В Ельцин Центре открылись Дни Дании: с 10 по 13 октября посетителей ждут десятки полезных лекций и дискуссий о процессах, происходящих в обществе и в современных медиа, мастер-классы по архитектуре и дизайну, музыкально-театральные постановки авторов из Копенгагена, а также четыре фильма кинофестиваля Danish Wave 2019.
Событие такого масштаба проходит в Екатеринбурге впервые, и это большая заслуга и команды Ельцин Центра, и Посольства Королевства Дания. Проведение дней североевропейских стран в Ельцин Центре стало традицией: здесь уже были финны и шведы, теперь очередь датчан.
На церемонию открытия в столицу Урала прилетела внушительная датская делегация. Её возглавил Чрезвычайный и Полномочный посол Королевства Дании в России Карстен Сендергорд. В числе значимых гостей – генеральный директор Датской телерадиовещательной корпорации в 1994 – 2004 годах Кристиан С. Ниссен, а также министр культуры Дании в 2016-2019 годах госпожа Метте Бок.
В своём коротком комментарии корреспонденту Ельцин Центра господин Сендергорд отметил, что находится в Екатеринбурге впервые и город ему понравился своей динамичностью:
– Безусловно, у нас есть проекты и в других российских городах, но Екатеринбург – это большой современный город, здесь много всего происходит, и Екатеринбург, и Ельцин Центр должны быть в нашем шорт-листе. Ельцин Центр – потрясающая институция сама по себе, а город кажется хорошо организованным и полным энергии. Я впечатлён.
Выступая на церемонии открытия, господин Сендергорд отметил, что обширная программа Дней Дании подчеркивает важность культурного диалога и общечеловеческих ценностей. Для Посольства Королевства Дания в Москве важно, чтобы программа проходила не только в столицах, но и в регионах России, поскольку нацелена на расширение точек пересечения между Россией и Данией.
– Убежден, что это позволит наладить обширную дискуссию между странами. Важно продолжать строить культурный мост между Россией и Данией, – отметил посол и пожелал всем участникам продуктивных и захватывающих дней.
О важности культурного диалога в своём выступлении заявила и министр культуры Свердловской области Светлана Учайкина. Она призвала гостей не ограничиваться только программой Дней Дании, и пригласила продолжать сотрудничество в рамках других крупных мероприятий в Екатеринбурге, в частности, на «Ночи музыки».
После официальных лиц к микрофону вышел кинокритик, журналист, главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин. Он отметил, что Danish Wave – одна из старейших в России программ национального кино, и косвенно этот фестиваль способствовал старту его карьеры. В начале нулевых датский киноинститут искал в Москве журналиста, который смог бы написать о киноиндустрии Дании, и этим журналистом оказался Антон. «В той поездке я познакомился с Ларсом фон Триером, и так начался мой путь в профессии», – сказал он.
Антон Долин подчеркнул, что датское кино отнюдь не сводится к Ларсу фон Триеру и манифесту «Догма 95», 25-летие которого будет отмечаться в следующем году. Напротив, в самой Дании этот «сумеречный кинематограф» не считается настоящим датским кино. «Они чудаки, но мы их терпим, – привёл Антон высказывание одного именитого историка кино из Копенгагена. – На самом деле, у нас весёлый нрав, мы любим комедии и семейные ценности».
Антон Долин отметил, что кинематограф в Дании – это огромный пласт культуры, и представленные на фестивале Danish Wave фильмы можно отнести к киномейнстриму: это то, что смотрят сами датчане.
Фильм, открывший фестиваль – «Счастливчик Пер» – снят, пожалуй, самым успешным датским режиссёром. Билле Аугуст – обладатель двух Золотых пальмовых ветвей (1987 и 1992 годы) и «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке (1987).
– Это неоклассика, экранизация фундаментального романа, написанного в начале ХХ века нобелевским лауреатом по литературе Хенриком Понтоппиданом, рассказывающего о событиях начала ХХ века, – рассказал про этот фильм Антон. – Странным образом начало ХХ века и начало ХХI века рифмуются. И ситуация неприкаянности молодых людей, оторванных от корней и от дома, которые пытаются выстроить свою новую идентичность – это совершенно современная проблематика, которая здесь решена в размашистом костюмном духе. Картина, которая абсолютно классическим языком реализма говорит о вещах, которые были актуальны сто лет назад, так и сегодня.
По словам Антона, все четыре фильма, которые участвуют в программе фестиваля, разные. Например, фильм «Пока не наступили холода» – это тоже костюмная картина, действие которой происходит в ХIХ веке. «Это тоже кинороман, но гораздо более жесткий, натуралистический и мрачный. В значительно меньшей степени услаждающий взгляд и с потрясающим артистом в главной роли – Еспером Кристенсеном, он и у фон Триера снимался, и в «Бондиане», он являясь корифеем современной актерской школы», – отметил Долин.
Третий фильм – «Мистериум. Журнал 64» – это такой датский нуар, полицейское расследование, с блестящими артистами, сделанный прекрасным режиссером Кристоффером Боэ.
– Он раньше считался чисто фестивальным режиссером, а это такое зрелищное жанровое развлекательное кино, – отметил Антон. – Наконец, четвертый фильм – это комедия «По доброй воле». Про мужскую тюрьму, но снятая женщиной, режиссёром Фредерикке Аспек. Вообще, комедии про тюрьму – это такой особый датский жанр. Конкретно этот фильм начинается как комедия, а заканчивается не вполне, но не буду раскрывать подробности.
Помимо кинофестиваля, в программе Дней Дании значатся мастер-классы, лекции, театральные перфомансы и другие проекты. СМОТРЕТЬ РАСПИСАНИЕ