Препарируя улицу

23 мая 2024 г.Татьяна Филиппова
Препарируя улицу

В Круглом зале Ельцин Центра в Екатеринбурге 8 мая открылась выставка «Автор предпочёл остаться известным». Она объединила четырёх художников, пришедших к своим художественным практикам через контекст уличной культуры.

Ещё в юности они включились в культурную жизнь андеграунда индустриальных городов: Екатеринбурга, Чебаркуля и Нижнего Тагила. Они уже попробовали себя в граффити, рэпе, экстремальных видах спорта и дизайне стритвир-одежды (от англ. streetwear — особый вид уличной моды).

Традиция уличной культуры предполагает наличие у авторов никнеймов: создавая работы на улице, ни с кем их не согласовывая, они вынуждены сохранять анонимность. На выставке авторы называют свои имена, но и продолжают использовать никнеймы: ЯПЁС — Дима Кудлай, OLIEF — Филипп Мустафин, Rare.God — Степан Пантелеев. У Максима Поликарика нет никнейма, но он входит в число участников коллективной райтерской группы — «Уно супер 2000».

Куратор выставки Никита Перфильев рассказал, почему заинтересовался работами этих четырёх художников: «Идея возникла из моего персонального опыта общения с художниками. Я давно думал о выставке, которая покажет авторов, действующих и на улице, и в галерее. Обстоятельства были таковы, что объём и состав участников менялся, но экспозиция не складывалась. Настал момент, когда всё сложилось идеально. Мы познакомились с Алисой Жихаревой, куратором независимой творческой группы «Клоповник» из Челябинска. Алиса рассказала мне о Филиппе Мустафине, показала его портфолио. После этого картина сложилась. С Димой Кудлаем и Степаном Пантелеевым мы и раньше работали. Но чтобы разбавить их общее буйство красок, уйти от только живописной и рисовальной тематики, мне показалось уместным добавить Максима Поликарика с его тканевыми работами. Они довольно сдержанные и хорошо уравновешивают то буйство, которое происходит на других стенах экспозиции».

Уличная культура уходит корнями в культуру хип-хопа — протестного направления, представляющего жизнь бедного афроамериканского и латиноамериканского населения в США. Она появилась в СССР к концу 80-х прошлого столетия и активно развивалась на постсоветском пространстве в 90-е годы, оставаясь в границах первоначальной логики — некоего сопровождения к реалиям «урбанистического прозябания».

Максимальная популярность движения в России пришлась на нулевые годы нового тысячелетия. Образы уличной культуры начали активно присваиваться и трансформироваться крупными брендами и представителями государственной молодёжной политики. Они сформировали устойчивый, «глянцевый» образ адептов уличного движения: полный энтузиазма молодой человек в кепке, со скейтбордом под ногами, с аэрозольным баллончиком в одной руке и сникерсом в другой.

В следующее десятилетие уличная культура становится полноправной участницей городской и художественной среды. Художники получают заказы на коммерческие муралы (монументальная живопись на стенах архитектурных сооружений — ред.), сотрудничают с музеями, галереями, локальными дизайнерскими брендами. Всё это примеры позитивного взаимодействия институций, бизнеса и андеграунда в культурном и коммерческом пространстве, не отменяя при этом дискуссии о необходимости протеста.

Организаторы выставки не ставили перед собой задачу обобщить или оценить эти процессы. Она лишь показывает их результаты через искусство четырёх художников, каждый из которых в своей манере препарирует символическую, образную и идеологическую систему уличной культуры.

Дима Кудлай совмещает практику традиционного граффити с живописью. В манере художника Михаила Ларионова, иронически и в намеренно примитивистском ключе, превращает нижнетагильские будни в выходные на Монмартре. Таким образом он изменяет роль своего райтерского альтер эго «ЯПЁС»: превращая марателя стен и углов в значительную фигуру — художника с беретом на голове.

Филипп Мустафин также избирает основным медиумом своей художественной практики живопись. Его работы — это своего рода терапия при помощи искусства. Они напоминают наслоение из тегов, персонажей, обрывков фраз и образов классического искусства на стенах римского переулка, который сообщает нам о попытке художника разглядеть в обычном заборе индустриального города стену римского переулка, где художнику легко говорить о своих эмоциях.

Максим Поликарик, перешедший от граффити, примитивистских и абстрактных рисунков к работе с тканью, реализует подростковую мечту стать дизайнером одежды. Абстрактные, многослойные холсты являются результатом размышления художника о потере одеждой утилитарной функции и о природе нынешнего состояния моды и дизайна. Доводя эту идею до крайней позиции, художник заявляет: «Одежде больше не нужен человек».

И наконец, работы Степана Пантелеева представляют обобщённый образ граффити, переосмысляющего концептуальное искусство. В своей уличной практике Степан создаёт крупные муралы, называя их «постграффити». Для создания пластической формы рисунка он использует ранее существовавшие на поверхности рельефы, разрушения и теги других граффитистов. Для галерейных работ Степан, находясь в этой же логике, использует в роли холста рекламные баннеры, также являющиеся частью городской среды. Он превращает их в живопись на грани абстрактной и фигуративной, оставаясь в цветовой и пластической системе граффити.

Теперь и у нас есть возможность близко познакомиться с их творчеством. Выставка продлится до 14 июня.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.