«Послушайте!» с Леонидом Десятниковым

4 октября 2021 г.Татьяна Филиппова
«Послушайте!» с Леонидом Десятниковым

В Международный день музыки 1 октября в Ельцин Центре стартовал новый сезон музыкально-просветительского цикла Алексея Гориболя «Послушайте!». Его героем стал один из самых исполняемых современных российских классических композиторов Леонид Десятников.

Открыл вечер бессменный ведущий и автор цикла пианист Алексей Гориболь основными фрагментами из фильмов «Подмосковные вечера» Валерия Тодоровского, «Москва» Александра Зельдовича и неоромантическим «Ноктюрном» из «Мании Жизели» Алексея Учителя. Музыкальное исполнение сопровождалось кадрами из фильмов.

Леонид Десятников много и плодотворно работает в кино. Ему принадлежит музыка к культовым фильмам: «Серп и молот» (1994), «Мания Жизели» (1995), «Кавказский пленник» (1996), «Дневник его жены» (2000), «Москва» (2000), «Космос как предчувствие» (2005), «Ван Гоги» (2018).

Она звучит в спектаклях и операх: «Ревизор» (2002), «Дама с собачкой» (2003), «Дети Розенталя» (2004), «Живой труп» (2006), «Женитьба» (2008), «Утраченные иллюзии» (2011).

Композитор сотрудничает с выдающимися российскими театральными и кинорежиссёрами: Валерием Фокиным, Камой Гинкасом, Валерием Тодоровским, Алексеем Учителем, Павлом Лунгиным, Александром Миттой, Александром Зельдовичем и Сергеем Ливневым.

Маэстро Десятников пишет оперы для детей, камерную музыку, вокально-хоровые сочинения, а также музыку для оркестра и фортепиано. Не случайно Алексей Гориболь решил посвятить ему очередную встречу своего цикла «Послушайте!».

Несмотря на то, что 65 лет композитору исполнилось в прошлом году, пандемия внесла свои коррективы - юбилей пришлось перенести на год. Вечер в Ельцин Центре это лишь первая часть большого юбилейного фестиваля, который состоялся 2 и 3 октября на сцене театра «Урал Опера Балет». Мировая премьера проекта L.A.D. (Lеонид Аркадьевич Dесятников – ред.) – спектакля на музыку Леонида Десятникова – прошла именно в Екатеринбурге. Зрители увидели балеты в постановке четырёх российских хореографов: танцовщика и хореографа Мариинского театра, участника мастерской «Dance-платформа» в «Урал Опера Балет» Максима Петрова, танцовщика и хореографа, чьи премьеры регулярно гремят в Москве, Андрея Кайдановского, солиста и хореографа Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Максима Севагина и хореографа и художественного руководителя театра «Урал Опера Балет» Вячеслава Самодурова. Музыкальным руководителем постановок выступил Алексей Гориболь, постоянный исполнитель музыки Десятникова. Проекту помогли состояться Ельцин Центр, продюсерское агентство JokerLab театра Урал Опера Балет и фонд M.ART.

Приезд самого Леонида Десятникова ведущий вечера назвал несомненной удачей, поскольку композитор редко куда-либо выезжает. «Всё это глубоко символично связалось в важную для нас, для театра и Ельцин Центра историю. Конечно, это проект друзей! Несмотря на разницу в возрасте, мы все – и хореографы, и музыканты, и организаторы – хорошо знакомы и дружны, это было нашим совместным желанием сделать красивую историю вместе», – подчеркнул Алексей Гориболь.

Он поздравил со сцены всех с возобновлением после полуторагодового перерыва музыкально-просветительского цикла «Послушайте!». В его работу пандемия также внесла свои коррективы. И вот на открытии сезона снова аншлаг. В зале поклонники музыки Леонида Десятникова и исполнительского искусства Алексея Гориболя. Алексей рассказал о программе цикла на предстоящий год. Это и выступление удивительного молодого тенора, незрячего исполнителя романсов Глинки, Даргомыжского, Чайковского – Олега Крикуна. И вечер Микаэла Таривердиева, который состоится 1 февраля в день рождения Бориса Ельцина. В мае запланирован авторский вечер Давида Тухманова с вокальными циклами на стихи Анненского и Поплавского, которые композитор представит сам.

