Президентский центр Бориса Ельцина поддержал общественный проект «Последний адрес» по увековечению памяти жертв политических репрессий. Цель проекта — установка персональных памятных знаков на фасадах домов, адреса которых стали последними прижизненными адресами репрессированных.
Каждый знак будет посвящен одному человеку. Инициатором установки такого знака станет тот, кто из личных средств оплатит изготовление таблички. Отсюда и принцип, который стал девизом проекта, «Одно имя, одна жизнь, один знак». Никаких различий по сословным, номенклатурным, профессиональным, религиозным, национальным и любым иным признакам не будет.
Механизм процесса простой и абсолютно прозрачный. Любой человек посылает заявку (электронной почтой по адресу poslednyadres@memo.ru) в некоммерческий Фонд увековечения памяти жертв политических репрессий «Последний адрес». Ему помогут найти родственников или знакомых или по имени, или по адресу. Для этого «Последний адрес» создает базу данных, основой которой служит любезно предоставленный «Мемориалом» архив. Можно это сделать и самостоятельно. Поиск репрессированных по именам доступен по адресу: lists.memo.ru. Поиск по адресам доступен пока только среди жителей Москвы:mos.memo.ru. Но послать заявку в «Последний адрес» все-таки необходимо для окончательной проверки.
Дальше — изготовление таблички и ее установка. По предварительным расчетам, это будет стоить около четырех тысяч рублей. К середине октября в «Последний адрес» поступило более 300 заявок, ежедневно поступает от 10 до 40 писем.
Инициативная группа, они же активисты проекта, это журналисты Сергей Пархоменко, Григорий Ревзин, Елена Висенс, историки Никита Соколов, Ирина Карацуба, издатель Григорий Кунис, архитектор и дизайнер Евгений Асс. Их усилиями и был создан некоммерческий Фонд увековечения памяти жертв политических репрессий «Последний адрес», который и воплощает проект. У Фонда есть сайт www.poslednyadres.ru.
«Последний адрес» — это развитие идеи мемориального проекта «Камни преткновения» немецкого художника Гюнтера Демнига, посвященного жертвам фашизма — евреям, цыганам, гомосексуалистам… Проект родился более 20 лет назад. В мостовые и тротуары перед домами жертв встраиваются бетонные кубические камни высотой 10 сантиметров, верхняя поверхность каждого покрыта латунной пластиной. На ней выгравированы имя, год рождения, год и место смерти человека. Сегодня в 650 городах 11 стран Европы установлено более 40 000 «Камней преткновения».
У нас климат иной: снег и лед на тротуарах и мостовых лежит по полгода. Так что разумнее устанавливать таблички на фасадах домов, решили инициаторы акции.
Чтобы определить, как будет выглядеть мемориальная табличка, был проведен конкурс, в котором приняли участие полтора десятка дизайнеров и художников. Победителем стал Александр Бродский. Его табличка — очень компактная, лаконичная — размером с ладонь — 10 на 17 сантиметров, выполнена из оцинкованной стали. Этот материал выбран потому, что дешев, ни у кого не возникнет желания сдать его в утиль как цветной металл, к тому же обладает хорошими антивандальными свойствами. На табличке разместятся имя репрессированного, профессия (если ее можно будет установить), даты рождения, ареста, гибели и реабилитации. И еще небольшое окошечко — как бы для фотографии. Но фотографий на табличках не будет: вырезанный в металле квадрат — ход, предложенный дизайнером.
Проекту, разумеется, нужны средства. На организационное и юридическое обеспечение, поддержку работы сайта, на работу в архивах по перепроверке данных. Откуда их брать? Проект будет развиваться исключительно за счет добровольных пожертвований граждан. Участие в финансировании госорганов, федеральных или местных бюджетов не предполагается. Средства на запуск проекта были собраны в результате кампании сбора помощи, которая проходила на портале Planeta.ru. Кампания завершилась 1 октября. На «Последний адрес» люди пожертвовали 1 485 226 рублей.
Проект «Последний адрес» не ограничивается Москвой. Активная работа идет в Санкт-Петербурге. Инициативные группы уже образовались в Костроме, Кирове, Перми, Воронеже, Нижнем Новгороде, Архангельске, Барнауле, Твери, Петрозаводске, Ярославле.
Формально от городских властей разрешений на установку табличек не требуется. Маленькая табличка — это ведь не памятник, не мемориальная доска, которые могут изменять архитектурный облик фасада здания. Единственное, что нужно — согласие владельца здания: ТСЖ или иного собственника. Но чтобы процесс шел без конфликтов, от администрации любого города необходимо документальное заявление, что городские власти не возражают против установки мемориальных знаков и утверждают его единый образец.
Председатель правления Фонда «Последний адрес» Сергей Пархоменко сообщил, что в начале ноября первые несколько десятков табличек будут установлены на первых 12 московских домах.
Для Фонда Бориса Ельцина и Президентского центра Бориса Ельцина «Последний адрес» — не первый проект, имеющий целью способствовать сохранению исторической памяти. Продолжается работа над многотомной книжной серией «История сталинизма», поддержка проекта «Правда ГУЛАГа», материалы которого регулярно публикует «Новая газета».