммы «Говорит Свердловск», выходящей дважды в неделю на радиостанции «Народная волна». Представляла программу автор и ведущая Юлия Недосекова. «Говорит Свердловск» - это воспоминания о столице Урала 80-90-х годов прошлого столетия: люди, судьбы, приметы того времени. Ушедшая эпоха. Человеческая память прихотлива: одно и то же событие люди запоминают совершенно по-разному. Порой запоминаются мелочи, а главное уходит на второй-третий план. Но если ты любишь свой город, то интересно все. Герои программы – жители и гости города, люди, которые любят и помнят Свердловск того периода.
К презентации был подготовлен видеоролик, который показывался на большом экране стенда Ельцин Центра. Гости передачи говорили по нескольку фраз. У каждого – свой собственный Свердловск. Вышел чудесный калейдоскоп воспоминаний, разноликий и разноцветный портрет города.
Поддержать любимую передачу пришел писатель и музыкант, лидер группы «Невидимки, смотрящие на ботинки» Антон Касимов. Пока шла видеопрезентация, Антон на электрогитаре исполнял кавер-версии произведений известных свердловских групп «Чайф» и «Наутилус Помпилиус». Версии очень деликатные, с уважительным отношением к «первоисточникам».
Затем хозяевами площадки стенда Центра Ельцина стали дети из студии творческого развития при благотворительном Фонде Константина Хабенского.
Не все знают, что представляют собой эти студии творческого развития. Началось все пять лет назад по инициативе группы актеров во главе с Константином Хабенским. В десяти городах России, начиная с Казани, стали создаваться студии творческого развития в рамках дополнительного образования. Ребятам преподаются художественное слово, пластика и актерская фантазия. Занятия бесплатные, проводятся два-три раза в неделю по два-три часа. Разумеется, студия творческого развития есть и в Екатеринбурге.
По мере того, как проект развивался и становился масштабнее, было решено ежегодно проводить всероссийские фестивали студий творческого развития «Оперение». К сегодняшнему дню прошло четыре фестиваля: в Перми, Екатеринбурге, Уфе и Казани. Позиция Хабенского такова: наша задача – не подготовить детей в специальные вузы, а при помощи театрального инструментария раскрыть творческий потенциал, который есть в каждом ребенке. Если не помогать в раскрытии этого потенциала, то он может так и умереть внутри человека.
…На площадке Центра Ельцина девочки-студийцы представили красивую хореографическую композицию, хотя, возможно, точнее ее стоило назвать музыкально-пластическим этюдом. Этот номер можно посмотреть на видео выше.
А затем были два великолепных мастер-класса. Один – по сценическому движению проводил Сергей Молочков, другой под руководством Наталии Кузнецовой, был посвящен сценической речи. И Сергей, и Наталия - актеры Екатеринбургского муниципального театра юного зрителя. Когда это интересное действо началось, площадка Центра Ельцина заполнилась посетителями, максимально за все выставочные дни. Владение своим ремеслом, умение работать с детьми, добродушие и искренность актеров ТЮЗа настолько располагали детей, что участие в мастер-классах стали принимать и дети, что называется, из зала. Разница между студийцами, уже получившими первые навыки театральной профессии, и остальными была столько наглядна, что лучшей агитации для родителей отдать своего ребенка в студию придумать было трудно.
Осталось добавить, что после открытия в Екатеринбурге Центра Ельцина, в нем найдет себе крышу и студия творческого развития. В сентябре, было объявлено, состоится новый набор.