Вечер продолжился исполнением одиннадцати из двадцати четырёх прелюдий «Буковинских песен», написанных композитором на основе западно-украинского фольклора. Впервые они прозвучали в октябре 2017 года в нью-йоркском Линкольн-центре, где American Ballet Theater представил премьеру балета Алексея Ратманского «Songs of Bukovina» на музыку двенадцати прелюдий из цикла. Всего же с Алексеем Ратманским Леонида Десятникова связывают семь совместных работ, подчеркнул Алексей Гориболь.

К исполнению фортепианных трио из спектакля «Живой труп», поставленного Валерием Фокиным в Санкт-Петербургском Мариинском театре, присоединились молодые исполнители из Екатеринбурга Михаил Калугин (скрипка) и Темирлан Абедчанов (виолончель).

Леонид Десятников. Творческая встреча в рамках цикла «Послушайте!»

По окончании музыкальной части вечера Алексей Гориболь пригласил на сцену самого композитора и Дениса Корнеевского, руководителя программной дирекции Ельцин Центра. Леонид Десятников поблагодарил музыкантов за трепетное исполнение своих сочинений.

Денис Корнеевский пригласил к разговору всех желающих. В зале выставлены микрофоны, к которым можно подойти и задать свой вопрос. Денис попросил композитора поделиться впечатлением от репетиций проекта L.A.D., от работы с молодыми хореографами.

– Моё мнение – это мнение дилетанта, я абсолютно ничего не понимаю в балете, – не без иронии признался Леонид Десятников. – Я один из самых неуклюжих людей, которых вам приходилось видеть. Но у меня есть следующее умозаключение: все четыре хореографа, которые участвуют в этом проекте, озаботились приращением смысла. Они много добавили к этой музыке и придумали очень неожиданные для меня и парадоксальные решения. Меня это очень взбудоражило, и я с нетерпением жду реакции публики, которая появится завтра в «Урал Опера Балет».

На вопрос «Что сегодня для вас балет? Можно ли его назвать актуальной формой искусства?» Леонид Десятников ответил:

– Балет пользуется огромной популярностью. Балетные спектакли посещаются огромным количеством людей. Несмотря на то, что это старое искусство – классический балет, количество балетоманов растёт в астрономической прогрессии. Я не принадлежу к их числу, но я вижу, что это искусство по-прежнему популярно и не только в России, во всём мире. Я не то чтобы специально за кем-то слежу, я тот человек, который смотрит всякие медиа, заглядывает в социальные сети и узнает такие вещи, которые, может быть, и не стремился узнать. Например, Анастасия Волочкова. Это тоже про балет. Что касается моего балетного опыта, так сложилось, что я сотрудничал с Алексеем Ратманским, которого я нежно люблю, и специально для него написал две партитуры. Всё остальное, что он сделал – это взял не предназначенную для балета музыку и сотворил из неё нечто новое и качественно иное. В общем, балетоманский опыт у меня небольшой. Единственное, что я понял из того, что видел в Мариинском театре, что балет – это необязательно история про взаимоотношения людей, которых вы видите на сцене. Это может быть просто красивый орнамент и в хорошем смысле бессмысленный. Надо это принимать и наслаждаться геометрией балета. Вот это я понял уже будучи весьма пожилым человеком.

Разговор снова зашёл о «Буковинских песнях».

– Изначально они были написаны для Алексея Гориболя и посвящены ему, – рассказал композитор. – Хотя их сейчас исполняют и другие пианисты. И даже есть запись на диск, сделанная не Алексеем. Мне как-то во время интервью задали вопрос, над чем я сейчас работаю. Я сказал, что заканчиваю такое произведение для Гориболя. Это интервью в далёкой Америке прочитал Алексей Ратманский и написал мне, что страстно хотел бы познакомиться с этой музыкой. Я ему ответил, что эта музыка не предназначена для балета и вряд ли она ему подойдёт. Он настаивал, и мне пришлось самому записать своими нескладными ручками в Доме радио, в Санкт-Петербурге это сочинение. Я отправил ему запись и через несколько дней получил ответ, что музыка ему «дико» подходит, и он будет ставить балет по двенадцати из двадцати четырёх. Надо сказать, что хореографы ненасытные люди, они перемалывают огромное количество музыки, и даже той, которая не предназначена для балета. И это прекрасно, по-моему.

