Прибалтийская фотография: сквозь цензуру и время

3 октября 2016 г.Дарья Рукачёва
Прибалтийская фотография: сквозь цензуру и время

В Арт-галерее Ельцин Центра 30 сентября в рамках художественно-образовательного лектория «Под лестницей» прошла лекция Виктории Мусвик. Фотографический критик, преподаватель курсов по теории фотографии размышляла на тему «Прибалтийская фотография 70-80-х годов ХХ столетия: сопротивление культуры».

Прибалтийская фотография пользовалась огромным авторитетом у советских авторов послевоенного времени. Многие фотографы, начавшие снимать 70-е и 80-е годы, упоминают Антанаса Суткуса и Гунара Бинде как оказавших влияние на становление фотографического мировоззрения. На лекции Виктории Мусвик говорили о знаменитой «литовской школе», о самых известных фотографах Латвии и Эстонии, а также о важности опыта классической прибалтийской фотографии для современных авторов.

– Чем отличается прибалтийская фотография советского периода, если сравнивать ее с другими регионами и столицами?

– Прибалтийская фотография играла особую роль, так как Латвия, Литва и Эстония ещё не входили в состав СССР в самый тяжелый период репрессий: когда фотографы попадали в ГУЛАГ, когда у российской, украинской, белорусской документальной фотографии был «сломлен хребет». Я имею ввиду ту фотографию, которая делается не по заданию, а без фильтра, вы просто идете на улицу и фотографируете. После войны эта традиция была практически уничтожена – был либо репортаж, либо андеграунд. Повседневной, срединной фотографии, где особое внимание уделяется достоинству человека, не было. В Прибалтике была более интересная фотография в 20-е годы, после революции – настоящий авангард.

Главной причиной было то, что сталинский период их миновал?

– Понимаете, что получилось – в России же была своя богатая фотографическая традиция. До революции снимали и повседневность, и репортаж непредвзятый. После революции тоже был период, когда наши вовсю выставлялись, побеждали на международных конкурсах, в журналах печатались. Взрыв творческой креативности. Развивались репортаж и пикториальная фотография. С приходом Сталина к власти все это стало сворачиваться. Режим был против сообществ, против любых форм самоорганизации. Начался знаменитый социалистический реализм – реализм желаемого. Фотографию как будто стерилизовали.

­ – Как изменилась фотография в период перестройки?

– Люди долго работали в стол. Снимали документальные проекты. В перестройку началась чернуха – всем хотелось снять самое непрезентабельное, то, что раньше запрещали снимать. Но в Литве, например, не было такого расщепления – белое, черное, советское. Там начался мощный подъем, к которому примкнули и стали развиваться новые поколения фотографов. В прибалтийской фотографии сохраняется связь поколений, нет антагонизма между старой и новой школой. У нас до сих пор существует некоторая враждебность к фотографам, которые старше на несколько десятилетий. Там произошел более плавный переход. Конечно, бывают какие-то трения, но больше взаимоуважения и уважения к себе, своей земле, уважения друг к другу, способности вести дискуссию. У них не было сильного противопоставления – тут репортаж, тут андеграунд. Там сложились целые школы, они делали многое для себя, могли это не публиковать, делали целые серии и про тяжелые вещи уже тогда. Эти темы не были полностью под запретом, поэтому и не было такого взрыва после.

– Потому что они и раньше занимались этим?

– Да. Они делали разное. Что-то иногда даже публиковалось, что-то на выставках показывалось. Не было жесткого давления цензуры, например, в 60-е разрешили сделать «Фотосоюз» – профессиональное сообщество. В России сразу подумали – и нам сейчас разрешат, но у нас это получилось только в 90-е годы. С одной стороны, не было жестокого подавления, поэтому, может, внутренней цензуры было гораздо меньше. Иногда снимали только для себя, но брали более широкий спектр проблем. Не был так репрессирован сам взгляд художника.

– Развитие фотографии после перестройки в Прибалтике отличалось от того, что было в России?

– На мой взгляд, да. Было самое первое поколение, довольно известное – Суткус, Мацияускас, Кунчюс. Потом было следующее, которое сохранило интерес к земле, к своему народу. Они хотели подчеркнуть, что они не русские, не советские. Был у них интерес к психологии личности, к самому человеку, к проявлениям гуманности. Эти качества следующее поколение авторов сохранило, но появились и более жесткие серии, стал более разнообразным визуальный язык. Третье поколение, послевоенное, было, на мой взгляд, более разнообразным. Мы привыкли к тому, что происходит в России с фотографией – вдруг появляется одна тема, которая считается остросовременной, и все в этом русле работают. В Литве это более разнообразный процесс. Люди более включены во весь остальной мир, они снимали и снимают в разных манерах. Широкий тематический спектр отличает всю прибалтийскую фотографию.

Другие новости

Спектакль

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.