Зрители отметили, что хотелось бы композитора видеть чаще, не только по поводу юбилея. Его попросили рассказать какую-нибудь забавную историю, связанную с сочинительством.

– Это рутинная работа. Есть понятие дедлайна, которое всегда довлеет над тобой, вы должны сделать работу к определённому времени. Я не припоминаю каких-то экстраординарных обстоятельств, но бывают неприятные обстоятельства. Мне однажды пришлось работать над партитурами к двум разным кинофильмам одновременно. Обе, на мой взгляд, получились плохо. Это было в середине 90-х, и я больше так не делаю.

– Чего больше в вашей работе – спонтанности или запланированного? – вопрос от ведущего.

– Больше спонтанности. Сложность в том, что этого момента, когда вы понимаете, что это правильная нота, иногда приходится долго ждать. Как говорил Стравинский: «Я насекомое, которое умеет ждать!». Вы можете целый день ничего не делать, и естественно, вы себя корите за это. Вы раскладываете пасьянс или идёте гулять с собакой. И два-три дня ничего не происходит. И вдруг на четвёртый день что-то происходит. В лучшем случае – на четвёртый. Со стороны кажется, что вы бездельник. На самом деле идёт невидимая со стороны работа.

Денис попросил сравнить труд композитора с литераторским. Многие писатели говорят, что, независимо от вдохновения, они садятся и пишут.

– У всех это происходит по-разному, – предположил Десятников. – Я знаю писателей, у которых белый лист или монитор вызывает чувство панического ужаса. Бессмысленно марать нотную бумагу, понимая, что ничего из этого тебе не пригодится. Я могу у рояля провести десять минут в день, понимая, что сегодня ничего не получится.

Вопрос из зала: «Ваши произведения относят к «новой простоте». Вы можете пояснить, чего касается эта простота?»

– Я сам никогда не относил себя ни к какой простоте, ни к старой, ни к новой. Но мне хочется, чтобы то, что я сочиняю, всегда было ясно, не мутно, чтобы были слышны даже средние голоса, потому что средние голоса – это проблема в любой музыке, у Танеева, у кого угодно. Всё должно быть прозрачно, я к этому стремлюсь. И возраст. Впасть, как в ересь, в неслыханную простоту – это нормально для композитора зрелого возраста. Что касается тональности, то я тональный композитор потому, что не умею плавать. Мне надо обязательно держаться за что-то, например, за тонику. Я не озабочен состоянием тональности в моих произведениях. В моей музыке много клише, каких-то банальных оборотов. Я называю это «преображением банального». Поскольку в ней есть банальные обороты, то это очевиднейшим образом тональная музыка. Она апеллирует к чему-то, что было в XIX, а то и в XVIII веке. Мне новое состояние тональности не так важно, как музыковедам. Я занят исключительно своим полисадничком, возделываю свои собственные цветочки, и я не озабочен глобальными вопросами музыкознания. Это просто не моя работа и не моя тема. Я интуитивно что-то такое ищу, но не выхожу за пределы полутоновой системы. В моей музыке вы не встретите расщепления на более мелкие интервалы, несмотря на то, что я люблю восточную музыку, юго-восточной Азии и африканскую. Я не могу экспериментировать в этой зоне, мне это просто недоступно.

Зрительница из зала назвала музыку Десятникова пронзительной и высокоэмоциональной. Она поинтересовалась у гостя, сентиментальный ли он человек.

– Считается, что сентиментальность признак душевной чёрствости. Если я признаюсь вам, что сентиментален, то вы заподозрите меня и в душевной чёрствости, и в отсутствии эмпатии. Мне кажется, что я не очень сентиментален. Например, вот эти фортепианные трио, которые прекрасно исполнили молодые музыканты и Алексей Гориболь, были написаны для «Живого трупа». Я сразу сказал Фокину, что я терпеть не могу цыганскую музыку в таком советском изводе, в стиле театра «Ромен». Хотя цыганская балканская музыка мне нравится. Фокин сказал, давайте обойдёмся без цыганской музыки. Мне не удалось увильнуть от этой работы. Я думал и пришёл к выводу, что буду использовать мелодию знаменитой песни «Невечерняя». Я разбил её на неравные кусочки и сварил свой собственный бульон. Музыканты играют на сцене музыку в духе Танеева или Аренского. Как будто исторический Танеев приезжает к Софье Толстой и исполняет эту музыку. Музыка в театре исполняется вживую, но я-то знаю из чего всё это сделано. Для меня была в этом понятная мне одному ирония. Но Гориболь принял её за чистую монету. И сколько я ему не говорил, что её нельзя играть с такой неподдельной страстью, надо более сухо. Он привносит в неё своё чувство, а меня немного подташнивает от этого.

Одна из зрительниц отметила, что композитор даже на сцене находится в беговых кроссовках. Её вопрос коснулся того, не увлекается ли композитор бегом, как поддерживает себя в хорошей физической форме и что позволяет ему сохранять абсолютную ясность ума.

– Я глубоко тронут, что вы разглядели, что это беговые кроссовки. Никакой особенной физической формы у меня нет. Я человек, никогда не занимавшийся спортом, и не склонен к этому, к моему стыду, не то, чтобы я этим горжусь. Однажды у меня возникли проблемы с ногами, и врач посоветовал мне носить ортопедические стельки. Беговые кроссовки идеально для этого подошли. Я купил кроссовки и вставил в них специальные стельки, с ними и живу.

На вопрос, что связывает его с Екатеринбургом, композитор рассказал о своей давней дружбе с дирижёром Дмитрием Лиссом. Они не просто из одного города, но даже учились в одной школе.

– Уже и не помню, как давно я появился в вашей филармонии. Он первым исполнил мою симфонию «Зима священная 1949 года». Впервые в России она прозвучала именно в Екатеринбурге. Он благородно размял её для дирижёра Андрея Борейко, который её исполнял уже с хором. Это такая сложная музыкальная логистика. Магнитогорская хоровая капелла сначала обкатала её здесь, а уже потом исполнили в Москве. Лисс приглашал меня ещё несколько раз. Ваша филармония заказала мне сочинение для своего Евразийского фестиваля, который исследует культурные связи разных континентов. Нужно было написать для них что-то ориентальное. Я написал китайское сочинение, которое они исполнили с большим энтузиазмом. Называлось оно «Путешествие лисы на северо-запад». Дирижировал Дмитрий Лисс. Солировала Венера Гимадиева. Я очень дорожу этими творческими контактами.

Очередь к микрофонам выстроилась нешуточная. Но всё же наступило время последнего вопроса. Он был о том, как повлияла пандемия на творчество композитора, что происходило с ним в этот период. Он ответил на него в той же ироничной манере.

– Я четырежды брил голову за это время. И мне это очень нравилось. Только недавно я пришёл в парикмахерскую после огромного перерыва. Наверное, мой опыт сравним с опытом других людей. Я переживал всё то же самое, что и другие. Я потерял близких людей, которые были мне очень дороги. Про это трудно и горько говорить. Я не болел коронавирусом, если вас это интересует, но в течении самоизоляции я умудрился попасть в больницу с другим тяжёлым заболеванием. Меня очень быстро там подняли на ноги, но это был всё равно для меня невероятный шок. Пришёл в себя, привился. Я горячий сторонник вакцинации и прерываю отношения с людьми, которые игнорируют её. Мой режим дня не очень изменился, я всегда так живу, в некоторой изоляции. Просто в последнее время стал реже выходить из дому. Мне позвонил приятель из Амстердама, сказал, что не мог до меня дозвониться. Я пошутил, что, наверное, выносил мусор. Ну, вот, сказал он, теперь ты научился сам выносить мусор, что само по себе неправда, я и раньше его выносил.

По завершению вечера Леонид Десятников пригласил всех в «Урал Опера Балет» на премьеру своего юбилейного проекта L.A.D. На следующий день, 2 октября, композитор посетил Музей Б.Н. Ельцина. Экскурсию для него провел директор музея Олег Лутохин.

Другие новости

Спектакль

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.